Войти в почту

Батарея – огонь! Кто виноват в авариях с отоплением и как их предотвратить

Итак, отопительный сезон: тепло пошло в дома, но в ходе запуска всех систем, конечно, не избежать эксцессов и аварий. Сайт "РИА Недвижимость" решил узнать, кто виноват в таких инцидентах и кому придется отвечать за причиненный ущерб, а также как можно предотвратить аварии и можно ли застраховаться от них. Готов к труду и отоплению В Москве вся отопительная инфраструктура в столице была готова к подаче тепла уже к 1 сентября. Коммунальные службы тщательно готовились к старту отопительного сезона, проводя опрессовку оборудования. Ее выполняют в многоэтажных жилых домах управляющие организации и эксплуатирующие конторы. Опрессовку делают для того, что проверить работоспособность системы непосредственно перед отопительным сезоном, заменить при необходимости элементы системы отопления и изношенную арматуру, рассказали в пресс-службе комплекса городского хозяйства Москвы. Этот процесс проводится следующим образом: повышается давление на запорную арматуру в отопительной системе, при этом давление в трубах повышают значительно больше рабочего, но все же так, чтобы не произошло разрыва труб, кранов, радиаторов и затопления квартиры. Предупредить о проведении опрессовки жителей домов сотрудники УК должны как минимум за неделю при помощи объявлений на подъездах. По словам, заммэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петра Бирюкова в том, что тепло не доходило вовремя до всех домов, виноваты именно недобросовестные управляющие компании, которые пытались экономить на расходах по оплате за тепло и не подавали его в квартиры. Кто виноват? Управляющие компании несут основную ответственность в деле обеспечения отопления домов, которые они обслуживают. В том случае, если во время начала отопительного сезона произошла авария, то чаще всего спрос будет именно с них. Но есть и исключения. "Если система предполагает возможность исключения батарей из системы (установлены так называемые байпасы – два вентиля), то эти батареи относятся к имуществу собственников и за их протечки несут ответственность именно они", – поясняет заместитель исполнительного директора НП "ЖКХ Контроль" Андрей Костянов. Кроме того, если собственник квартиры самостоятельно произвел ремонт либо замену элементов системы отопления в квартире, и это стало причиной затопления, то ответственность также лежит исключительно на нем, добавляет юрист адвокатского бюро "Леонтьев и партнеры" Тамази Мстоян. Но в каждой конкретной ситуации приходится разбираться отдельно. Иногда то, что выглядит именно как вина собственников, в конечном счете может оказаться ответственностью исключительно управляющей компании. С подобными случаями сталкивались в обществе защиты прав потребителей "Ревизор ЖКХ". "К нам обратились жители дома в Хамовниках, квартиры которых залила соседка сверху. Потоп шел с пятого (последнего) этажа, и прошел по всем квартирам подъезда вплоть до первого этажа. Ущерб – миллионы рублей. В актах, составленных УК и переданных жильцам залитых квартир значилось: "залитие из квартиры №*** по причине лопнувшей гибкой подводки к унитазу"", – приводит пример представитель общества "Ревизор ЖКХ" Лада Юрьева. Взявшись за работу, специалисты общества скоро выяснили, что в реальности ситуация противоположна той, о которой говорили обратившиеся жители залитых квартир. Причина аварии была не в "гибкой подводке", а шаровом кране на вводе в квартиру, который расположен на стояке. По словам Юрьевой, такой кран – часть общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и по закону за него отвечает управляющая организация. "Нам пришлось доказывать и то, что управляющая организация намеренно исказила причину залития; и то, что за кран отвечает управляющая организация, вопреки ее мнению; и то, что указанная в акте "самостоятельная замена" мало того, что не имела места, так даже если и была произведена – не оказала бы влияния на ситуацию", – отмечает она. Итог судебных разбирательств – победа, и вступившее в силу решение суда, которое уже легло в основу требований жителей залитых квартир, но уже не к собственнику квартиры, из которой произошло залитие, а к управляющей организации, недобросовестно выполнившей работу и пытавшейся переложить ответственность за ущерб в миллионы рублей на невиновного человека. Какие суммы можно отсудить у управляющей компании или