Контролируйте эмоции и не поддавайтесь перфекционизму — как развить проект от идеи до успешного бизнеса

Проработайте свою идею Идея BeLingua пришла ко мне во время учебы в Сколково. Я считаю, что периодически проходить обучение, посещать бизнес-форумы и профильные мероприятия необходимо всем предпринимателям. Именно там приходят отличные мысли и рождаются идеи для будущих успешных стартапов. У меня уже было агентство языковых переводов, но, получив новые знания и ознакомившись с новыми трендами рынка, я поняла, что бизнес нужно переводить в интернет. Будущее именно за онлайном и нужно строить свой бизнес именно там. Я решила создать платформу для переводчиков, причем именно для устных переводов, потому что в этом сегменте мало реальных качественных предложений. Но идея, даже самая хорошая — далеко не все, что нужно начинающему предпринимателю. Если у вас уже есть готовая идея для бизнеса, хорошо бы найти коуча или ментора, который поможет ее доработать и выбрать верное направление. Фактически вы объединяете свое видение с опытом ментора. Он поможет найти острые углы, получить инсайты, посоветовать экспертов отрасли, поделиться опытом построения компании и предостережет от возможных ошибок. У менторов могут быть различные ресурсы для помощи новому проекту. Главное — выбрать такого, который действительно будет заинтересован в успехе своего менти. Еще один важный ресурс для начинающего предпринимателя — надежный партнер. Для меня таким человеком стал Максим Коломиец, инвестор проекта, а главным реализатором и руководителем диджитал-стратегии — Павел Лапушкин. Очень важно, чтобы партнер-инвестор обладал не только финансовыми ресурсами, но и имел экспертизу и опыт запуска новых бизнес-проектов. Партнеров хорошо искать с помощью нетворкинга — общаться на образовательных программах, бизнес-форумах, посещать крупные бизнес-мероприятия (выступления известных спикеров, семинары, мастер-классы). Проведите исследование рынка и проверьте гипотезы Часто после общения с ментором или даже просто осознания того, насколько классную идею вы придумали, предприниматель сразу бросается в бой с желанием перевернуть всю отрасль. Но самое важное на раннем этапе — не найти деньги на развитие проекта, а научиться слышать клиента и говорить с ним на одном языке, накопить базу, протестировать множество гипотез. Если не сработало 10 из 10, найдите еще 30 или 50 и проверьте их — вы ограничены только воображением и трудолюбием. И проверяйте до тех пор, пока не найдется та самая рабочая идея, которая поможет проекту взлететь. Павел Лапушкин Руководитель диджитал-стратегии BeLingua Когда мы запускали BeLingua, то очень тщательно исследовали рынок: сначала самостоятельно, чтобы понять, стоит ли игра свеч, а потом с маркетинговым агентством. Агентство помогло нам увидеть, насколько сильно фрагментирован рынок, какие игроки на нем есть, какие факторы способствуют росту переводческой отрасли и так далее. Востребованность сервиса удалось доказать довольно быстро: моему знакомому, юристу, понадобился переводчик на переговоры, мы выполнили заказ, и клиент остался доволен. Но, конечно, на этом мы не остановились. Сегодня мы регулярно проводим опросы по методике customer development, во время которых выясняем, как изменились предпочтения пользователей, что можно поменять в наших предложениях и не пора ли добавить что-то новое. Так что важно не только провести все возможные исследования на ранних этапах, но и продолжать регулярно выяснять проблемы и «боли» своих клиентов, тестировать гипотезы и проверять, верный ли путь развития вы выбрали. Найдите своего инвестора Инвесторов проектов ранней стадии называют бизнес-ангелами, и выбор правильного даст вашему молодому предприятию очень многое. Вам важно получить не только средства на покрытие проектных затрат, но и максимально полезную экспертизу, контакты, советы. Прислушивайтесь к тому, что советуют более опытные партнеры, но одновременно и трезво оценивайте, является ли совет полезным. Павел Лапушкин Руководитель диджитал-стратегии