Искусство без спешки. Как создаются сокровища народной культуры?

Выставки изделий народных ремёсел проходят в Иркутске с завидной регулярностью: в Ремесленном подворье, что в 130-м квартале, экспозиция обновляется чуть ли не раз в месяц. Работы мастеров – на все вкусы: и берЁста, и дерево, и роспись всевозможная, и куклы текстильные, и вышивки... Казалось бы, чем ещё удивлять? Оказалось, есть чем. В начале сентября здесь открылась очередная новая выставка «Сокровища народной культуры». В течение многих лет сотрудники областного дома народного творчества собирали произведения традиционных ремёсел Приангарья. В итоге получилась богатая коллекция - больше тысячи работ! Часть из них показывали регулярно, а часть так и хранилась в запасниках. Вот их-то теперь и можно увидеть в Ремесленном подворье. Мне, например, особенно глянулись расписные миниатюрные глиняные кувшины Юрия Сафронова, филигранные деревянные скульптуры Альберта Дорофеева и росписи по дереву из мастерской Татьяны Кочминой. Кстати, на выставке можно было не только посмотреть её работы, но и лично пообщаться с художницей. А ещё – поучиться у неё интересному делу. Из архитектора – в мастера Смотришь на то, как работает Татьяна Николаевна, и диву даёшься – как ловко она наносит тонкой кистью узор на деревянные заготовки! Пара минут работы – и она представляет нашему вниманию красивый цветок. Как рассказала сама мастерица, она никогда не думала, что будет заниматься этим видом творчества. По образованию Татьяна – архитектор, и в своё время работала в хорошей строительной компании. Однако жизнь внесла коррективы в этот «расклад»: в пресловутую перестройку 90-х годов многие предприятия потерпели крах. В этот список попала и фирма будущей мастерицы. «Когда я и мои друзья-архитекторы остались, грубо говоря, без куска хлеба, пришлось действовать нестандартно: мы пришли трудоустраиваться в отдел культуры Усть-Илимска и предложили открыть школу народных ремёсел, – рассказывает Татьяна Кочмина. – Тогда эта идея показалось всем дикой: какая школа, когда всё вокруг закрывается! Однако, несмотря на страхи, её всё-таки открыли. Кстати, с гордостью могу сказать, что школа успешно существует до сих пор». Через какое-то время Татьяна перебралась в Иркутск, где на базе центра народного творчества создала уже свою студию росписи по дереву. Проработала она всего лишь два года, но за этот небольшой период достигла со своими учениками неплохих результатов – их работы всегда можно увидеть на различных выставках декоративно-прикладного творчества. Сейчас Татьяна Николаевна немного отошла от дела: редко даёт мастер-классы, да и творит в основном только для себя или конкурсов. Как она сама объяснила, на роспись просто не остаётся времени. Ведь это такое искусство, в котором спешка не нужна. Настоящий мастер должен работать каждый день, только в этом случае будет вырисовываться свой почерк. Один взмах кистью Прежде чем приступить к росписи, художница советует сначала набить руку на обычном листке бумаги, потому что, как любое искусство, роспись тоже требует тренировок. Начинать лучше с обычных элементов: листочков, цветов, ягод. Их, по словам Татьяны Николаевны, легко освоит любой новичок. Самое главное в этом творческом деле – движение кистью. Оно должно быть плавным и лёгким. «Вы должны словно «плыть» по полотну», – поясняет она. Кстати, в русской росписи, как и в любом народном творчестве, всему есть значение. Например, роза здесь означает красоту и молодость, тюльпан – символизирует богатство, виноград – веселье. А вот если у букета в композиции есть корень, то, значит, все мечты непременно сбудутся. Техник росписи по дереву великое множество, как говорится, на любой вкус и цвет. Есть и народные, которые используют целыми столетиями, а есть и индивидуальные, придуманные самим мастером. Однако мастерица советует не спешить создавать свой собственный стиль, возможно, в огромном разнообразии техник вы найдёте ту, с которой не захотите расставаться. Например, ей запала в душу техника «двойной мазок»: её «фишка» в том, что на кисточке одновременно должно быть две краски любого цвета – обычно, один цвет темнее, другой – светлее. Тогда роспись получается с плавными переходами цвета, а рисунок выглядит живым и очень живописным. «Освоить технику «двойного мазка» вы сможете за пару вечеров, и вам захочется рисовать каждый день, – уверяет Татьяна Кочмина. – Так что будете украшать такой росписью всё, что под руку попадётся».

Искусство без спешки. Как создаются сокровища народной культуры?
© АиФ Иркутск