«Главное - уловить образ». Художник из Омска создаёт куклы великих людей

Для мастера изготовление кукол – настоящая магия, ведь прежде чем создать новый персонаж ей нужно поближе познакомиться с его эпохой, найти особый подход к каждому герою. Из хобби в профессию Юлия Миленина, «АиФ в Омске»: Ксения, вы с детства занимаетесь творчеством? Ксения Баженова: В детстве я очень любила рисовать, поэтому мама отдала меня в художественную школу. Там помимо основных предметов, таких как живопись и рисунок, большое внимание уделялось композиции и развитию воображения. Помню, как преподаватель зачитывала кусочек из художественного произведения, а мы делали зарисовки сюжета. Это очень интересное и нужное упражнение. Вообще я считаю, что художник обязательно должен читать книги. На занятиях по декоративно-прикладному искусству мы постоянно что-то придумывали: делали панно из ниток, тряпичные сумки, куклы. Одно время мы с мамой шили одежду. Именно тогда я научилась держать иголку с ниткой, но, поскольку я не очень усидчивый человек, весь этот длительный процесс меня раздражал. Очень рада, что в куклах немного можно «похулиганить»: сделать простую выкройку, смять и «состарить» одежду, прошить детали контрастными нитками, а не в тон. - Став взрослее, вы окончательно выбрали для себя творческую специальность? - После художественной школы я поступила в педагогический университет на худграф, получила базовые знания. Основы рисунка головы, изучение пропорций лица, знания перспективы – всё это помогает мне в создании портретных кукол. В университете я познакомилась с папье-маше, керамикой, стала лепить какие-то образы самозатвердевающей пластикой. - Когда вы сделали свою первую куклу? - Первые куклы я сделала, когда у меня появилось много свободного времени. Я просто участвовала в онлайн-марафоне, где все шили примитивных кукол. Мне это так понравилось, что я не смогла остановиться! К тому же я заняла первое место в этом конкурсе. Далее появились первые покупатели, первые заказы и новые образы. - У каждой вашей куклы особенное выражение лица, уникальный стиль одежды. Вы предварительно изучаете, в какую эпоху жил тот или иной персонаж? - В портретных куклах для меня главное - уловить образ, а не сделать «куклу по фото», поэтому часто я рисую персонажа с разных фотографий. В одежде мне также важно поймать дух того времени, в котором жил герой, а не скопировать одежду точь-в-точь как на портрете. В принципе, я очень хорошо разбираюсь, какая мода была в ту или иную эпоху, этого мне достаточно, чтобы воплотить образ. Я не уделяю внимание мелочам в одежде, для меня важнее всего сам герой. - В центре вашего внимания – художники, поэты, писатели. Как происходит выбор конкретного героя? - Чаще портретные куклы писателей и поэтов я делаю на заказ. Другие образы связаны с моей выставочной деятельностью. Я люблю воплощать сюжеты из сказок, создавать мифических существ, например, русалок, сирин, сфинксов. В моей коллекции есть работы по мотивам «Красной шапочки», «Алисы в стране чудес», «Крошечки-Хаврошечки». Но иногда бывает, что портретные куклы тоже выбираются на выставки. Например, кукла Хармса поедет в сентябре на выставку в Берлин. - Вы никогда не изготавливали героев, которые вошли в историю Омска? - Омичи любят «присваивать» себе выдающиеся личности, будь то сидевший здесь в остроге Фёдор Достоевский или Михаил Врубель, который уехал из Омска в возрасте трёх лет. Здесь был и Ярослав Гашек, и Карой Лигети, и Александр Колчак, но очутились они в Омске благодаря стечению обстоятельств. Делала куклу Достоевского, но не считаю его омским персонажем. Очень хотелось бы когда-нибудь сделать куклу Егора Летова. - Какие материалы вы используете? И легко ли их найти? - Мои любимые материалы очень доступные. Например, бязь есть в любом магазине тканей, папье-маше тоже можно изготовить из обычной бумаги. Для кукольной одежды люблю использовать ткани с историей. Часто распарываю