Речники садятся на мель, Эвенкия - на диету

Местные жители такого не припомнят. Все лето из-за отсутствия осадков горела тайга. Теперь по этой же причине суда не могут нормально курсировать по основным водным артериям Эвенкии. А они и без того считаются одними из самых сложных для речников в России. Например, Подкаменная Тунгуска весной может быть судоходной всего две-три недели, пока тают снега. И перед флотом стоит задача быстро пройти по реке и выскочить обратно в Енисей, чтобы не сесть на камни. Нижняя Тунгуска менее экстремальна, но и на ней, по последним данным, в ключевых местах уровень воды сейчас ниже нормы на 3 метра. «Можно сказать, что осенней навигации в этом году не было вообще. Возникли проблемы с доставкой продовольствия», - заявили в администрации Эвенкийского муниципального района. Эвенкия - это примерно треть Красноярского края по площади. И почти одинакова по размерам, например, с Турцией. При этом число проживающих на этих просторах граждан не дотягивает даже до 20 тыс. человек. Немногочисленные населенные пункты практически полностью зависят от северного завоза. А основной способ для него именно речной флот. Хотя ситуация в последние годы и стала меняться в лучшую сторону. «Было время, когда вся логистика была завязана только на Енисейском речном пароходстве. Это только весна и все. Но на сегодняшний день Эвенкия становится все более доступной в плане наземного транспорта. Байкит уже переведен на смешанную поставку: часть ГСМ завозим в летний период по рекам, часть – зимой автомобильным транспортом. Большой автопарк уже начинает доходить до Туры. Связано это с постепенным обустройством дорог. Они становятся лучше с каждым годом, это я вам совершенно точно могу сказать как человек, проведший на севере всю жизнь. Изменились в корне подходы к содержанию и обустройству автозимников. Их стали открывать раньше, что увеличило сроки эксплуатации. В Эвенкию уже можно спокойно и беспрепятственно проезжать на легковых автомобилях», - сообщил гендиректор муниципального предприятия «Эвенкиянефтепродукт» Ким Губарев. Тем не менее, до полной диверсификации поставок пока далеко. Речной транспорт в обозримом будущем никто не заменит по объемам грузов. Если только, конечно, в Эвенкии не построят железную дорогу. Основная номенклатура северного завоза это, конечно, топливо: ГСМ и уголь. Затем в больших количествах приходится везти продукты питания. По понятным причинам в Эвенкии ничего не растет. Из местных продуктов только оленина и хлеб. Но хлеб тоже под вопросом, поскольку мука привозная. Осень – самый важный период для эвенкийских семей. Надо накупить овощей, чтобы наделать солений и прочих заготовок на зиму. В этом году значительная часть судов с продуктами в августе не смогла вообще пройти в Эвенкию и вернулась в Красноярск. Часть застряла где-то на полпути к райцентру поселку Тура и ждет дождей. Повезло одному теплоходу, который буквально проволокли по камням. Перед этим он месяц простоял в поселке Тутончаны в надежде на большую воду. Буксировали его катера, чего вообще в Эвенкии не было никогда. «Ситуации такой никто не помнит. Мы и так особо не жируем, но в этом году с продуктами стало совсем туго», - заявил «Веку» депутат райсовета Эвенкии, бывший глава поселка Ессей Геннадий Маймага. В Туру теплоход доставил всего 10 тонн грузов. В районных магазинах уже наблюдаются пустые полки. По данным местного управления экономики и отраслевого регулирования, в Байкитской группе населенных пунктов Эвенкии потребность населения оценивается в 25 тонн, в Илимпийской группе, включая райцентр, свыше 154 тонн. Цены на овощи в Туре, доставленные теплоходом, естественно, оказались выше прошлогодних. Подросли ценники и на то, что приходится везти малой авиацией – колбасу, сыры и фрукты. Обеспокоенные люди начинают сметать с полок и продукты первой необходимости, что ведет и к их дефициту. Почти 30 тонн продуктов не хватает школам, детсадам и больницам. «Нужно искать другие выходы из ситуации, не надеяться только на авиацию. В Байките есть вдольтрассовый проезд – дорога сложная, но она позволяет осуществлять определенные перевозки. Необходимо наладить четкий обмен информацией с предпринимателями, везущими грузы на маломерных судах. Система взаимовыручки всегда дает эффективные результаты», – заявил глава Эвенкии Евгений Васильев.