Ребёнок в театре может смотреть не только сказки
Микрооперу для годовалых малышей можно услышать только в Московском государственном академическом детском музыкальном театре им. Н.И. Сац. В этом культурно-просветительском центре — театре с Синей птицей на крыше — дети с самого раннего возраста знакомятся с классическими произведениями, познают мир симфонической музыки. В чём уникальность «театра Сац»? Какая поддержка необходима детским и региональным культурным учреждениям? Будет ли у школьников «культурный норматив»? На эти и другие вопросы в пресс-центре «Парламентской газеты» ответил худрук театра Георгий Исаакян. Он стал очередным гостем авторского проекта члена думского Комитета по культуре Наталии Пилюс «Год театра в «Парламентской газете». - Георгий Георгиевич, когда попадаешь на спектакли в вашем театре, начинаешь чувствовать себя ребёнком — настолько захватывает атмосфера. Каким вы видите своего зрителя? - Театр имени Наталии Сац — уникальное культурное явление не только для России, но и для всего мира. Достаточно сказать, в этом году нам исполняется 55 лет, и до сих пор ни одна страна мира не смогла создать детский театр оперы и балета. Конечно, существуют музыкальные театры, но такого мощнейшего института, объединяющего симфонический оркестр из ста человек, оперную и балетную труппу, несколько сцен, принимающего на своей площадке фестивали и гастроли, — ни в одной стране больше нет. Раньше бытовало мнение, что ребёнку до шести лет в театре делать нечего. Сейчас же мы проводим микрооперы для годовалых малышей, причём билеты на такие спектакли исчезают из касс в первую очередь. Наша аудитория год от года становится всё шире — раньше бытовало мнение, что ребёнку до шести лет в театре делать нечего. Сейчас же мы проводим микрооперы для годовалых малышей, причём билеты на такие спектакли исчезают из касс в первую очередь. Мы внимательно относимся к возрастной маркировке спектаклей — ребёнок ведь быстро растёт, меняется каждые несколько лет, поэтому у нас есть спектакли для детей 2-4 лет, 6-8 лет и так далее. При этом у нас в репертуаре не только сказки, но и многие произведения из наследия мировой культуры — Моцарт, Стравинский, Прокофьев. Мы считаем, что ребёнка надо развивать с самого детства. - В чём ваш театр видит свою главную задачу? - В первую очередь в просвещении — дети вырастают на наших спектаклях, а дальше мы «передаём» этого зрителя всем остальным театрам города, страны и мира. - Насколько важна поддержка талантливых детей? В национальном проекте «Культура» это направление выделено одним из приоритетных, в вашем театре вы организовали работу детской студии. С кем вы работаете? - Когда я пришёл в наш детский театр и узнал, что при нём нет детской студии, был очень удивлён. Дело в том, что присутствие детей в творческом процессе очень важно. Мы не готовим профессиональных актёров в этой студии, у нас нет амбиций по подготовке кадров для театральных вузов, для нас важно приобщение к культуре. Мы даём возможность детям прикоснуться к искусству музыкального театра — они изучают пение, хореографию, историю театра, актёрское мастерство. Мы не готовим профессиональных актёров в этой студии, у нас нет амбиций по подготовке кадров для театральных вузов, для нас важно приобщение к культуре. В будущем, даже если они получат другую профессию, эти люди будут иначе воспринимать культуру. Плату за обучение в студии мы не берём — театр ведь не сфера услуг, это социальное благо. - Действительно, парламентарии уже приняли поправки в 44-й Федеральный закон о госзакупках в сфере культуры, которые вывели отрасль из сферы услуг. Вы состоите в Общественном совете при думском комитете по культуре, как вам кажется, нужны ли ещё какие-то законодательные изменения для деятелей культуры? - Я считаю, что, во-первых, взаимодействие людей культуры и законодательной власти очень позитивно. Мы ведь живём по тем законам, которые принимают парламентарии, поэтому очень важно, чтобы у нас было взаимопонимание, общее видение болевых точек. Я, кстати, получил приглашение войти в состав экспертного совета по разработке и внедрению проекта «Культурный норматив школьника» (идея программы заключается в комплексе мероприятий по организации посещения учащимися выставок, спектаклей, кинофильмов. — Прим. ред.). Сейчас мы видим, что благие намерения Минпросвещения и Минкультуры могут остаться нереализованными из-за того, что упираются в нормативные акты других ведомств — к примеру, МЧС с их видением по требованиям к перевозке детей. Чтобы проект был реализован, необходима координация действий различных ведомств. - В этом году в стране уже четвёртый раз пройдёт фестиваль «Видеть музыку», организованный Ассоциацией музыкальных театров, президентом которой вы являетесь. Это удивительное культурное событие, причём удивление начинается уже с его названия. - Действительно, долгое время мы думали о создании площадки, на которой музыкальные культурные учреждения могли бы обмениваться опытом. Страна огромная, и далеко не у всех есть возможность познакомиться с творчеством, к примеру, театров Калининграда и Хабаровска. Раньше у нас даже не было возможности просто увидеть друг друга. Несколько лет назад мы обратились в Минкультуры, и идея организации фестиваля получила поддержку. Мы собираем спектакли со всех регионов страны, а затем в течение двух месяцев на площадках оперных сцен столицы показываем эти спектакли. Сейчас мы видим, что благие намерения Минпросвещения и Минкультуры могут остаться нереализованными из-за того, что упираются в нормативные акты других ведомств. Фестиваль — уникальная возможность увидеть всё, что происходит в музыкальных театрах всей России. В его рамках мы даже показываем мировые премьеры. Это одинаково важно и для федерального Центра, и для регионов. - Что касается региональных театров, как вам кажется, достаточно ли поддержки они получают? Сегодня некоторые театралы говорят, что им не всегда удаётся получить достаточно средств в рамках нацпроекта «Культура». - Во-первых, президент Владимир Путин утвердил 2019 год Годом театра. Нужно признать, что это большое событие, ведь отдельный вид искусства был объявлен приоритетным, и сейчас всё внимание общества обращено на театры. Во-вторых, сегодня в регионах проводится множество перекрёстных гастролей, идёт театральный марафон, в Минкультуры работает широкая система грантов. Это ежедневная комплексная работа, и мне кажется, что понимание направления этой работы у государства есть. При этом я считаю, что отдельная целевая программа по поддержке театров — во всяком случае, региональных и детских — необходима. - У «Единой России» есть партийный проект «Культура малой Родины», в рамках которой мы реализуем подпроект «Театры детям»… - Да, благодаря проекту началось обновление материально-технической базы, появилась возможность ставить постановки, на которые раньше театры не могли пойти, не имея финансовой подушки безопасности. Было бы здорово, чтобы эта программа продолжалась и стала постоянной. Важно понимать, что с детских театров начинается знакомство с искусством. - У проекта есть конкретные результаты — к примеру, в Мордовии есть два детских кукольных театра, один — региональный — был полностью отремонтирован, второй — муниципальный — получил большой грант, благодаря чему они могут делать современные постановки… - Важно понимать, что с детских театров начинается знакомство с искусством. Сейчас это понимание пришло и на Западе, программы поддержки детских театров там начали реализовываться в последние десять лет, но по сравнению с нашей традицией развития детских театров это лишь первые шаги. Не хотелось бы, чтобы мы сменили свои приоритеты в этом отношении. Кроме того, приоритетом должно оставаться и привлечение молодых кадров в региональные театры. Процесс преемственности в театральной сфере — казалось бы, обречённой на консерватизм — идёт, и идёт активно.