Юрта и кочевые сказки. Как с помощью игры в куклы постичь тайны мироздания
Автор проекта «Кочевые сказки» – Анастасия Старцева, руководитель омской лаборатории исторической реконструкции «Наследие Сибири», режиссёр театра юного зрителя города Нягань. Анастасия рассказала корреспонденту «АиФ в Омске», зачем ей нужна юрта, какими актёрами могут быть куклы и как чудовище превратить в чудака. Сложные вещи простыми словами Светлана Казанцева, АиФ в Омске: Анастасия, проект «Кочевые сказки» заявлен как «театр на подушке», то есть ваша аудитория – малыши. Почему именно в юрте? Получается какой-то гибрид шапито и театра. Анастасия Старцева: Отчасти да, но без цирка (Смеётся). Это кочевой театр народных сказок. Наша юрта –особый мир, в который может попасть любой ребёнок. Мы нашли для этого мира материал – сказки и легенды народов Сибири: алтайцев, юкагиров, шорцев, хакасов, энцев и других. Сказки во многом схожи между собой – истории одинаковые, а названия персонажей разные. – Почему за основу взят сибирский эпос? – Сибирь – наш родной край. Считаю, что историю и культуру малой родины знать необходимо. Ещё одна причина – современные люди не знакомы с сибирским эпосом, а жаль. Что уже много лет ставят на сценах театров для самых маленьких? «Колобок», «Теремок», «Муха-Цокотуха» и иже с ними. Чтобы театр был посещаемым, нужно делать спектакли с «говорящими» названиями по мотивам тех сказок, которые все дети знают и любят. Моя задача как режиссёра сделать такую постановку, чтобы дети смотрели, а не рассказывали её вместе с артистами. Проект «Кочевые сказки» интересен тем, что раскрывает неизвестный современным людям мир, созданный нашими предками. – Какие истории будете показывать зрителям? – Мы собрали истории, связанные с понятием устройства мира. К примеру, наши герои будут рассказывать, откуда холод и снег в степи, как на небе появились созвездия, например, Улькер. По поверьям народов Сибири, погодой управляют различные существа, одно из них – Улькер. Он насылает холод и снег на степь, от этого страдают не только люди, но и домашние животные. Лошадь и корова хотели затоптать Улькера, потому что как только он улетает на небо, там появляется дыра, из которой начинает падать снег. У животных ничего не получилось, ведь природу не обманешь - Улькер улетел, начался снегопад... Так что в юрту мы запустим снег, будет здесь и холод, и солнце. Вот с такими сказками, основанными на мифах и легендах, мы хотим знакомить самых юных зрителей Омска. Возможно, им будет понятно не всё, но в эмоциональной памяти спектакли останутся, и через какое-то время это даст свои плоды. – Маленькие зрители разместятся по периметру юрты на подушках. Они будут как-то участвовать в представлениях? – Игровая площадка юрты небольшая, поэтому артисты и зрители сосуществуют на одном уровне и ведут между собой диалог. Когда артисты что-то показывают или начинают общаться, конечно же, дети принимают участие во всём этом. В спектаклях предусмотрены тактильные элементы: к примеру, в юрте будут появляться духи степи, которые изучают обстановку через прикосновение. – Дети могут испугаться... – Всё учтено. Один из духов природы Дьельбеген, который в мифах выглядит как чудовище с семью головами, пожирающее всех на своём пути, у нас совсем не страшный, а наоборот чудаковатый и смешной. Есть суровый персонаж Ворон, но его действия в спектакле таковы, что никого не испугают. Я не первый год создаю спектакли для самых маленьких. Такие постановки имеют свою специфику. Как удержать внимание ребёнка? – Только заворожить каким-то действом. Дети могут не понимать, что вокруг них происходит, но тем не мене им это будет интересно. Мы создаём вокруг них завораживающий мир из образов и звуков, света и тени. У персонажей очень мало слов – в основном мимика и жесты, звукоподражания, общение на придыхании. – Кочевые сказки предназначены для малышей, а детям постарше и взрослым они будут интересны? – Проявляют интерес к кочевым сказкам люди разного возраста. Мы не ограничиваем в этом зрителей – рады всем. Без кукол не обойтись – В спектаклях будут принимать участие актёры или это целиком кукольные постановки? – У нас будет и живой план – актёры, музыканты – и куклы. Они существуют в симбиозе. На сцене юрты не всё можно решить только актёрской игрой, в определённые моменты на помощь приходят куклы и заменяют артистов. Например, как живому актёру растоптать звёзды? – Не получится, а кукле – легко. В постановочной команде есть художник по куклам Мария Скобелева из Санкт-Петербурга, она создаёт фигуры и маски из кожи, натуральных