соседей, если вина все-таки была за ними, при заливе в момент старта сезона отопления? По данным юриста компании "Ильяшев и Партнеры" Петра Купцова, ему встречалась сумма ущерба и в 2,3 миллиона рублей. Компенсация за страдания Аварии это, конечно, всегда очень неприятно. Но, как минимум, можно рассчитывать на то, что за отопление будет сделан перерасчет, и платить придется меньше, чем, если бы все функционировало в нормальном режиме. Хотя это довольно сложный процесс. Так, если отопление было запущено, батарею прорвало, и тепла не было несколько дней, в этой ситуации управляющей компанией применяется специальная схема перерасчетов. Сначала производится перерасчет за допустимый перерыв в подаче отопления, который составляет 24 часа (прочем это общее время допустимого отключения за месяц). Далее за каждый час, когда квартиры остаются без тепла, размер ежемесячной платы снижается на 0,15%, рассказывает Костянов. Но не стоит забывать, что для возможности осуществления перерасчетам учитывается еще и температура воздуха в квартире, находящейся без отопления. Если столбик термометра находится не ниже +12°С, то в проведение перерасчета будет отказано. Кстати, важно заметить, что в первые дни отопление запускается не на полную мощность, но все равно плата за тепло взимается в полном объеме. Конечно, существует вариант оплаты по факту потребленного тепла, но для этого нужно установить приборы учета не только на общедомовое имущество, но и в каждой квартире. Довольно остро проблема аварий при запуске теплоснабжения стоит в старом жилом фонде с изношенными коммуникациями. Единственным способом как-то решить эту проблему в таких домах является ускоренное проведение капремонта. Для этого нужно провести общее собрание собственников, принять соответствующее решение, определиться, есть ли у дома достаточное количество денег, и если нет – определить порядок дофинансирования и провести капремонт. Подложить соломки Для ветхих и аварийных капремонт, пожалуй, – единственный возможный вариант привести в порядок отопительные коммуникации. Ведь им не поможет даже страховка, так как собственникам квартир в аварийных или очень старых домах приобрести страховой полис вряд ли получится. В стандартных ситуациях страховые компании предлагают специальные продукты, позволяющие защититься от необходимости выплаты компенсации соседям, которые пострадают от залива при прорыве батареи в случае вины собственника. "Страховки бывают разные, и эффективность их соответственно тоже отличается", – говорит Юрьева. Наиболее подходящим, по ее мнению, является страхование гражданской ответственности, а также квартиры от заливов. Но тут надо очень внимательно выбирать компанию, потому что всегда есть риск купить полис у фирмы, находящейся в предбанкротном состоянии и остаться без выплат, советует она. Как рассказал директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании "Согласие" Андрей Ковалев, в среднем тариф по страхованию гражданской ответственности может составлять от 0,4% от страховой суммы – максимальной суммы, в пределах которой страховщик осуществит выплату соседям. Проще предотвратить Предотвратить саму возможность аварий лучше, чем устранять их последствия. Для этого достаточно произвести довольно простые действия. "Если у вас есть отсечные краны перед приборами отопления, убедитесь, что они перекрыты. Так, в момент повышения давления шаровый кран за счет сферической заслонки справится куда лучше, чем уязвимый радиатор. А открыть кран вы сможете аккуратно вечером, убедившись, что система не дала течь – и наслаждаться теплом", – советует директор по производству сервиса капитального ремонта "Сделано" Антон Косоногов. Если по каким то причинам у вас нет отсечных кранов, то в этом случае он рекомендует обязательно поинтересоваться у своей УК временем запуска, чтобы находиться при этом дома: так вы сможете быстро среагировать на неприятности. Неплохо записать себе названия и телефоны служб, которые помогут устранить поломку и ликвидировать аварию в квартире. В частности по проблемам с отоплением в доме можно звонить по горячей линии 8(495) 539-59-59. Контакты ПАО "МОЭК", тел. 8 (495) 587-77-88, ООО "ТСК Мосэнерго" 8 (495) 276-95-59. Кроме того, всегда есть возможность обратиться в единую диспетчерскую службу ЖКХ по телефону: 8 (495) 539-53-53.

Батарея – огонь! Кто виноват в авариях с отоплением и как их предотвратить
© РИА Недвижимость