Едят мёд, смущают сатану. Как евреи празднуют осенью Новый год

Успеть до праздника В священных книгах пишут, что в этот день Адам и Ева отведали плод с древа познания, Ной на ковчеге причалил к берегу после потопа, а евреи перестали быть рабами египтян. Символически в этот день решается судьба человека и всего мира. Перед праздником положено поститься, молиться и завершать дела, накопившиеся за год. Если выполнить какое-то обещание в течение года не получилось, нужно обратиться к знатоку Торы - священной книги. Он рассудит, можно ли считать причину невыполнения уважительной. В большинстве случаев, кроме тех, когда речь идёт о серьёзных клятвах, он снимает с человека обязательство и позволяет войти в новый год с чистой совестью. Праздник начинается со звуков шофара - духового инструмента, изготовленного из рога кошерного животного. Шофар делают таким образом, чтобы максимально сохранить форму рога, поэтому все инструменты разные: одни длинные и тонкие, как рожки антилопы, другие закруглённые и утолщённые, потому что сделаны из бараньих рогов. Чтобы извлекать звук, на кончике рога просверливают отверстие. В Новый год звуки шофара призывают верующих к покаянию, напоминают о даровании народу священной книги на горе Синай и, как считалось в древности, пугают и смущают Сатану. Чтобы правильно начать год, верующие совершают ритуальное омовение, надевают лучшие наряды и идут на службу в синагогу - слушать шофар. «Шофар - это символический крик души, который нельзя передать словами и молитвами, это воззвание и просьба о помощи, - рассказал раввин ставропольской еврейской общины Александр Нестеров. - Каждый извлекаемый звук имеет своё значение, поэтому учиться играть на нём непросто. Раньше эту задачу возлагали на меня, но теперь и другие прихожане научились выполнять этот ритуал». Сладкий год В праздничный день евреи поздравляют друг друга словами «Шана това уметука!», что значит «Доброго и сладкого вам года», и устраивают домашние застолья. Стол накрывают белой скатертью, ставят свечи, вино и угощения и читают над ними благословения. Отличительная особенность повседневной традиционной еврейской пищи - кислота и горечь, и лишь на Новый год кислая и горькая еда под запретом. Ни в каком виде не ставят на стол и орехи: нумерологи считают, что числовое значение слова «орех» соответствует числовому значению слова «грех». Зато в большом количестве подают мёд, в который обмакивают кусочки яблок и сдобную булку - халу. Булку пекут в виде венка-косички, и она символизирует цикличность жизни. Поскольку религиозные каноны запрещают употреблять мясо и молоко во время одной трапезы, в тесте для халы молоко не используют. «Рош ха-Шана» в переводе с иврита означает «голова года», и чтобы не плестись весь год в хвосте, нужно обязательно подать на стол рыбу, приготовленную с головой. Хорошо, если рыба тоже будет сладкой на вкус. Для этого её готовят в вине. Также гостей кормят сладкой морковкой, нарезанной кружочками, она символизирует золотые монеты и призывает в дом достаток. Традиционным праздничным угощением были плоды и зёрна граната. «Зёрна граната символизируют добрые дела людей, - рассказал раввин. - Подавая на стол гранат, мы признаём, что все люди грешат время от времени, но всё же у каждого есть заслуги и таланты». Хотя пышное застолье - обязательная черта праздника, в этот день выполняются и другие ритуалы, например, посещение могил предков. А также ташлих - обряд, предполагающий вытряхивание хлебных крошек из карманов в водоём и символизирующий очищение от грехов. Рош ха-Шана отмечают два дня подряд, после чего начинаются десять дней молитв и раскаяния, «дни трепета». Они завершаются другим важным праздником, днём примирения, который называется Йом-Киппур

Едят мёд, смущают сатану. Как евреи празднуют осенью Новый год
© АиФ Ставрополье