Игроки крафтового рынка борются за потребителя
В последнее время крафтовая продукция приобрела популярность. Однако появилась новость, что один из крафтовых напитков может исчезнуть. «ВМ» узнала, так ли это. 10 октября началась масштабная специализированная выставка оборудования, сырья и ингредиентов для пищевой промышленности «АгроПродМаш-2019». На одном из стендов свои услуги по продаже оборудования и созданию пивоварен «под ключ» представляла компания из Тихорецка. Роман Яковлев, начальник производства фирмы, объяснил, как сейчас обстоят дела на рынке. — Крафт употребляют не так много людей. Некоторые производители очень сильно заморачиваются над производством. Но при этом есть заказчики, приобретающие технику для использования оригинальных технологий изготовления пива. Но не всем в таком случае удается наладить и окупить производство. Все зависит от многих параметров: ситуации на рынке, добросовестной работы, наличия капитала. У некоторых получается, и они начинают развивать свое дело, кто-то даже переключается с другой своей деятельности. Важна и итоговая цена продукта. А тенденция такая, что люди пьют то, что дешевле. У нас всегда такое было и будет, — поделился Яковлев. Он добавил, что в целом маленьким пивоварням сейчас очень тяжело. — К малому бизнесу сегодня очень много требований. Мешает бумажная волокита. Но многие при этом стараются и всячески пытаются что-то сделать и развиваться, — заключил Роман. К крафту относятся алкогольные напитки, которые частные пивоварни производят в небольших объемах. Они имеют индивидуальную рецептуру, отличную от той, которую применяют крупные компании. Юрий Катуков, генеральный директор одной из столичных крафтовых пивоварен, высказал свою точку зрения, что происходит в этой сфере сейчас и что ее ждет. — За последние пять лет производство росло по экспоненте. При этом за полтора года открылось слишком много крафтовых пивоварен. У них сейчас серьезные проблемы. Рынок за пятилетку перенасытился их продукцией. Дистрибьюторы отказывают им в содействии, так как им интереснее работать с игроками, которые уже укрепились в своей сфере. Новичкам в этом плане становится тяжело, — отметил Катуков. По его оценкам, спада на рынке крафтового пива в ближайшем будущем быть не должно. Новость о прекращении производства крафта, появившаяся в ряде источников, Юрий считает необоснованной. — Если бы пиво варилось не в рамках законодательства, мы уже сейчас не существовали бы. Крафт производится в рамках закона, — заверил собеседник «ВМ». Елена Цветкова, президент правления Национального союза производителей пива и напитков, напомнила, что производство крафтового, то есть авторского, пива развивается с 2012 года. Ежегодно открывается от 150 до 200 предприятий в этом сегменте. — Сложно сказать, как эти компании будут развиваться. Многие из них разливают продукцию в кеги и распространяют в небольших заведениях, располагающихся на первых этажах жилых домов. Правительство рассматривает законопроект об их закрытии. И крафтовые пивоварни, которые работают в основном на разлив, могут от этого пострадать, — отметила Цветкова. Те, кто выпускает напиток еще и в банках, а также бутылках, будут и дальше развиваться, считает эксперт. — Они подходят к делу творчески и влияют на другие отрасли. В том числе на ресторанный бизнес и выращивание сырья в России. Именно такие люди делают продукт не ради денег, а для души, — прогнозирует Елена Цветкова. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Андрей Бунич, президент союза предпринимателей и арендаторов: — Если учитывать, что возникают такие новости о запрете, значит, крафтовое пиво имеет возможность конкурировать с крупными производителями. У них есть своя ниша и потребитель, а продукт пользуется спросом. Это хорошо в любом случае для поддержания рынка. Они сдерживают рост на аналогичные продукты. Информация о запрете публикуется, чтобы затруднить бизнес мелким игрокам рынка. Такое происходит практически в любой отрасли.