Дружат столетиями. Народы Ставрополья хранят традиции добрососедства
Говорят непоседы В Ставрополе живут около 500 абазинов. Чтобы дети знали язык и культуру своего народа, в городе работает клуб «Гвымзагъа», в переводе с абазинского - «Непоседа». Ребят учат говорить и читать на родном языке, а также преподают им танцы и этикет. Занятия проходят в игровой форме: ученики рисуют национальные костюмы, раскрашивают, разгадывают кроссворды. «Эти уроки помогают детям узнавать о своих корнях и познакомиться с соотечественниками, чтобы они знали, что они не одни, что им помогут, - рассказала одна из преподавательниц клуба «Гвымзагъа». - Нам присылают детские книги и журналы на абазинском языке. Дети читают сказки, небольшие рассказы, письма и заметки своих сверстников». Абазины Ставрополья стремятся сохранить у молодёжи интерес к родной культуре. Они устраивают встречи для первокурсников, поддерживают соотечественников-участников «Машука» и «Студенческой весны», организуют спортивные состязания и приглашают на национальные праздники. Айран для блеска У входа на азербайджанское подворье разместили кувшины и горшки всех форм и размеров. Каждый из них имел своё предназначение. В больших глиняных горшках готовили пищу на огне, а в похожих на кружки ёмкостях запекали порционные блюда и подавали их на стол. В глиняных кувшинах с узким горлом хранили воду и айран, и они долго оставались прохладными. Самый красивый металлический кувшин, похожий на чайник с тонким носиком из сервиза, использовался для омовения. К нему прилагается чаша со съёмным дном, которая служила вместо раковины. Президент азербайджанской общины в Ставропольском крае «Одлар-Юрду» Фахраддин Ярыев рассказал, что чаше и кувшину ручной работы уже более 400 лет. Сохранить их блестящими помог айран, которым полировали металл вместо моющего средства. В палатке можно было увидеть и другие традиционные предметы быта: специальную доску для приготовления лавашей, прялку и чесалку для шерсти, ковры и большие продолговатые подушки. Фахраддин Ярыев рассказал, что в старину азербайджанцы обходились без мебели, использовали ковры и подушки. Напоили узваром, накормили пирогами Казаки Ставрополья организовали самое большое подворье. Они построили небольшой курень, обнесли его плетнём, рядом установили деревянную сторожевую башню, а во дворе накрыли стол. Гостей потчевали чаем из самовара, узваром, пирогами и пирожками, свежими фруктами. «Для нас важно сохранять казачьи традиции: правильно воспитывать детей, прививать патриотизм молодёжи, готовить подростков к службе в армии, поддерживать многодетные православные семьи, - рассказал атаман Ставропольского окружного казачьего общества Сергей Пальчиков. - Мы организуем казачьи кадетские классы, включаем соответствующий культурный компонент в дошкольную и школьную программу, открываем военно-патриотические кружки и проводим соревнования. Самым маленьким рассказываем, кто такие казаки и как они жили. Ребятам постарше делаем более подробные экскурсы в историю, описываем подвиги казаков, проводим практические занятия по военно-прикладным видам спорта. Каждый год проводятся краевые казачьи игры, в районах и хуторах организуют небольшие местные соревнования. У нас много спортсменок-казачек, поэтому с прошлого года девушки тоже участвуют в соревнованиях по рубке шашкой». Чтобы закреплять традиционные ценности в обществе, казаки проводят такие праздники, как День казачьей семьи, чествуя многодетных родителей и организуя семейные игры и конкурсы с призами. Дом из шерсти и шкур Кочевники-туркмены поселились на Ставрополье раньше, чем казаки. Они занимались скотоводством и не задерживались надолго на одном месте, поэтому их дома были весьма необычными на современный взгляд. Стены и крыши таких жилищ были сделаны из шерстяных полотнищ, а на зиму их накрывали вторым слоем - выделанной кожей, защищающей дом от влаги и холода. Пол устилали коврами. Современные туркмены живут на востоке Ставрополья. Некоторые из них занимаются скотоводством, как и их далёкие предки. Национальные костюмы остались в музейных коллекциях и на выступлениях народных ансамблей. Сохранить свою идентичность туркменам помогает язык. В школе его изучают факультативно. Активисты, стремящиеся сберечь родную культуру, организуют кружки, где учат всех желающих изготовлению ковров, пошиву национальных костюмов, народным танцам и песням. Оружие с историей На чеченском подворье гостей встречал заслуженный работник культуры ЧР Айнди Салтымуратов. Ещё в 1980-х годах он открыл в Алхан-Юрте музей боевой и трудовой славы, в котором представил многочисленные артефакты, пережившие депортацию и возвращение в республику. Айнди Исаевич собрал в своём музее более тысячи экспонатов. Среди них предметы быта, которыми пользовалась его семья, а также холодное оружие. Некоторые клинки из его коллекции были изготовлены столетия назад, другие он смастерил сам. «В Ставрополь я приехал в четвёртый раз, завтра отправляюсь в Орёл, - рассказал Айнди Салтымуратов. - Меня часто приглашают на праздники, и я стараюсь не отказываться. Бываю в школах по всей России, где учится хотя бы один чеченец. Объехал уже 345 городов. Выступаю на чеченском языке, рассказываю детям и подросткам о культуре их народа, традициях, обычаях, призываю их уважать стариков и вести себя скромно и учтиво, как положено чеченцу. В 1990-е годы наш народ демонизировали в СМИ, нас всех стригли под одну гребёнку и изображали бандитами. Это до сих пор приводит к предвзятому отношению, хотя свои бандиты есть у каждого народа. Я снимаю документальные фильмы и пишу книги, чтобы показать, что среди чеченцев есть герои и сподвижники, и не стоит отказываться от своих традиций и обычаев». Кофе на песке В Армении не растёт кофе, но представители этой национальности считают, что именно их предки первыми привезли обжаренные зёрна в Европу. Они же приписывают себе славу первооткрывателей кофеен в Париже и Праге. Насколько достоверна эта информация, судить историкам, но одно ясно: армяне знают толк в хорошем кофе и варят его по старинным рецептам. Чтобы приготовить кофе по-армянски, нужно как можно мельче помолоть зёрна, практически в пыль. На пол-литровую турку понадобятся две чайные ложки кофе с горкой и ложка сахара. Сухие компоненты нужно залить водой так, чтобы она доходила до самой узкой части, и хорошенько перемешать. Армянский кофе традиционно варят на раскалённом песке. На фестивале для этого установили мангал и водрузили огнеупорный поднос с песком на угли. На песке кофе варится довольно долго, пока над жидкостью не образуется корочка из кофе и сахара. Кипеть напиток не должен, иначе вместо букета аромата и вкуса останется только горечь. Правильно приготовленный кофе по-армянски тягучий, сладковатый и терпкий. Шлем спартанца Ингушский шатёр было не только видно, но и слышно издалека: под флагом со знаком солнца устроили танцы, и собравшиеся молодые люди громко поддерживали выступающих. В круг выходили и профессиональные танцоры в костюмах, и разгорячённые зрители, накинувшие на плечи флаг республики. Возле «танцпола» поставили стол с угощениями. Кроме национальной кухни, гостям предложили привычные торты и кексы, украшенные символом Ингушетии. Рядом с шатром стоял загадочный металлический шлем, который, судя по его виду, мог бы принадлежать древнему воину. Оказалось, что такие головные уборы носили спартанцы, но этот экземпляр современный. Его сделали ребята из ингушской Ассоциации ремесленников. «Мы хотим, чтобы республику знали не только благодаря башням и другим общеизвестным вещам, - рассказал руководитель молодых ремесленников Адам Галаев. - В прошлом году я собрал в городе Сунже всех мастеров, которые делают что-то необычное. Мы проводим самые разные мастер-классы: от ковки до мыловарения, чтобы привлечь внимание как к народным промыслам, так и к современным видам искусства и творчества». Фамильное знамя с тамгой Карачаево-балкарская община Ставрополья представила на фестивале родовые знаки некоторых семей. Такой знак называется «тамга», и он использовался с древних времён, возможно, с тех пор когда народы ещё не знали письменности. Им клеймили скот и украшали одежду, а во время свадебных процессий всадники несли знамёна с тамгой рода жениха и невесты, чтобы все вокруг понимали, какие семьи породнились. Сейчас свою тамгу могут иметь не только карачаево-балкарские семьи с древней историей. На Ставрополье есть мастер, который создаёт интерьерные картины с тамгой: вручную выкладывает символ рода из страз, приклеивает их к бархату или другой благородной ткани и обрамляет подходящим по стилю багетом.