Кооперативный рынок и вокзал. Расскажи о любимом месте в Краснодаре

Редакция «АиФ-Юг» решила определить самые знаковые места Краснодара, не обязательно общеизвестные и популярные среди горожан. У каждого есть «точки», с которыми связаны определённые моменты. Потому присылайте свои рассказы о местах города, которые ассоциируются с какими-то событиями вашей жизни. Мы в свою очередь опубликуем их на нашем сайте и наградим победителей. Все истории можно прочесть здесь. Мягкие автобусы и взрослое кино «Как театр начинается с вешалки, так и Краснодар для меня начинался с Кооперативного рынка. Когда-то там, на площади между Красной и Красноармейской был «мой» автовокзал, - рассказывает Светлала Лазебная. - Помню цену билета до Ильского: 70 копеек. В здании вокзала стояли автоматы, похожие на те, что продают газировку (с сиропом три копейки, без сиропа одна копейка). Только вместо воды автомат выдавал билеты. В город мы приезжали с мамой и всегда по важному поводу: купить обновы и не только. Я занималась в художественной школе и хорошие карандаши (кохиноровские), ватмановская бумага, акварель «Нева» (а если повезёт, то и «Ленинград»!) продавалась только в городе, в художественном салоне на ул. Карасунской. То есть там же, на Кооперативном. Домой возвращались с покупками. Обязательно с продуктами, которые покупали в огромном магазине на Красной: колбаса, сыр, какие-то дефицитные в нашем посёлке деликатесы. Рейсов не хватало, случалось, пассажиры брали автобусы штурмом. А ехать час. И почти нереально - сидя, а не стоя. А меня ещё и укачивало. Была хитрость. Мы брали билеты на межгород (Краснодар - Черноморский, Холмский или Абинск), с местами. Нужно было отстоять очередь к окошку. Переплатить 35 копеек до Черноморки, выйти в Ильской. Но главное - ехать сидя! С раннего детства я знала, что автобусы есть пригородные (бешеные «тарантайки» в которых и задавить могут) и междугородние (когда ты едешь как человек в мягком кресле, в чистом салоне). Моя Ильская - тот самый рубеж (40-й километр), после которого начинался комфорт, последний по маршруту населённый пункт, считающийся пригородом. Иногда, если было не уехать даже и межгородом, мы шли в кино! Кинотеатр был тут же (угол Гоголя и Красноармейской) маленький, но уютный. Назывался он «Звезда». В 1988 году на экраны вышел фильм «Маленькая Вера». Я посмотрела его, хотя мне только-только должно было исполниться 14. На 16 не выглядела, но нет ничего невозможного. Пошли в общественный туалет, мама сделала мне макияж. Не уверена, что это добавило взрослости, но вызова в скромный имидж - точно. Тётя-билетёр, глядя на меня, неодобрительно хмыкнула. В тинейджерстве в поездках в город и на рынок, меня тянуло в ряды, где продают кассеты. Мимо фруктов-овощей, одежды, цыганского золота... К кассетам, постерам звёзд и маленьким, отпечатанным вручную фотографиям, которые вставлялись в подкассетники как супер-обложки. Кассеты стоили дорого. Японские TDK или немецкие Basf особенно ценились. Одна штука стоила целое состояние: 25 рублей. И постеры стоили отнюдь не копейки, мама мне, начинающей меломанке, их купила немало. Ещё были значки! До сих пор живы два: с Виктором Цоем и певицей Сабриной. Дары природы Тогда же, в свои 14-15, я внезапно приобрела опыт торговли. Я стояла за прилавком на «Копере», и это не шутка. Зашла однажды к бабушке, а она снаряжается на рынок, в город. Укладывает в корзину груши, дала мне бидон, велела собрать смородину. А потом и предложила: «А поехали завтра вместе?». Ехать непременно надо было на рассвете. Я была озадачена, обескуражена, рано вставать, но ведь приключение? Мама внезапно затею одобрила. Дома росли яблони, груша, орех, ну и по мелочи. Решила начать с яблок. Ведро яблок тяжеленное собрала и айвы сумку. Килограммы должны были конвертироваться в деньги. Это был стимул! Первый автобус в город отправлялся в 05:05 утра. И я сама встала и пришла загодя. Пассажиры - сплошь бабушки-торговки. Но с удивлением я встретила конкурентов своего диапазона 14 +. Пацаны везли в город сливы. Рюкзаками навьючены и у каждого по два ведра. Посмотрели на мой товар и снисходительно одобрили: «Яблоки нормальные. Но сейчас весь базар в них. Сливу в другой раз вези! Сливу!». На рынок от автовокзала попасть - дорогу перейти. Заплатили за торговые места, арендовали весы. Бабушка повязала кокетливый фартук. И началась торговля. Характер она имела весёлый и покупателей зазывала шутками-прибаутками. И лестью. Грубой, но обаятельной. «Дама! Да, вы! Такая шикарная дама, не проходите мимо, первосортный отборный товар - для вас везла! Смотрю на вас и понимаю: эта дама достойна лучшего!». Покупатели то полноводной рекой шли, то исчезали. Бабушка, чувствуя коньюктуру, создавала ажитацию: «Дары природы! Дары природы!». Бабушку слышно было издалека. «Дары природы» интриговали, люди шли на голос. Что за дары, почём дары, вдруг тоже надо? Я втянулась в торговлю на тех каникулах. Продала вначале всё, что дома лишнего из урожая было, до второй бабушки добралась и слегка её раскулачила. За каникулы заработала прилично. Прям очень хорошо! Но по-хозяйски рассудив, на кассеты деньги тратить не стала. Мы с мамой поехали покупать мне вещь. Модную в то время «варёнку». На Кооперативный, куда ж ещё? Купили. Джинсовую юбку. Модную. С кружевами. Я ходила в ней в школу. Уже допускались вариативные отхождения от принятого, но как возмущённо выговаривала классная, «не до такой же степени!». Я ещё и химию сделала, случалось, опаздывала к первому уроку, потому что сделать грамотный начёс, залить всё лаком, стрелки нарисовать, губы накрасить. Это всё требовало времени. Потом я поступила, училась в Краснодаре. Чему-то научилась и начала работать. Моя первая редакция размещалась в здании центра национальных культур на Красноармейской. Из нашего окна был виден рынок. (Та его часть, где мусорки и туалет). Каждый день я бегала за чебуреками для всех (шефу с мясом, если нет, то беляш, заму всё равно, а корректору с сыром). Продавщица Надя иногда отказывалась мне что-то продавать. «Не советую, - говорила, - сегодня мясо, а с творогом бери». Такой вот нехитрый бонус для постоянных клиентов. Сменив место работы, я далеко в пространстве не переместилась. Моя новая редакция «сидела» в Доме офицеров. Пожалуй, Кооперативный рынок был местом, которое я знала лучше, чем свои пять пальцев. Где пирожки вкусные, где «удобства». Где консервы самые дешёвые. Когда арбузы уже можно покупать, потому что, наконец, они «настоящие». И даже бомжи были «свои». Жили бурно на обочине рынка, а я утром и вечером мимо пробегала... Здоровались. Я до сих пор помню расписание автобуса до Ильской. Последний уходил в 20:05. Не успела - перейди дорогу, садись в 101-й до Афипского, а оттуда уж чем-нибудь. Давно автовокзал перенесли под Яблоновский мост. Сейчас если бываю на «Копере», то исключительно пробегая мимо. Это уже не мой район. Рынок стал сдержаннее, у него изменился характер. Растяжки и баннеры, стекла, зеркала. Нет уже той толкучки из ротозеев, в которой водились карманники. Проход от Красноармейской до Коммунаров - это цивильный коридор под высоким навесом. Мелькают цифры на электронных табло. Ты спешишь. Сонные от недостатка клиентов продавщицы бутиков скучают на барных стульях под богато убранными витринами. Ты - мимо. И все прохожие на рысях, не засматриваясь. Спешат люди на трамваи. И никому ни до кого дела. И никто не схватит за рукав: «Дама, дама! Дары природы, только для вас!». Я по возрасту, как ни крути - дама. Дары с рынка могу себе позволить, какие хочу. «Копер» - он по-прежнему рай для гурмана. Здесь есть всё. Но... Не хочу даров, мне не нужно. В детство и юность вернуться не хочу. У меня другие личные обстоятельства места и времени. Я другая и взрослая в новых интерьерах (но по-прежнему чуть-чуть дерзкая и юная). «Копер» дорог мне, как одна из моих «точек роста». Встречая, радуюсь ему как старому доброму приятелю. С хорошим настроением иду по своей жизни дальше». Присылайте свои воспоминания на почту red-aif-kuban@mail.ru и получайте подарки!