старые вещи, нахожу материалы на барахолках и в антикварных магазинчиках. Если покупаю новую ткань, то тонирую её, мну, старю с помощью отбеливателя или наждачной бумаги. Атмосфера творчества - В какой обстановке вам нравится работать? - Недавно у меня появился творческий уголок в доме, где я поставила стол с машинкой. Но по-прежнему иногда шью, сидя на полу. Вообще я приспособилась шить везде: в машине, в гостях и даже на выставке за подиумом. Если шью дома, то включаю фильмы, передачи, аудиокниги - мне неуютно в полной тишине. - Много времени уходит на одного персонажа? - Иногда создание куклы может занять пару дней, а бывает, что попадётся сложный персонаж, который потребует к себе большего внимания, и тогда процесс затянется на неделю-две-три. - Какая у вас самая маленькая и самая большая кукла? - Самые маленькие - карманные портретные куклы Бродского, Маркеса, Воннегута, Гоголя, Буковски. Они живут в кармашках рубах, курток, рюкзаков, а из-за их маленьких габаритов хозяева часто берут их в путешествия по миру. Очень приятно получать снимки, на которых Гоголь «ест» настоящую итальянскую пасту, а Буковски «пьяным» слоняется по Мюнхену. А самая большая кукла на сегодня – это образ поэта Олега Юрьева и одновременно его литературный герой Сеня Кошкин, этакий ленинградский мальчик в матроске. Работа сейчас находятся в театрике «Элизий» - это наш сад поэтов. В российско-немецком доме мы часто проводим выступления, лекции, чтения стихов. «Воскресшие» поэты – не совсем игровые куклы. Это наши соучастники, собеседники, главные герои! На сентябрь у нас уже запланирован спектакль на сцене омского Дома кино и телевизионные съёмки цикла передач о поэзии. - В каких уголках планеты живут ваши куклы? - Мои куклы живут в Японии, Австралии, Америке, Чехии, Латвии, Эстонии, Белоруссии, Украине и Казахстане. - Ваш ребёнок играет с писателями и поэтами? - Как ни странно, дети очень любят такие куклы, и мой Платон не исключение. Сын иногда берёт куклы с моего стола и играет с ними. Возьмёт, например, Пушкина и Гоголя, и начинает придумывать сценки: возит их в грузовике, разговаривает. Потом появляется Есенин, и начинается драка! В общем, в лучших традициях Хармса. У Платона много любимых игрушек, он всех их выкладывает по периметру кровати и ложится спать. Сын часто ругает других детей, если они обижают игрушки. - Откуда вы черпаете вдохновение? - Вдохновение приходит из литературы, фольклора, музыки, фильмов, лекций и спектаклей. Люблю посещать выставки и любоваться работами других авторов, напитываться общением с художниками и посетителями. Кукольные гастроли - Наверняка вы часто участвуете в фестивалях и выставках. Какие из них запомнились больше всего? - Чаще я участвую заочно, то есть просто отправляю работы организаторам на различные выставки. Мне кажется, всегда запоминается первая выставка. В прошлом сентябре я была в Риге. Было очень приятно, что меня заметили и пригласили на выставку такого высокого уровня. Но не обошлось и без трудностей. До этого я делала маленькие работы, а теперь пришлось создавать большие куклы, чтобы они хорошо вписались в масштаб моего выставочного стенда. Однако всё получилось очень хорошо. Именно на этой выставке я познакомилась с художниками, чьими работами я восхищалась, с организаторами интересных проектов, услышала много похвалы и добрых отзывов от посетителей. Поняла, что я на своём месте. - Правда, что вы выставляли своих кукол в Японии? - На выставке в Риге меня заметила организатор из Японии и взяла три мои работы в свою страну. Все их приобрели коллекционеры. Очень приятно, что мои герои понравились и там. Японцы - весьма избирательные люди, и взгляд на куклы и игрушки у них свой. Им по вкусу очень странные и глубокие вещи. - Для вас создание кукол – это... - ... способ самовыражения, трансляции зрителю своих мыслей, идей и интересов.

«Главное - уловить образ». Художник из Омска создаёт куклы великих людей
© АиФ-Омск