Батарея — огонь! Кто виноват в авариях с отоплением и как их предотвратить 

Батарея — огонь! Кто виноват в авариях с отоплением и как их предотвратить
Фото: РИА Недвижимость
Итак, отопительный сезон: тепло пошло в дома, но в ходе запуска всех систем, конечно, не избежать эксцессов и аварий. Сайт «РИА Недвижимость» решил узнать, кто виноват в таких инцидентах и кому придется отвечать за причиненный ущерб, а также как можно предотвратить аварии и можно ли застраховаться от них.
Готов к труду и отоплению
В Москве вся отопительная инфраструктура в столице была готова к подаче тепла уже к 1 сентября.
Коммунальные службы тщательно готовились к старту отопительного сезона, проводя опрессовку оборудования. Ее выполняют в многоэтажных жилых домах управляющие организации и эксплуатирующие конторы.
Опрессовку делают для того, что проверить работоспособность системы непосредственно перед отопительным сезоном, заменить при необходимости элементы системы отопления и изношенную арматуру, рассказали в пресс-службе комплекса городского хозяйства Москвы.
Этот процесс проводится следующим образом: повышается давление на запорную арматуру в отопительной системе, при этом давление в трубах повышают значительно больше рабочего, но все же так, чтобы не произошло разрыва труб, кранов, радиаторов и затопления квартиры. Предупредить о проведении опрессовки жителей домов сотрудники УК должны как минимум за неделю при помощи объявлений на подъездах.
По словам, заммэра по вопросам ЖКХ и благоустройства в том, что тепло не доходило вовремя до всех домов, виноваты именно недобросовестные управляющие компании, которые пытались экономить на расходах по оплате за тепло и не подавали его в квартиры.
Кто виноват?
Управляющие компании несут основную ответственность в деле обеспечения отопления домов, которые они обслуживают. В том случае, если во время начала отопительного сезона произошла авария, то чаще всего спрос будет именно с них. Но есть и исключения.
"Если система предполагает возможность исключения батарей из системы (установлены так называемые байпасы — два вентиля), то эти батареи относятся к имуществу собственников и за их протечки несут ответственность именно они", — поясняет заместитель исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» .
Кроме того, если собственник квартиры самостоятельно произвел ремонт либо замену элементов системы отопления в квартире, и это стало причиной затопления, то ответственность также лежит исключительно на нем, добавляет юрист адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» Тамази Мстоян.
Но в каждой конкретной ситуации приходится разбираться отдельно. Иногда то, что выглядит именно как вина собственников, в конечном счете может оказаться ответственностью исключительно управляющей компании. С подобными случаями сталкивались в обществе защиты прав потребителей «Ревизор ЖКХ».
"К нам обратились жители дома в Хамовниках, квартиры которых залила соседка сверху. Потоп шел с пятого (последнего) этажа, и прошел по всем квартирам подъезда вплоть до первого этажа. Ущерб — миллионы рублей. В актах, составленных УК и переданных жильцам залитых квартир значилось: «залитие из квартиры №*** по причине лопнувшей гибкой подводки к унитазу»", — приводит пример представитель общества «Ревизор ЖКХ» Лада Юрьева.
Взявшись за работу, специалисты общества скоро выяснили, что в реальности ситуация противоположна той, о которой говорили обратившиеся жители залитых квартир. Причина аварии была не в «гибкой подводке», а шаровом кране на вводе в квартиру, который расположен на стояке.
По словам Юрьевой, такой кран — часть общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и по закону за него отвечает управляющая организация.
"Нам пришлось доказывать и то, что управляющая организация намеренно исказила причину залития; и то, что за кран отвечает управляющая организация, вопреки ее мнению; и то, что указанная в акте «самостоятельная замена» мало того, что не имела места, так даже если и была произведена — не оказала бы влияния на ситуацию", — отмечает она.
Итог судебных разбирательств — победа, и вступившее в силу решение суда, которое уже легло в основу требований жителей залитых квартир, но уже не к собственнику квартиры, из которой произошло залитие, а к управляющей организации, недобросовестно выполнившей работу и пытавшейся переложить ответственность за ущерб в миллионы рублей на невиновного человека.