BeLingua У инвесторов проектов ранних стадий подход бизнесовый, но в то же время он руководствуется эгоистическими мотивами. У него есть деньги и опыт, причем и положительный, и отрицательный. Фаундеры, цените этот опыт! Фиксируйте все советы, превращайте их в бизнес-процессы и пробуйте сразу же внедрять. Все это здорово пригодится на более поздних стадиях развития проекта. С инвестором BeLingua я познакомилась на бизнес-форуме «Атланты», в котором мое агентство переводов ANS-Lingua было партнером (мы предоставляли письменный перевод всего контента), а я сама была амбассадором от сообщества СКОЛКОВО. Это прекрасная площадка для того, чтобы не только получить интересную и нужную информацию для своего развития в бизнесе, но и найти важные контакты для нового партнерства, а также ментора, коуча, инвестора. Кстати, при любом общении с нужным вам человеком (будущим партнером, инвестором, ментором) важно за пару минут преподнести идею так, чтобы он заинтересовался, понял суть и увидел, чем этот проект отличается от других и чем он может быть ему интересен. Нетворкинг — это очень важная стратегия развития бизнеса для фаундеров. Чем больше вы общаетесь и рассказываете о своем проекте, тем больше вероятность донести информацию до людей, которым она интересна. Контролируйте эмоции и гасите конфликты Начинающим предпринимателям бывает сложно справиться с эмоциями. Создание компании — это постоянный творческий процесс, и каждый участник хочет внести свой вклад и доказать и себе, и другим, что именно его идеи уникальны и требуют максимум внимания. И когда появляется другая точка зрения — других партнеров и коллег или клиентов/пользователей — начинается веселье. Каждый упирается и бьется за судьбу своих идей, компания не развивается, капитал инвестора бездарно простаивает. Проблемой может стать и столкновение эго основателя и инвестора ранних стадий. Первый обычно хочет перевернуть отрасль или «спасти» мир, а второй больше заинтересован в прибыли и контроле над проектом. Поэтому между ними могут возникать конфликты. Павел Лапушкин Руководитель диджитал-стратегии BeLingua Часто инвестор замечает, что бизнес движется не туда или развивается не совсем верно. Например, у фаундеров нет организованного структурированного бизнес-подхода в работе. Ребята умеют хорошо писать код или разбираются в дизайне, но тонут в этой разработке и мелочах, не думая о главной цели создания стартапа — извлечении прибыли. Инвестор переживает за свои деньги, берет работу в свои руки и в итоге излишне углубляется в контроль: и сайт согласовывает, и с партнерами на переговоры ходит, и даже в режим работы сотрудников вмешивается. Когда проект пытаются контролировать два человека, и инвестор, и основатель, часто возникают конфликты. Конечно, споры — часть нормальной рабочей среды. Если они есть, значит, проект развивается. Но важно, чтобы их было как можно меньше, иначе вместо развития происходит откат назад или даже приходится закрывать бизнес. Важно не запускать ситуацию, а встречаться и обсуждать положение дел и пути решения. А если спор перешел в конфликт, то нужно понимать, что конфликт свидетельствует о наличии проблемы в бизнесе, и решать ее нужно совместно. Прокачивайте эмоциональный интеллект, выслушивайте другие точки зрения и ищите компромиссы. В BeLingua нам очень повезло: у всех участников команды разный, но богатый опыт, мы постоянно учимся и узнаем новое, умеем быть терпимыми к другим точкам зрения, слушаем и слышим друг друга и конфликтов не допускаем. Мы можем все вопросы мирно решить на встречах, где обсуждаем плановые и фактические показатели. При этом инвесторы очень сильно вовлечены в бизнес, но все работают в команде и никто никому не мешает. Все понимают, что проделана гигантская работа, и терять ее результаты из-за споров никто не хочет. Это идеальный вариант — как видите, и такое случается. Используйте прокрастинацию во благо Прокрастинация в работе будет возникать в какие-то периоды, и важно научиться с ней уживаться. Нужно фильтровать цели и задачи, выделять