Как продавать российские активы? Кабинет инвестиционной психологии

Начну сразу с ответа на вопрос: «Для кого написан этот текст?» Для тех, кто заинтересован поменять статус российского предпринимателя на международного и сделать это так, чтобы потом не было «мучительно больно». Мы видим, что едва ли не десяток лет Россия находится в стагнации, экономический кризис переходит в политический, силовые инструменты становятся решающим аргументом в бизнес-спорах, в стране бушует самый сложный кризис — кризис доверия. Предприниматели не доверяют власти и обществу, общество (или население, если так легче воспринимать) не доверяет бизнесу и власти. Ну а власть воспринимает как помеху или кормовую базу всех остальных. Стоит ли удивляться тому, что стремительно растет количество людей, заинтересованных не просто в безопасности своих семей и капиталов, а в появлении в других странах источников доходов, независимых и сопоставимых по масштабам с российским бизнесом. Если в тучные годы начала двухтысячных, зарубежная экспансия была для роста капитализации, для репутации, то теперь это может быть единственная возможность компенсировать снижение, а зачастую и просто исчезновение доходов в России. И это не просто тактический вопрос зарабатывания денег, теперь это стратегический вопрос безопасности личной и семьи. Международная экспансия из удела одиночек превращается, если не в массовое увлечение российских предпринимателей, то, по крайней мере, в предмет серьезного размышления большого количества людей. По крайней мере, тех, кто не является политически засвеченным фигурантом санкционных списков. Мы не говорим здесь ни о среднем классе, ни о малом бизнесе — их путь «там» мало отличается от «здесь». Мы профессионально работаем со средним и крупным бизнесом, поэтому обсуждаем то, что делаем сами, или то, что на практике делают наши коллеги. А делаем мы важное и не очень простое дело — помогаем снизить риски зарубежных инвестиций. Работаем в каком-то смысле терапевтами, пытаясь не допустить проблем или как минимум облегчить последствия совершенных ошибок. Скажем мифам «Нет» Вопреки слухам никакой серьезной отдельной «болезни» под названием «русские инвестиции за рубежом», я не наблюдаю. Банковский комплаенс (контроль чистоты источников средств клиента) стал сложен для всех. Политики играют в свои игры. Но на уровне бизнеса обстановка вполне рабочая. Смею заявить, что русские инвестиции не принципиально отличаются от африканских, от ранних арабских и китайских. Приход на новую территорию всегда несет повышенные риски и всегда требует адаптации. Просто скорость рыночных преобразований в России, быстрота появления сырьевых состояний и связанные с этим психологические особенности усугубили эти типовые проблемы. Вопрос диверсификации для тех, кого не затронули внешние санкции или внутренние ограничения, становится все более актуальным. Правда, до сих пор успешных за пределами страны проектов, даже у многолетних участников списка Forbes, почти нет. Слово «почти» чрезвычайно важно и к нему я еще вернусь. Те, кого раньше называли «олигархи», инвестировали давно и по-крупному. Результат — массовый неудачный опыт и списание огромных средств на убытки. Мне кажется, что особенно ярко отметились металлурги, скупавшие активы в Европе и США, а потом продававшие их с кратным снижением цен. В качестве примеров можно напомнить о судьбе американских и европейских заводов «Северстали» и «Мечела», о непростой ситуации, которая сложилась у Реновы, вошедшей в швейцарское машиностроение. Неудачи в экспансии — это вполне закономерный результат упомянутых выше психологических особенностей плюс обычный для новичков риск. Людям сложно понять и признать, что крупным предпринимателем можно быть только в своей культуре (читай — своей стране, своей системе отношений, связей и тому подобное). В «чужой» Forbes со своей «российской строчкой» лезть можно, но сложно. Думай, Вася, думай! К сожалению, большая часть представителей российского, в том числе и крупного бизнеса, пройдя огонь и воды построения капитализма в России, еще не успела научиться размышлять на уровне по-настоящему глобального бизнеса. Мы все еще местечковые (надеюсь, это слово не обидит истинно русских) предприниматели. Пока качественно освоен уровень национального бизнеса, захвата и удержания активов. Не спорю, временами хватают очень удачно. Но отсутствие длительного и разнообразного, в том числе неудачного, международного опыта приводит их пытливый ум к опасной ситуации: «Почему я, построивший тут огромную корпорацию, в какой-то маленькой и спокойной Австрии машиностроительную компанию не построю?» Больше всего удивляют попытки не просто построить сразу что-то Большое и Великое на новой территории, а сделать это в совершенно новой отрасли. В России человек — суровый металлург, а за ее пределами — процветающий винодел? Вспоминается анекдот: «Как стать миллионером? Для этого миллиардеру нужно просто купить хреновый актив». Усугубляет эту ситуацию святая вера нашего человека, в