Какие суммы можно отсудить у управляющей компании или соседей, если вина все-таки была за ними, при заливе в момент старта сезона отопления? По данным юриста компании «Ильяшев и Партнеры» Петра Купцова, ему встречалась сумма ущерба и в 2,3 миллиона рублей.
Компенсация за страдания
Аварии это, конечно, всегда очень неприятно. Но, как минимум, можно рассчитывать на то, что за отопление будет сделан перерасчет, и платить придется меньше, чем, если бы все функционировало в нормальном режиме. Хотя это довольно сложный процесс.
Так, если отопление было запущено, батарею прорвало, и тепла не было несколько дней, в этой ситуации управляющей компанией применяется специальная схема перерасчетов. Сначала производится перерасчет за допустимый перерыв в подаче отопления, который составляет 24 часа (прочем это общее время допустимого отключения за месяц). Далее за каждый час, когда квартиры остаются без тепла, размер ежемесячной платы снижается на 0,15%, рассказывает Костянов.
Но не стоит забывать, что для возможности осуществления перерасчетам учитывается еще и температура воздуха в квартире, находящейся без отопления. Если столбик термометра находится не ниже +12°С, то в проведение перерасчета будет отказано.
Кстати, важно заметить, что в первые дни отопление запускается не на полную мощность, но все равно плата за тепло взимается в полном объеме. Конечно, существует вариант оплаты по факту потребленного тепла, но для этого нужно установить приборы учета не только на общедомовое имущество, но и в каждой квартире.
Довольно остро проблема аварий при запуске теплоснабжения стоит в старом жилом фонде с изношенными коммуникациями. Единственным способом как-то решить эту проблему в таких домах является ускоренное проведение капремонта.
Для этого нужно провести общее собрание собственников, принять соответствующее решение, определиться, есть ли у дома достаточное количество денег, и если нет — определить порядок дофинансирования и провести капремонт.
Подложить соломки
Для ветхих и аварийных капремонт, пожалуй, — единственный возможный вариант привести в порядок отопительные коммуникации. Ведь им не поможет даже страховка, так как собственникам квартир в аварийных или очень старых домах приобрести страховой полис вряд ли получится.
В стандартных ситуациях страховые компании предлагают специальные продукты, позволяющие защититься от необходимости выплаты компенсации соседям, которые пострадают от залива при прорыве батареи в случае вины собственника.
"Страховки бывают разные, и эффективность их соответственно тоже отличается", — говорит Юрьева. Наиболее подходящим, по ее мнению, является страхование гражданской ответственности, а также квартиры от заливов. Но тут надо очень внимательно выбирать компанию, потому что всегда есть риск купить полис у фирмы, находящейся в предбанкротном состоянии и остаться без выплат, советует она.
Как рассказал директор департамента андеррайтинга и управления продуктами , в среднем тариф по страхованию гражданской ответственности может составлять от 0,4% от страховой суммы — максимальной суммы, в пределах которой страховщик осуществит выплату соседям.
Проще предотвратить
Предотвратить саму возможность аварий лучше, чем устранять их последствия. Для этого достаточно произвести довольно простые действия.
"Если у вас есть отсечные краны перед приборами отопления, убедитесь, что они перекрыты. Так, в момент повышения давления шаровый кран за счет сферической заслонки справится куда лучше, чем уязвимый радиатор. А открыть кран вы сможете аккуратно вечером, убедившись, что система не дала течь — и наслаждаться теплом", — советует директор по производству сервиса капитального ремонта «Сделано» Антон Косоногов.
Если по каким то причинам у вас нет отсечных кранов, то в этом случае он рекомендует обязательно поинтересоваться у своей УК временем запуска, чтобы находиться при этом дома: так вы сможете быстро среагировать на неприятности.
Неплохо записать себе названия и телефоны служб, которые помогут устранить поломку и ликвидировать аварию в квартире.
В частности по проблемам с отоплением в доме можно звонить по горячей линии 8 (495) 539-59-59. Контакты , тел. 8 (495) 587-77-88, ООО «ТСК Мосэнерго» 8 (495) 276-95-59.
Кроме того, всегда есть возможность обратиться в единую диспетчерскую службу ЖКХ по телефону: 8 (495) 539-53-53.
Видео дня. 6 правил ЗОЖ, о которых пора забыть
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео