Войти в почту

Ленин жив? Учёные отмечают возросший интерес к Ильичу

На карте края село Шушенское стоит особняком. Основанное вольными казаками, оно надолго превратилось в место ссылки политических преступников. Здесь отбывали наказание декабристы, затем петрашевцы и, наконец, сам Владимир Ильич Ленин. Как живёт и чем дышит старая ссылка, выяснял корреспондент «АиФ - Красноярск». Шаг в историю История Шушенского начинается в середине XVIII века, в 1744-1746 гг. Образовалось оно из четырёх дворов енисейских казаков: Ивана Крапивина, Василия Плишкина, Дмитрия Конева и Саввы Бутакова. Село на реке Шушь стало важным перевалочным пунктом между Абаканским и Саянским острогами и обеспечило работу Лугазского металлургического завода. Быстрыми темпами развилось Шушенское до поселения в 250-300 жителей, а с постройкой Петропавловской церкви в 1791 г. приобрело статус села. Три тройки Богато это место и природными дарами: живописным сосновым бором, озёрами, климатом, который даёт возможность выращивать фруктово-ягодные сады, а также историческим наследием. То ли Шушенскому повезло, что именно здесь отбывал наказание после ареста Владимир Ульянов-Ленин, то ли Ленину повезло с Шушенским, где он за время ссылки женился на Надежде Крупской, написал множество литературных трудов и, по всей видимости, поправил здоровье свежим воздухом и охотой после 14 месяцев, проведённых в питерских «Крестах». Благодаря Историко-этнографическому музею-заповеднику «Шушенское» побывали и мы с группой русских блогеров во временах вековой давности. Село было большое, 267 дворов, в музей попало 29 из них, причём 16 - на своих прежних местах. Улицы широкие: шушенцы считали дорогу удобной, если на ней могли параллельно проехать три тройки (бог троицу любит). Первым делом заходим во двор крестьянина А. Зырянова: в 1897 г. он сдавал внаём комнаты Владимиру Ильичу. Дом полон всевозможной утвари, подлинной по отношению к эпохе, в том числе принадлежавшей роду Зыряновых. Уютная атмосфера создана так умело, словно хозяйка только вышла ненадолго из дома и вот-вот вернётся: на окнах пышно цветёт герань, у окна прялка, посуда начищена, огород ухожен. Во дворе, разделённом на чистую и чёрную (хозяйственную) половины, можно увидеть сельскохозяйственные орудия того времени: соху, плуг, хлебные амбары, приспособления для ремёсел и промыслов, а также транспортные средства и конскую упряжь, какие могли себе позволить зажиточные сибирские крестьяне. На краю двора стога сена, у плетня зреет табачок-самосад. Самовар с баклушами Очень заметна любовь крестьянского люда к чаепитию: даже небогатые крестьянские семьи старались накопить на самовар - стоимость его была равнозначна цене половины коровы. Крестьян-безлошадников в сибирском селе было очень мало. Обычно каждый крестьянин держал одну-две лошади, коровы были в каждом хозяйстве. Дом бедного крестьянина, который мы увидели в селе, состоял только из одной комнаты. С сапожной мастерской. В разных подворьях «Шушенского» можно увидеть вживую традиционные ремёсла: ложкарь покажет, как баклуши бить, бондарь - как бочку собрать, работа ткачихи на стане так и спорится - от рушника до ковра. А в одной избе мы собственноручно по глиняному горшочку сделали на гончарном круге! В трапезной «Новой деревни» мы ели из глиняной посуды, изготовленной в гончарной мастерской при музее. Можно и лавку поглядеть, и в местную тюрьму попасть. Подходим к невысокому дому с двумя ступеньками: указом Екатерины II общественным питейным заведениям запрещено было иметь больше. Кабак принадлежал уже известному нам А. Зырянову. В конце XIX в. Россия находилась на предпоследнем месте по употреблению алкоголя на душу населения (после Норвегии), за усердие в пьянстве предусматривалось наказание розгами, а доходы от продажи вина шли на общественные нужды. Уважая классика Дом П. Петровой - усадьба зажиточной крестьянки - вторая квартира Ленина и Крупской. Невеста получила разрешение переехать в Восточную Сибирь из уфимской ссылки с условием, что пара сразу же обвенчается. Приехала она не одна, а со своей матерью - и вся семья вместе с помощницей разместилась в большом доме с колоннами. Обстановка комнат простая, рабочая. При создании музея главной целью была не этнография, а мемориальная - показать атмосферу пребывания В. И. Ленина в ссылке, что сформировало мощный поток туристов. В послеперестроечное время короны вождей слетели, люди стали относиться к истории с недоверием, а к лидерам партии - без особого трепета. Интерес к Шушенскому несколько угас, посещали музей больше с целью получения этнографических знаний. Тем более исследовательская работа не прекращается: упущенные факты стараются узнать и включить в подробности экскурсионной программы, к примеру, поиск бывших хозяев конкретных домов: в 2019 году обнаружена информация по двум домам, о которых ранее не было известно. Массовый интерес людей привлекли музыкально-ремесленные фестивали «Саянское кольцо» и «Мир Сибири». Сейчас для шушенцев действительно «Ленин живее всех живых» - ведь его имя кормит не одну семью местных жителей. В штате музея состоят 300 человек: хозяйственная часть, научная, экскурсоводы, художники, реставраторы, ремесленники. На территории есть даже своя пожарная часть. Сотрудники музея могут проводить познавательные мероприятия для восьми групп одновременно. Один экскурсовод успевает за рабочий день провести 2-3 экскурсии продолжительностью 2,5 часа. Много предложений по мастер-классам. В последние 2 года гиды отметили повышенный интерес к личности В. И. Ленина и более уважительное отношение к его трудам и позитивной роли в истории России.

Ленин жив? Учёные отмечают возросший интерес к Ильичу
© АиФ Красноярск