Войти в почту

Куклы как люди. Художнница рассказала о создании миниатюрных персонажей

Ирина Верхградская рассказала "Омск Здесь", как научилась создавать кукол, удивительно похожих на живых людей, и откуда берёт идеи для них. Куклы Ирины Верхградской завораживают своей "жизненностью" - они настолько похожи на людей, что кажется, будто сейчас посмотрят вам в глаза и что-то скажут. Художница воссоздаёт эпизоды повседневности, истории, жизни. Кукол она начала делать ещё в детстве, тогда их лица приходилось изготовливать из искусственного шёлка, прорисовывая глаза, морщины, черты лица масляными красками. Помогали ей и книги - ведь мама Ирины была библиотекарем, поэтому кукольница читала энциклопедии по искусству, книги по анатомии, чтобы как можно точнее добиться сходство куклы с человеком. Со временем женщина достигла в этом мастерства, когда появились в свободном доступе полимерная глина и пластик. При изготовлении куклы исторического персонажа особое внимание уделяется костюмам: важно соблюсти точность деталей. Ирина Верхградская Начинала я во времена, когда не было интернета, это сейчас легко найти сотни изображений на любую тему, - рассказала Ирина корреспонденту "Омск Здесь". - Тогда же я довольствовалась тем, что есть в книгах. Мне очень запомнился один персонаж, правда, не исторический, а литературный, который дался мне с большим трудом - Джен Эйр. По телевизору шёл фильм, где её играла Зила Кларк в паре с Тимоти Далтоном. Героиня у актрисы получалась настолько обаятельной, что я решила создать куклу. Но мне нужно было запечатлеть её лицо, и я, прильнув к экрану с карандашом в руках, выжидала, когда же Зила Кларк появится в кадре анфас, прямо. Но операторы почему-то снимали её только полубоком. И только я ухватила нужный момент, как в доме отключается электричество! Какое отчаянье тогда было в моей душе, не представляете! Но куклу я сделала, и после на выставке одна из посетительниц заметила, что моя Джен Эйр похожа на Зилу Кларк, значит, работа удалась. Всего руками Верхоградцевой создано более полутора тысяч кукол. Есть среди них императоры и полководцы, литературные и сказочные герои, генсеки и жители Советского Союза в повседневности - и школьница за книжкой, и женщина, спешащая в магазин. Говорит, принципиально не делает всяких "человеков-пауков". В работу берёт только те образы, которые близки ей. Были у Ирины заказы на изготовление кукол в подарок, но такие работы художница не любит. Создание портретной куклы дело очень трудоёмкое, небыстрое. Такое производство невозможно поставить на поток, а сумму, которая окупила бы время и вложенные старания мастера, Ирина попросить не может. Потому творит в основном для выставок, на которых особое место занимает коллекция "Дорогие мои старики". К ней у Ирины отношение трепетное. Говорит, если бы не любила старичков, у неё не получились бы такие милые куклы, от которых веет теплом и добротой. - У меня самой не было бабушек, потому образы кукол не связаны с детскими воспоминаниями, как у многих. Просто, когда иду по улице, невольно всматриваюсь в лица прохожих. После 50 лет у человека характер отпечатывается на лице. Встречается мне на улице бабушка, я провожаю её взглядом, потом стараюсь незаметно обернуться, посмотреть ей вслед, мысленно пожелать что-то доброе, а потом свои впечатления отражаю в работе, - откровенничает кукольница. Художница говорит, что понимает, насколько сложно живётся старикам, которые остаются в конце жизни в одиночестве. Но признаётся, что чаще всего образы добрых старушек навеиваются воспоминаниями о маме, которая родила Ирину довольно поздно. - На выставку в Омск я взяла не особо грустные работы, с сюжетами, взятыми из жизни. Уверена, посетители выставки узнают в некоторых из них события из своей жизни, - говорит Ирина. - Был у меня воспроизведён эпизод, увиденный, когда на моей улице ещё были частные дома. По соседству в стареньком доме жила одинокая бабуля, с которой я старалась поговорить при встрече, подбодрить её, чем-то угостить. Её мужа сразу после свадьбы забрали на фронт, откуда он не вернулся. Она всю жизнь была одна. В её доме не было ни телевизора, ни радио. Как-то у бабули остановился будильник, и она вышла, держа его в руках, за калитку и обратилась к мимо проходящим парням: "Сыночки, сколько времени?". Они установили ей время, а этот эпизод я после воспроизвела в кукольном варианте в память о той бабушке под названием "Который час?". У неё часто спрашивают, где можно купить её кукол. Купить нельзя, можно полюбоваться. Особенно радует кукольницу, когда посмотреть её работы приходят семьями. - Мне это греет душу, когда приходят дети со своими старшими родственниками, обменяются со впечатлениями и воспоминаниями, для меня это очень важно. Сейчас не у всех есть время на общение и занятия с детьми, а придёт семья на выставку, взрослые что-то вспомнят, что-то скажут, хотя бы поверхностно дети получат какие-то сведения. А благодаря моим кукольным "старичкам", может быть, вспомнят бабушку, навестят или позвонят ей. Пусть лучше так, чем продавать моих кукол, - признаётся Ирина. Сегодня на выставке (0+) в Историческом парке представлены 170 работ Ирины Верхградской. В основном, куклы этой экспозиции связаны с историей России - из-за специфики музея. Но небольшую часть выставки занимают её известные старички. Выставка будет работать до 11 ноября. Стоимость входного билета для взрослых - 100 рублей, для пенсионеров, школьников и студентов - 50 рублей, детям до 7 лет вход свободный. Фото: Екатерина Харламова

Куклы как люди. Художнница рассказала о создании миниатюрных персонажей
© Омск Здесь