тканей, дерева, то есть из аутентичных материалов, чтобы они органично вписывались в мир юрты. И никакого папье-маше! Мир кукольного театра очень интересен. Меня им заразил режиссёр с мировым именем Евгений Ибрагимов - мы вместе делали спектакль «Укрощение строптивой». Как оказалось, куклы умеют играть не менее выразительно, чем актёры-люди. – Получается, что вы в юрте будете играть с детьми в куклы и разговаривать об устройстве вселенной? – В каком-то смысле – да (Смеётся), но ещё будем творить волшебство. В одной из сказок, как и наши предки, сделаем куклу из деревяшечки, которая потом превратится в берёзовую девушку и оживёт... – Ждёте от зрителей какую-то обратную связь? – Каждый спектакль, скорее всего, будет заканчиваться не аплодисментами, а мастер-классом. Будет ли это рисунок, фотография с артистами и общение с ними, создание амулета и прочее, пока не решено. Главное, чтобы это мог сделать каждый ребёнок независимо от возраста и умений. – Сколько сказок отобрано для репертуара? – Пока четыре. Две сказки взаимосвязаны между собой, за основу взяты алтайские легенды о возникновении созвездий Улькер и Дьельбеген – в общепринятой терминологии это созвездия Малой и Большой Медведицы. Когда-то Дельбеген (Большая Медведица) украл у Улькера (Малой Медведицы) седьмую звезду, чтобы сложился «ковш». С тех пор они бегают по небу и отнимают звёзды друг и друга. Но созвездия периодически куда-то исчезают с небосклона. Алтайцы нашли ответ: Дельбеген иногда спускается на землю, и тогда на ней начинается холод и голод. Луна и Солнце, видя страдания людей, возвращают Дельбегена на небо, Луна удерживает хулигана у себя – и в полнолуние на лунном диске, если присмотреться, можно увидеть лик этого страшного зверя. Но Дельбеген не сдаётся и постоянно пытается выбраться из Луны на волю – серпом скашивает её, поэтому она то уменьшается и становится месяцем, то снова увеличивается и возвращает агрессора. Вот такая вечная борьба. – Если сказки про звёзды, то задействовано будет не только пространство юрты, но и потолок, верно? – Конечно. На куполе юрты мы сделали звёздное небо, обозначили созвездия. Но хочется волшебства, поэтому для создания сказочного антуража без современной мультимедийной установки не обойтись. Мы – для всех – Актёры охотно откликнулись на приглашение принять участие в проекте? – Охотно, несмотря на то, что это не коммерческий продукт. Но проект интересен им как по содержанию, так и по формату общения со зрителем. – Для вас как режиссёра такая площадка тоже является новой? – Да, в юрте спектакли я ещё не ставила (Смеётся). Для меня это эксперимент с пространством. Театр кочевой, будет работать на разных площадках, поэтому нужно научиться быстро разворачивать мир юрты и не обращать внимания на посторонние шумы. К слову, для каждого члена нашей постановочной группы «Кочевы сказки» - это абсолютно новый опыт. До приезда в Омск у всех были другие представления о юрте. Небольшое пространство на каждом спектакле нужно «обживать», а это сложно, так как нет привычных штанкетов, колосников и софитов. – В каких точках города будет стоять юрта? – Нас интересуют места наибольшего скопления народа – это большие торговые центры, городские площади. Дня нас важно, чтобы люди спонтанно решались побывать в нашем мире и кочевые сказки становились для них приятным сюрпризом, источником положительных эмоций и пищей для размышлений. У нас нет избранной аудитории, мы – для всех. – Проект пока рассчитан на год. Будет ли он продолжен? – До конца года юрта со сказками будет кочевать по Омску, мы осуществим 25 показов. Если «Кочевы сказки» будут пользоваться успехом, то мы постараемся проект продолжить и развить. Пока грантовая поддержка видится основной формой финансирования театра. Конечно, хотелось бы в Омске сделать Сибирский национальный кочевой театр, набрать репертуар для показов в юрте на основании не только народного эпоса, но и произведений сибирских писателей и поэтов.Цитата – Вы омичка, но уже несколько лет живёте в городе Нягань Ханты-Мансийского автономного округа... – Так получилось (Улыбается). Пять лет живу на два города – в Омске у меня семья, а в Нягани – работа. Я окончила театральный институт им. Щукина, режиссёрский факультет, мастер курса Михаил Борисов, завкафедрой по режиссуре в «щуке» и неизменный ведущий «Русского лото». Омск пока не признаёт меня как режиссёра, а в Нягани мои постановки востребованы, принимают участие в фестивалях международного уровня. Так, в октябре няганьского «Колобка» повезём на фестиваль в Турцию, а «Муху-Цокотуху» - в Румынию.