«Когда пьеса будет написана, отдадим ее на вычитку в Роскомнадзор...»

Новосибирский областной театр кукол (НОТЕК) по заявке Роскомнадзора поставит спектакль о защите детей в интернете. Маленьких зрителей научат безопасно пользоваться социальными сетями и избегать страшных киберпреступников. Чей облик они примут — волка-мошенника или лисички-сектантки — пока неизвестно: пьеса еще не написана. Однако директор Юрий Горлатых уверен: спектакль пойдет на ура. «Нам и раньше поступали подобные предложения, и я думал: Ну вот... Соцзаказ! Наверное, это будет неинтересно... — рассказывает он. — А оказалось, что ребятне нравится и она просит еще!» О том, что Роскомнадзор начал активную кампанию обучения детей и подростков правилам поведения в Сети, стало известно еще два года назад. Работа велась совместно с Минобразования, в форме открытых или виртуальных уроков, и к началу 2019 года охватила практически все школы. Но с учащимися понятно. При чем здесь кукольные театры, репертуар которых чаще всего рассчитан на «совсем малышей»? И каким образом в череду постановок вроде «Кота в сапогах» и «Чебурашки» впишется пьеса о том, как не стать жертвой социоинженерных троянов и «добрых дяденек» из интернета? — Юрий Александрович, расскажите, что это за спектакль и как он будет называется. — На самом деле это только проект. Роскомнадзор заключил с нами соглашение, что мы поставим спектакль о защите персональных данных. Почему это важно: в последнее время киберпреступники потеряли всякую совесть и начали пощипывать денежки даже у детей. Я уже не говорю о том, что они уводят их на всякие подозрительные сайты, где ребятам забивают голову какими-нибудь сектантскими бреднями или вербуют в террористические организации. Чтобы чуть-чуть их обезопасить, нам дали методички и рекомендации, в которых рассказывалось, какую информацию важно донести до них в первую очередь. Эти рекомендации я отдал омскому драматургу Дмитрию Войдаку, и он приступил к работе над пьесой. Как только он ее напишет, мы отдадим ее в Роскомнадзор, и если там скажут, что все хорошо и правильно, начнем работать! — Это ваш первый опыт общения с Роскомнадзором? — Именно с Роскомнадзором первый, но опыт сотрудничества с госорганизациями у нас уже был. Например, совместно с ГИБДД мы ставили спектакли «Приключения в дорожном городке» и «Светофор-волшебник». Еще один спектакль — «Сказка про Царя Коварного и Вовку-пожарного» — был сделан уже по заказу МЧС. А в год экологии Дима написал пьесу «Не кормите мусорного дракона», которая учит детей бережно относиться к окружающему миру. С ней мы потом объехали всю область. — Я знаю, что люди культуры обычно боятся подобного вторжения, а вы — наоборот... — Понимаете, назвать эти проекты культурой в высоком смысле этого слова сложно. Хотя некоторый страх действительно был, особенно когда нам сделали первое предложение. Помню, я еще подумал: «Это же соцзаказ. Наверное, будет совсем неинтересно». А дети ходят! Я спрашиваю у них: «Вам понравилось? А что именно вы запомнили?» И они начинают тебе рассказывать, что природу надо беречь, а батарейки сдавать. И вот тогда я понял, что такие проекты — это тоже важно. – А про киберугрозы – это единственное предложение от Роскомнадзора? Или были еще? Например, поставить спектакль о вреде мата... И какие именно куклы станут героями вашей постановки? – Нет, про мат не предлагали. А герои пока не прописаны. Понятно, что в спектакле будут и положительные, и отрицательные персонажи, но как они будут выглядеть — это надо сидеть и думать. Кстати, то, что будут задействованы именно куклы, еще не факт. Там может быть и живой план, и много спецэффектов. В той же «Сказке про Царя Коварного и Вовку-пожарного» есть и холодный огонь с дымом, и молнии... А вообще, театр у нас просто обалденный! Причем с историей. Буквально несколько дней назад ему исполнилось 85 лет. Более того, с июля 1942-го по август 1945 года он считался филиалом Центрального театра кукол имени Сергея Образцова, который в тот момент находился у нас в эвакуации. Но если до некоторого времени мы делали ставку именно на куклы, то сейчас мы стали экспериментировать и создавать для взрослых. Мне кажется, это только в России кукольный театр воспринимается как исключительно детский. Во всем остальном мире он таким никогда не был. — А поднимаете ли вы запретные» темы, которые сейчас так популярны? К примеру, когда по сцене бегают голые актрисы или воспеваются не совсем традиционные отношения... — Если честно, не сторонник, но если кому-то такое нравится, то ради бога. Когда мы брались за Санаева с его «Похороните меня за плинтусом», нам тоже говорили, что мы сошли с ума — ставить такое в детском спектакле! Но ведь дети — они же не на Луне живут, они сами все знают и видят. И такие спектакли тоже нужны. И в то же время мы против пошлости, поэтому вряд ли будем переходить грань дозволенного. Коллеги обижаются, считают, что государство уделяет нам слишком много внимания, и я бы очень хотел попросить их этого не делать. Ведь мы, по сути, работаем и для них тоже: воспитываем зрителей! Когда ребятня, которую мы сегодня приручаем, чуть подрастет, то обязательно пойдет и в драматический театр, и в оперу. — Обижаются — это в том смысле, что ревнуют? — Ну да, потому что именно детским театрам сегодня уделяется самое большое внимание. И это правильно: вы просто не представляете, в какой нищете они были еще совсем недавно! Приходят, например, руководители драматического или музыкального театра в Министерство культуры и говорят: «На такую-то постановку нам надо четыре миллиона рублей». А когда туда же приходят из Театра кукол, то слышат, что им хватит и 30 рублей. А чего? На три тряпочки и четыре досточки хватит! А теперь — не-е-ет! Теперь у нас тоже стоят и проекторы, и мультимедиа, и самое главное, планов громадье!

«Когда пьеса будет написана, отдадим ее на вычитку в Роскомнадзор...»
© Daily Storm