честность, порядочность и эффективность новых бизнес-партнеров, безупречность управленцев и надежность работы местных институтов — налоговых, судебных, финансовых систем. Насколько предприниматели не испытывают иллюзий относительно России, настолько же порой переоценивают страны, куда инвестируют. Выход на новые рынки для отечественного бизнеса похож на расслабленную прогулку барина, выбравшегося из бурлящей жизнью столицы в спокойное патриархальное имение. Но по факту наш бизнесмен там — это скорее жертва, причем с функцией дойной коровы. Он будет получать самые высокие счета за обслуживание от местных консультантов (когда догадается их нанять), будет работать по самым неэффективным схемам. На это наслаивается, как правило, незнание местного языка (много ли инвестирующих, к примеру, в Германию, знают немецкий?). Нет, это не вражеский заговор — это бизнес. Если с вас можно взять много, то глупо брать мало. Давайте признаемся, что мы на территории России с чужаками делаем то же самое. Альтернатива — утки! Роль жертвы для крупного предпринимателя — это грустно, но, к счастью, не смертельно. Варианты успешной экспансии есть, но они не столь популярны, как классическое «пришел — купил — победил» (а по факту — «пришел — списал на убыток — взгрустнул»). Первый, базовый сценарий, самый сложный с точки зрения психологической адаптации. При выходе на новый рынок нужно «повторить путь». Нет, я не призываю снова в ларек. Путь малых дел — это малые инвестиции, малая прибыль, но и малые убытки в случае провала. Сейчас вы учитесь, и ваша учеба не должна быть запредельно дорогой. Небольшой, пусть и непрофильный (чего лучше все-таки избегать) бизнес позволит разобраться в локальном мироустройстве — порядках, правилах, обычаях и так далее Вы поймете, как работают местные банки, как думает и что делает налоговая (а поверьте, она думает и делает многое совершенно не так, как мы привыкли в России), разберетесь в местном трудовом законодательстве (здесь вас тоже ждут сюрпризы). Вы поймете, что какие-то вещи сделать сложнее, чем в России, а какие-то наоборот легче. Узнаете реальное положение вещей и относительно дешево избавитесь от иллюзий. Но самое главное — вы постепенно станете своим. Для деловой элиты на новом месте все ваше состояние будет весьма вторичным по сравнению с той репутацией, которая сформируется на их глазах на новом месте. Ну а потом — в добрый путь, вы уже местный игрок. Сумеете — станете Великим второй раз и теперь уже без привязки к ситуации в России. В качестве реального успешного примера: весьма крупный российский предприниматель поставил цель стать серьезным игроком на европейском рынке недвижимости. Начал с самого простого — покупал готовые дома со сданными в аренду квартирами. Потом стал покупать, делать ремонт и сдавать дороже. Параллельно учился финансировать сделки с местными банками, хотя нужды в деньгах не было, но был нужен опыт. Потом покупал и перестраивал, научившись взаимодействовать с местными коммунами и властями. Сейчас учится строить и его портфель активов измеряется сотнями миллионов евро. Молодец! Стратегия — «прилипала» Второй сценарий — это малые вложения, но в большие компании. В нашем бизнес-менталитете есть четкая мысль — если у тебя нет контроля над активом, значит все пропало, и ты не владеешь ситуацией. «Внероссийские» механизмы корпоративного управления позволяют даже с пакетом 5-10% участвовать в управлении, иметь доступ к информации, влиять на решения менеджмента и так далее. Незначительная (и будем честны — не смертельная) жертва амбициями может дать значительный выигрыш. Задача — получить тот же результат, что был описан в первом сценарии, только не через личное владение и управление небольшим активом, а через профессиональное взаимодействие с партнерами — со-акционерами, топ-менеджерами, контрагентами. Вам надо разобраться в том, как на самом деле живет бизнес, показать, что вас не нужно бояться, но при этом и жертвой вы не являетесь. Вы такой же, как и они. При этом имеете свой уникальный опыт и можете создавать стоимость и для них, и для себя. Здесь я хотел бы вернуться к упомянутому выше слову «почти». Именно аккуратное движение по этому сценарию делает господина Алишера Усманова успешным международным инвестором в интернет-проекты, а группа Михаила Фридмана и его партнеров строит свой новый международный нефтегазовый бизнес и не боится стать миноритариями в большей Wintershall DEA. Копируйте, господа, копируйте. Хороший опыт тиражировать — это не воровать! И наконец, сценарий для тех, кто не готов к движению малыми шагами. Вы честно признаете, что работать в чужой стране вы не можете. Тогда и не пытайтесь изображать глобального игрока — целее будете. Просто «паркуйте» там деньги, используйте консервативные инвестиции, встраивайте в комфортную среду семьи, продолжая принимать на себя российские риски и надеясь на то, что всегда нас выручало — великолепное по своей эффективности русское авось!

Как продавать российские активы? Кабинет инвестиционной психологии
© BFM.RU