Сказка и психоанализ. Спектакль «Переплыть море» открыл сезон в Драмтеатре
Рязанская труппа актёров и режиссёр из Италии представили особую версию сказки про деревянного мальчика. Премьера была трёхдневной. Увидеть постановку на сцене рязанцы смогли 27, 28 и 29 сентября. Сказка не для детей Спектакль – это драма-маскарад в одном действии. В основу легла сказка итальянца Карла Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». Но хоть сказка обычно воспринимается, как произведение для детей, у постановки в Театре драмы возрастной ценз – 16+. И это неспроста. Режиссёр спектакля – итальянка Луиза Гуарро. Она рассказала, что в Италии сказка является объектом интереса не только для детей, но и для взрослых. По её мнению, в таких произведениях есть более глубокий план, который более точно отображает реальность через разные образы. В своей постановке по сказке Коллоди Луиза обратилась к теории психоанализа и теории переноса. – Перенос плана – это переход от субъективизма к объективной реальности. И он должен быть эмоциональным, – подчеркнула режиссёр. – На игрушку – Пиноккио – и переносится продолжающаяся игра, которая в конечном итоге позволяет обрести эмоциональное осознание реальности. В постановке прослеживаются все эпизоды истории про Пиноккио. В главной роли – Роман Горбачёв. На сцене он перевоплощается в деревянного мальчика, который на своём опыте, через свои чувства, по задумке Луизы Гуарро, постигает главное правило – начинает понимать ценность своей жизни. Ему постоянно сопутствует герой-рассказчик, некое второе «я» Пиноккио, роль которого исполнил Арсений Кудря. Он время от времени как будто приоткрывает дверцу во внутренние переживания героя, знакомит с ними зрителя. Из куклы – в человека Фабула – всем знакомая. Старик Джепетто (Александр Зайцев) делает из полена деревянного мальчика и называет его Пиноккио. Завязка наступает тогда, когда мальчик идёт в школу. Отец даёт ему одежду, а для того, чтобы купить букварь, продаёт свою старую поношенную куртку. Но Пиноккио меняет книгу на билет в кукольный театр, где чуть ли не попадается под «горячую руку» директора театра – Манджафоко. Однако он его милует и даёт пять золотых цехинов и обещает помочь найти работу для отца. Донести до дома Пиноккио их так и не сможет. Он пускается в приключения по мановению двух мошенников – в тёмных очках и рыжей шубе... Его пытается вразумить мудрый сверчок (Игорь Гордеев), но слушать голос разума Пиноккио не намерен. После того, как он оказался подвешенным «убийцами» (а на самом деле – переодевшимися мошенниками) на дереве, его спасает девочка с голубыми волосами (Анастасия Альмухаметова/Полина Бабаева). Она предлагает ему вместе с отцом поселиться в её доме, Пиноккио с радостью соглашается, обещает вернуться, но... Попадает в тюрьму. Отсидев там несколько месяцев, он хочет найти фею, но после кражи кур становится сторожевой собакой у крестьянина. Выполнив свой долг – спасение кур от воров, он отправляется на поиски отца, который тоже ищет своего сына. Но поздно: Джепетто уплывает в море, где его съедает большая акула. Пиноккио возвращается к фее, но она уже не девочка с голубыми волосами, а простая женщина, которая становится для главного героя практически матерью. Мальчик пытается исправиться, ходит в школу, но вскоре снова появляется соблазн. Он уезжает в Страну развлечений. Но и там деревянный человечек не обретает обещанного безмятежного веселья: он становится ослом, которого показывают в цирке. Когда он оказывается негодным к выступлениям, его выкидывают в море, где его съедает та самая акула. Пиноккио встречается с отцом, спасает его (не без помощи феи), а вернувшись к обычной жизни, начинает работать. В итоге он перестаёт быть деревянной куклой и превращается в человека. Спектакль не просто показывает историю становления героя. Он содержит в себе много философских наслоений. Поэтому зритель должен быть готов: придётся заглянуть глубоко внутрь себя, чтобы понять истинный посыл.