Как начать бизнес, если вы готовитесь к увольнению
Всегда в любой ситуации начинайте с понимания самого себя. В данном случае — задумайтесь, а точно ли вам нужно уходить с текущего места именно в собственный бизнес? Первый вопрос, который нужно задать: чем для меня является эта работа? На кого на самом деле я работаю? Есть люди, которые воспринимают зарплату как единственный источник дохода. Они отлично вписываются в мир больших компаний, умеют мимикрировать под корпоративную культуру, находить общий язык с начальством и коллегами, встраиваться в процессы, даже участвовать в политических интригах и войнах. Именно на таких людях держатся корпорации во всем мире, и нет ничего постыдного в том, чтобы быть успешным менеджером уважаемой компании. Нужно просто найти место с максимальной возвратностью инвестиций рабочего времени и минимальными рисками. Конечно, место должно соответствовать складу характера и набору ценностей, ведь на работе мы проводим две трети своего бесценного времени, и было бы грустно потратить его бесцельно и бессмысленно. Вышеописанным корпоративщикам нельзя уходить в свой бизнес, даже если в определенный момент «очень хочется свое» и «все надоело». Понять, предприниматель ли вы Но есть и другие люди — те, кто сознательно или бессознательно понимает, что всю жизнь так или иначе работает на себя. Приведу пример из собственной практики. После окончания бизнес-школы Wharton я не стал создавать собственный бизнес, а пошел в The Boston Consulting Group. Я четко сознавал, что консалтинг вообще и «большая тройка» McKinsey, BCG и The Bain — это тренировочная площадка для оттачивания нужных навыков, приобретения опыта, освоения методик и проверки их на практике. После этого я перешел в ТНК-ВР, стал вице-президентом по стратегии и инвестициям, потом вице-президентом по стратегии Оргкомитета Сочи-2014. Но я всегда ощущал некую свою самостийность, и мне было непросто интегрироваться в даже грамотно выстроенную, эффективную корпоративную культуру. Я всегда знал, что в душе я предприниматель, акционер, а не наемный менеджер. Первый бизнес появился у меня еще в студенческие годы благодаря многолетним занятиям в альпинистской секции. Мы с друзьями сначала ремонтировали концертный зал им.Чайковского — там требовалось очистить и покрасить стены вокруг органа на высоте нескольких этажей, а потом догадались выйти на ЖЭКи и стали ремонтировать панельные дома на юго-западе Москвы, заделывая трещины в стенах. Следующий стартап появился у меня уже после получения МВА, когда я жил и работал в Калифорнии в компании Qualcomm, развивая их восточно-европейский бизнес. В один момент руководство компании решили сократить весь дивизион — 600 человек, и я был одним из них. Мне выдали зарплату за полгода вперед, и я решил, что вложу эти деньги в свой интернет-стартап. После этого в разные годы у меня было еще несколько проектов разной степени успешности. Долгое время я балансировал на грани между успешной менеджерской карьерой и своим делом. И к сорока годам определился окончательно. Именно к этому времени накопился некий критический багаж знаний о самом себе, который позволил принять верное решение. И я основал Mebert Group. Поэтому мой совет: как можно раньше постарайтесь понять, кто вы — наемный менеджер и предприниматель. Любые психологические тесты, типирования и прочее — в помощь. Очень полезно задавать себе вопросы и искать честные ответы на них, писать списки «за и против». Есть сомнения в готовности к тернистому и непростому предпринимательскому пути? Не нужно идти по нему только потому, что у кого-то получилось или хочется якобы быстрых и легких денег. Если хотите убежать из мира больших компаний из-за усталости и издерганности — поверьте, в своем бизнесе стрессов, рисков, разочарований в разы больше. Но зато некого винить, кроме самих себя! Если привыкли работать «с 9 до 18» и забывать о работе, выйдя из офиса — вам не нужно заниматься своим делом. Собственный бизнес будет с вами круглосуточно, даже если вы гуру осознанного переключения внимания. Проанализировать причины увольнения Советую подумать о том, что стало причиной вашего увольнения. Если вы просто не справились с конкретной задачей — это не повод внезапно становиться предпринимателем. Вложитесь в свои навыки и умения, чтобы стать профессиональным и востребованным менеджером и в будущем не допускать подобных ошибок. Тем более нет причины уходить в свой бизнес, если речь идет о сокращениях в условиях экономического кризиса или реструктуризации компании. Вы здесь ни при чем. Есть и такой вариант: вы просто больше не хотите работать именно в этом месте, но боитесь принимать решение самостоятельно и подсознательно делаете все для того, чтобы покинуть эту организацию. Осознайте это, примите решение и покиньте это место работы. А вот если в процессе размышлений придет понимание, что в глубине души вы не человек корпоративного мира — тогда есть повод начать думать о начале своего дела. Но это дело должно стать делом вашей жизни. Чувствуете, что вы не на своем месте, не в своей роли, реализуете что