Войти в почту

«Четыре кота». Главные экспонаты выставки «Импрессионизм и испанское искусство»

Главные герои выставки, художники Рамон Казас, Хоакин Соролья, Игенасио Сулоага и другие, находились в тесном контакте с Эдуардом Мане, Эдгаром Дега, Огюстом Ренуаром — вместе жили и работали в Париже, участвовали в одних и тех же выставках, их работы пополняли собрания известных коллекционеров. Но, в отличие от французского импрессионизма, испанский сохраняет глубокую связь с традициями старых мастеров —Эль Греко, Веласкеса и Гойи. По просьбе mos.ru координатор выставки Мария Мороз отобрала несколько экспонатов, которые отображают особенности испанского импрессионизма, и рассказала истории их создателей. Рамон Казас «На открытой террасе» (1892) Собрание Кармен Тиссен-Борнемисы Рамон Казас-и-Карбо (1866–1932) — знаковая фигура для национального модернизма Испании. Его творческое становление проходило во Франции. Впервые оказавшись в столице искусств Париже в возрасте 15 лет, Казас был захвачен ее быстрым ритмом. С тех пор он возвращался в этот город снова и снова, проходя короткие курсы обучения живописи в частных мастерских. Он быстро вошел в богемное сообщество художников Монмартра, сведя знакомство с Эженом Каррьером, Микелом Утрильо и Игнасио Сулоагой. Работа «На открытой террасе» создана в самый продуктивный период творчества Казаса. В 1890-е прошли его крупные персональные выставки в Мадриде и Берлине, о нем узнали в США — работы Казаса были показаны на Всемирной выставке в Чикаго. На картине запечатлена веранда родного дома художника в Барселоне. Просторный балкон был любимым местом сбора всех домочадцев, а послеобеденный кофе на свежем воздухе —любимой семейной традицией. Моделями для картины стали сестра художника и ее муж, аристократ Эдуардо Ньето. Хоакин Соролья «Сорванцы на пляже, Валенсия» (1899) Музей изящных искусств Астурии. Коллекция Педро Масавеу Пожалуй, самым популярным художником Испании рубежа XIX–XX веков был Хоакин Соролья-и-Бастида (1863–1923). Уже в школе стало понятно, что будущее Сорольи — мир искусства. Учебой мальчик интересовался мало, а вместо чтения учебников рисовал картинки на их страницах. Низкая успеваемость не позволила ему завершить образование — приемные родители забрали его из школы и отправили на обучение кузнечному ремеслу. Правда, позже, заметив способности мальчика к рисованию, отдали его в Академию изящных искусств Сан-Карлос. Здесь он знакомится со знаменитым фотографом Антонио Гарсиа Пересом, с которым будет поддерживать тесное общение долгие годы. Влияние фотографии на композиционное решение картины можно уловить во многих работах Сорольи. В «Сорванцах на пляже» художнику буквально удалось остановить мгновение, показав сцену с детьми, резвящимися на берегу средиземноморского пляжа в Валенсии. Игнасио Сулоага «Шарль Морис с женой» (1896) Музей Игнасио Сулоаги, Кастильо-де-Педраса Творческое становление Игнасио Сулоаги (1870–1945) проходило в стенах музея Прадо, где он занимался копированием работ Веласкеса, Эль Греко и Гойи. Увлечение полотнами старых мастеров значительно повлияло на манеру Сулоаги: в его работах часто встречаются отсылки к ним. В 20 лет он впервые оказался в Париже. Обосновавшись на Монмартре, молодой художник стал заядлым посетителем местных кабачков, где сблизился с Тулуз-Лотреком, Гогеном и Дега. Весьма быстро Сулоага завоевал признание в художественной среде французской столицы. Доказательством его стремительного успеха стал двойной портрет влиятельного арт-критика того времени Шарля Мориса и его супруги. Изначально Сулоага написал поясной потрет Мариса, а после женитьбы заказчика надставил холст и дописал женский образ. Сантьяго Русиньоль «Эрик Сати, играющий на фисгармонии» (1891) Частное собрание, Барселона Сантьяго Русиньоль (1861–1931) был не только живописцем, но и талантливым писателем. В результате поездки по Каталонии, которую он предпринял в компании своего друга Рамона Казаса, появился красочный путеводитель: тексты Русиньоля, иллюстрации Казаса. Художники пронесли дружбу через долгие годы: жили в Париже, делили одну мастерскую на двоих и дружили со взбалмошным французским композитором Эриком Сати. Вернувшись в Барселону, друзья открыли артистическое кафе «Четыре кота» по типу известного парижского кабаре «Черный кот». Барселонские «Коты» стали богемным местом: сюда приходил легендарный архитектор Антонио Гауди, персональные выставки устраивал Пабло Пикассо, а композиторы Исаак Альбенис и Энрике Гранадос проводили концерты. Выставку «Импрессионизм и испанское искусство» можно увидеть с 10 октября по 26 января 2020 года. Музей русского импрессионизма (Ленинградский проспект, дом 15, строение 11) открыт каждый день с 11:00 до 20:00 (понедельник, вторник, пятница, суббота, воскресенье) и с 12:00 до 21:00 (среда, четверг).

«Четыре кота». Главные экспонаты выставки «Импрессионизм и испанское искусство»
© Mos.ru