более и менее приоритетные. Тренируйте самодисциплину: она пригодится, чтобы выполнять самые важные задачи, даже если сил нет и прокрастинация уже явная. Из-за чего возникает прокрастинация? Часто бывает, что вы запланировали огромное количество задач, поставили десяток целей и вроде бы делаете все по списку, а количество не уменьшается. Это значит, что вы взяли на себя слишком много, а ресурсов на воплощение недостаточно. Здесь может произойти эмоциональное и психологическое истощение. И в этот момент нужно оставить все дела, взять паузу и просто отдохнуть, иначе состояние только ухудшится. Во время периода прокрастинации, а попросту усталости и выгорания, вы не можете выдавать крутые идеи и быть эффективными. Зато это лучшее время, чтобы спланировать все дела, заняться механической работой, немного порефлексировать, остановиться, подумать и передохнуть. В BeLingua мы иногда видим небольшие откаты в работе: маркетинг не дал нужного результата, пользователи не добавляются так, как хотелось бы, хотя мы вроде бы все делаем верно. В такие моменты мы берем небольшой тайм-аут, чтобы отвлечься и переосмыслить стратегические и операционные процессы, посещаем специализированные конференции и выставки, общаемся с коллегами в нашей отрасли. А после возвращаемся с новыми идеями и выполняем задачи быстрее и продуктивнее. Не поддавайтесь перфекционизму Перфекционизм — это некруто. Никому не нужен идеальный продукт. Он должен быть понятным и решать определенные проблемы ваших пользователей. При этом многие фаундеры хотят годами создавать идеальный сервис, не задумываясь, нужно ли это рынку. Часто за перфекционизмом прячется страх начать что-то делать, выйти на реальный рынок к настоящим клиентам. Перфекционисты, безусловно, тоже нужны, ведь опыт команды часто складывается из мелочей. Они меняют отрасли, привнося в них новые технологические новшества. Но нужно уметь отпустить желание контролировать и улучшать каждую мелочь, и направить свой перфекционизм в правильное русло. Выпускайте сервис с более простым дизайном, не усложняйте контент, не заморачивайтесь на первых порах по поводу визуальной стилистики. Сразу встречайтесь с партнерами, а не готовьте полгода идеальную презентацию. Не тратьте год на написание кода. Чем раньше вы проведете первые релизы, презентации и питчи, тем быстрее вы поймете, что такое идеальный продукт для вашего потребителя и в правильную ли сторону вы движетесь. Прорабатывать детали будете уже после, когда выйдете на рынок и увидите реакцию пользователей. Получение первого фидбэка пользователей — очень важное звено в процессе доработки текущей версии продукта. На самой начальной стадии это позволяет вовремя уловить нюансы, докрутить проект и подстроиться под запросы потребителей. Выводы и советы стартаперам Итак, что же все-таки нужно делать, чтобы не только запустить свой бизнес, но и вывести его на высокий уровень? Для начала, нащупав хорошую идею, проверьте ее. Исследуйте рынок, на который планируете выходить: самостоятельно или с помощью маркетингового агентства. Важно понять, кто ваши клиенты, научиться их слушать и слышать. Только так вы действительно сможете решить их проблемы. Выдвигайте и проверяйте гипотезы, чтобы найти те, которые сработают и смогут вывести ваш бизнес в плюс. Их может быть не одна и не две, а несколько десятков. Не привлекайте сторонние инвестиции, пока не поймете, как будете зарабатывать деньги. И только после прохождения этих этапов ищите своего личного бизнес-ангела — инвестора проектов первой стадии — и доверяйте его опыту. Это может быть сложно и поначалу болезненно для вашего эго, поэтому учитесь быть терпеливее и терпимее к другим точкам зрения, контролируйте свои эмоции и прокачивайте эмоциональный интеллект. Инвесторы хотят блага для вашего стартапа, ведь их цель в конечном счете совпадает с вашей — получить прибыль и сделать мир чуточку лучше! Фото в материале и на обложке: Unsplash

Контролируйте эмоции и не поддавайтесь перфекционизму — как развить проект от идеи до успешного бизнеса
© RB.ru