угодно, но не собственное предназначение? Набирайтесь смелости, чтобы пойти своей дорогой и ничего не бойтесь. Я очень хорошо помню, как учась в хорошем техническом вузе и будучи круглым отличником, осознал, что никакой я не инженер и не физик. И если бы в тот момент я не перешел на экономический факультет, я бы просто вылетел из вуза, потому что перестал заниматься. Обеспечить плавность перехода Допустим, вы задали себе все нужные вопросы, познали самое себя и поняли, что в глубине души вы предприниматель. Это вовсе не значит, что нужно немедленно бежать с текущего места. Бизнес может и идти параллельно с работой, и быть ее продолжением. Главное — не переступать этические нормы и избегать конфликта интересов. Использовать ресурсы работодателя в своих целях, переводить на себя клиентов как минимум непорядочно, а в англосаксонском праве за это предусмотрена ответственность. У нас, конечно, не Англия, но независимо от географии репутация создается годами, а разрушается в одночасье. Подумайте, нужен ли вашему бизнесу такой старт. Вполне можно «перетечь» из компании в свое дело и цивилизованными методами. У меня это получилось так: я работал в ГК «Сбербанк», занимался проектом по созданию российского стратегического управленческого консультанта. Один из клиентов пригласил меня в свой в family office. Там я уже был хоть и миноритарным, но партнером. После этого было еще несколько заходов в компании по приглашению их акционеров, но я уже четко понимал, что работаю на себя, а интерес к работе на других потерян безвозвратно — я предприниматель. Обеспечить тылы и подушку безопасности Еще один важный вопрос, который необходимо решить на стадии принятия решения об уходе в свой бизнес, — поддержит ли вас семья, если таковая имеется? Одно дело, если близкие готовы рискнуть вместе с вами. Совсем другое — если они хотели бы ежемесячно видеть привычную фиксированную сумму. Я думаю, что можно уходить тогда, когда накоплен денежный запас как минимум на год привычной жизни всей семьи. Поэтому не стоит делать резких движений. Продолжать работать, создавать финансовую «подушку безопасности», попутно создавать стратегию своего бизнеса, потихоньку подбирать команду — это оптимальный вариант. Чек-лист для тех, кто собирается уйти из найма Разберитесь с собой. Если вы предприниматель — вы не сможете жить без своего дела. И тогда преодолеть все предстоящие сложности будет проще, ведь вы будете знать, ради чего все это. Если же вы наемный менеджер, примите это как факт и ищите подходящее место. Примите решение и сожгите за собой мосты, после этого ничего не бойтесь и никогда не сдавайтесь. Точка принятия решения — всегда самое сложное место. Когда она пройдена, остается только действовать, и это очень стимулирует на уровне подсознания. Напишите миссию, видение и стратегические цели вашего будущего бизнеса. И периодически возвращайтесь к ним, перечитывайте, при необходимости корректируйте. Это помогает не терять лес за елками. Ведь в повседневной суете и рутине очень легко забыть, ради чего все затевалось. Сформулируйте максимально четко и кратко суть вашего бизнеса — концепцию. Не гонитесь за красивыми формулировками. Вам не нужны мертворожденные конструкции, даже если они написаны по шаблону из крутого учебника. Если в глубине души вы просто хотите, например, производить качественные и модные сменные шнурки для кед — так и пишите. Определите вашу ключевую компетенцию — что вы умеете делать лучше, чем другие. Это источник вашего конкурентного преимущества. В этом пункте не нужно думать о слабых сторонах — еще успеете. Сформулируйте уникальное предложение для вашего целевого рынка. Проще говоря, ответьте на вопрос, что никто, кроме вас, делать не может. Опишите бизнес-модель вашего будущего бизнеса. Об этом можно писать долго. Но — книги вам в помощь. Благо их предостаточно. Рекомендую книгу Адриана Сливотски «Миграция ценности». Опишите максимально подробно операционную модель вашего бизнеса, какую деятельность бизнес будет осуществлять, какими силами и средствами. Пропишите, какие ресурсы необходимы для развития и роста бизнеса — финансовые, организационные, человеческие и так далее. Составьте план действий от долгосрочного, ведущего к достижению видения, до плана на следующую неделю, день. Следуйте ему. Чем подробнее план — тем проще будет ориентироваться в новой реальности первое время. В заключение скажу вот что. В своем бизнесе обязательно будет трудно, особенно первое время. Стратегию и бизнес-план придется реализовывать постоянно, планомерно, без выходных и праздников. И важно помнить о главном — зачем вы это делаете? Мне очень нравится притча про трех людей, которые таскали камни. Один просто их таскал, второй зарабатывал этим деньги, а третий — строил храм. И если вы не строите условный храм, не реализуете свою миссию — будет очень тяжело и безрадостно. Не будет мотивации, самоотдачи, и конкуренты, которые живут тем, что делают, окажутся сильнее. Вряд ли стоило уходить в свой бизнес ради такого опыта. Фото в материале: Unsplash Фото на обложке: G-Stock Studio/Shutterstock