Актриса Александра Яковлева — о спектакле в Доме искусств, смертельной болезни и любви к Калининграду

11 октября в Доме искусств состоится единственный в Калининграде показ спектакля “Две женщины и лейтенант”, в котором сыграла кинолегенда, депутат городского Совета депутатов Калининграда Александра Яковлева. В интервью “Афише Клопс” актриса рассказала о том, как работа над спектаклем спасла ей жизнь. — Расскажите, пожалуйста, о спектакле. Как вы приняли решение принять в нём участие? — Моя партнёрша Наталья Лыжина — абсолютно гениальная академическая актриса петербургского Театра Сатиры на Васильевском. Меня поразили её характер, талант. Но самое главное и в кино, и в театре — это история, если история скучна, то она не нужна людям. А автор пьесы Татьяна Москвина — это всё-таки и “золотое перо России”, и писатель-классик. Два года назад она впервые в жизни прилетела в Калининград на творческую встречу в библиотеке им. Чехова. Это было событие. Представляете, читатели плакали от восторга, когда её видели. Когда я узнала о её приезде, мы созвонились: “Ты правда в Калининграде?” Я очень дружу с Серёжей Шолоховым, её мужем и знаменитым тележурналистом, великим знатоком кино. Было мало времени, и я повезла Таню в Кранц. Берег моря, потрясающая кухня в кафе моих друзей, солнечная погода, чудесные разговоры... Я видела, как Тане нравится. И она так посмотрела на меня и говорит: “Яковлева, а давай ты сыграешь главную роль в моей пьесе?” Ну где я, а где театр? Я — почётный работник Октябрьской железной дороги, я — депутат городского Совета депутатов Калининграда. Занимаюсь совершенно другими вещами уже 30 лет. В 1987 году я сыграла свою крайнюю роль в “Человеке с бульвара Капуцинов”. Прошло 30 лет. После этого я стала учиться на факультете государственного и муниципального управления Петербургского политехнического университета, работать на железной дороге. Я была полностью погружена в запуск первого в России высокоскоростного поезда. Я была безумна счастлива от этой работы, никакого театра и кино. Моим секретарям вообще было приказано не общаться с журналистами по этим вопросам, любые сценарии я сразу отвергала. Для меня был важен запуск высокоскоростного поезда. Я работала несколько лет в Шереметьево и Пулково, внедряла системы менеджмента качества. Это было очень интересно — работать в таком серьёзном, именно транспортном, холдинге. Золотое время, я многому научилась. Но, когда мне предложили работу на Октябрьской железной дороге, это было всё равно что с закрытыми глазами с огромной высоты в неизвестную для тебя пропасть падать. Спасло, наверное, воображение и актёрское умение принимать ту или иную роль. И я стала совсем другой: уже не человек из мира кино, а топ-менеджер крупной транспортной компании, а тут…. Этот разговор в Зеленоградске меня поразил. Я подумала: “Как так? Мне 60 лет, какая может быть роль в 60 лет?” Драматурги пишут для молодёжи, а она мне и говорит: “Ну ты почитай”. Я не знаю, как она это написала, но это удивительная пьеса, удивительная. Первоначально она называлась “Жена лейтенанта Коломбо”, но Татьяна предложила изменить на нынешнее название. Потому что по сюжету две женщины дружат 30 лет, и вдруг… Во время спектакля вскрывается такое, что пережить невозможно, простить невозможно. Вот люди живут семьями: жена, дети… .У вас есть близкий друг? Вы можете без этого друга? — Не хотелось бы. — Настоящую многолетнюю дружбу не разорвать. Надо с кем-то говорить, общаться. Я, когда прочитала, подумала: “А вот в жизни так и бывает, что очень близкие подруги и друзья….” Так и бывает… Зрители увидят, как. — Вы же уже играли этот спектакль в других городах? — Да, мы играли в Мурманске, Петрозаводске. Наташа сказала “Я никогда не видела такой реакции”. У нас зрители не уходят, пока мы не уйдём со сцены. Они хотят осознать, как такое могло произойти между людьми, которые вместе 30 лет. Для меня, конечно, этот спектакль был спасением. Помню, как я два года назад привезла режиссёра Николая Лебедева, мы делали презентацию моего кинофестиваля “Янтарная пантера”, и вдруг сразу же после него я понимаю, что что-то не так…. Я вдруг резко перестаю ходить — и всё. Врачи мне говорят, что осталось жить два-три месяца. Вы представляете? А мы уже начали репетировать пьесу. И возникло такое внутреннее желание “Нет! Не сдавайся!” Наш мозг ведь совсем плохо изучен, у него есть очень много ресурсов. Если захочешь жить — врачи бессильны. А я совершенно не могла смириться с тем, что умираю. И опять же, мне очень повезло. Потому что самое главное — найти своего врача. Государство выделило огромные деньги, больше пяти триллионов рублей, на модернизацию больниц, обучение врачей. К сожалению, это видно пока только в Санкт-Петербурге и Москве. У меня есть большая внутренняя боль от того, что в Калининграде нет мощного онкологического центра. Вот вроде обещают достроить к 2020 году. Сейчас люди мучаются, ездят в другие города за свои деньги, огромные. Я готова в ногах валяться у кого угодно и говорить, что надо обязательно построить онкоцентр и растить своих собственных врачей. Я ведь страшно люблю, обожаю Калининград, Кёнигсберг. Я жила на старинной прусской улице. Я помню развалины этих потрясающих домов. А сейчас тенденция — всё сносить, “осовременивать”. Надо доказывать на уровне правительства, что надо восстанавливать. Мы — одно из первых поколений калининградцев и видели Королевский замок собственными глазами, мы понимаем, что нельзя всё это сносить. И мне очень хочется показать моим землякам этот спектакль, благодаря которому я была спасена. Я ведь даже не могла ходить, вся мизансцена построена на том, что я сижу. — Да, режиссёр спектакля рассказывал в интервью, как вы падали в обморок прямо во время репетиции и как было важно продолжать процесс. Он высказал осторожную мысль, что спектакль спасает вас. — Спасает, и меня спасают зрители. Когда мы в первый раз сыграли спектакль в Петербурге и вышли на аплодисменты, я увидела на лицах зрителей слёзы, улыбки — это была потрясающая поддержка. Невольно начинаешь жить! Таня (автор Татьяна Москвина — ред.) написала удивительную пьесу, в которой есть и мистика, и фантастика. Мне нравится играть вот это. Каждый спектакль — неповторим, мы всегда играем его по-новому. Я переживаю по поводу показа в Калининграде. Потому что это мой город, мои земляки. Хочу, чтобы они смеялись, плакали и думали. Хочется, чтобы калининградцы были счастливы. — Сейчас вы совмещаете два амплуа: актёрское и депутатское. Как вы себя чувствуете в каждом из них, и как люди вас воспринимают? Узнают вас как депутата или как кинолегенду? — Очень много людей знают мою железнодорожную ипостась. Сейчас директор “Калининградской пригородной пассажирской компании” — мой сын, но создавала компанию я. Это было ну очень тяжело делать, но всё получилось. И я брала на работу многих людей, которые сейчас там работают. И вот теперь спектакль, который дал мне импульс к жизни. Я хочу сказать всем: никогда не опускайте руки! В нашей стране есть потрясающие врачи, нужно просто их найти, приехать к ним и лечиться. Всё будет хорошо.

Актриса Александра Яковлева — о спектакле в Доме искусств, смертельной болезни и любви к Калининграду
© Клопс.Ru