Войти в почту

Профессия «каскадёр»: как гореть и падать в свое удовольствие

«Прыгай!». «Делай или слезай!». «Три секунды. Время пошло!». Каково это — оказаться в экстремальной ситуации, в полной мере ощутила корреспондент «Вечерней Москвы». Стою на решетке мостика под потолком шатра. Отсюда до верхнего из матов, лежащих на бетонном полу, не меньше семи метров. А он там не один — с высоты непонятно, сколько. Внизу — 20 человек с камерами, готовыми включиться в любой момент. Все смотрят на меня. Ждут… Если просто слезу по лестнице, буду не первой и не последней. Но я не могу сдаться. — Ноги и руки должны быть напряжены, — кричит мне самый главный из наблюдавших. Пружиню на месте, делаю маленький шаг — к краю и большой — вниз… Это лишь часть моих приключений. Все нужно просчитать В Парке киноприключений «Мастер Панин», куда я отправилась испытывать профессию каскадера, льет проливной дождь. Город внутри города. Крепость Сетунь, среди экстремалов и любителей реконструкций военных событий средневековья и Нового времени больше известная как Сетуньский Стан, сейчас меньше всего похожа на солнечный Голливуд. Что ж, отступать здесь не привыкли. И Игорь Панин, одновременно похожий на волшебника и рокера, дает первое задание: выход «верхнего» каскадера на борт машины при движении на двух колесах. Что это значит, на ходу поясняет молодой человек по имени Роман: — Вылезать из машины полностью не надо, достаточно высунуться по пояс. Все — только по команде. Мотоциклетная куртка, шлем — и вот мы уже в салатовой Nissan Micra. Не спеша въезжаем на трамплин. Съехав с него, наполовину зависаем в воздухе. На мою половину… Упираюсь ногами в днище, сижу на одном бедре, но победить силу тяжести непросто. Как и найти точку опоры на раме окна… — Я сползаю! Стоп! Сядь обратно, — предупредив, Роман ставит машину на два колеса. Удар несильный, но меня слегка бросает на раму. Делаю еще одну попытку осуществить маневр! С третьего раза из окна удается вылезти. Хотя и не по пояс. Дождь хлещет в лицо, одной замерзшей рукой вцепляюсь в дверь, другой – в крышу. Пальцы скользят… — Хватит, — Роман прекращает испытание. — Внимание, ставлю на четыре колеса. Важная часть учебы каскадера — работа над ошибками. Почему не получилось, как надо? — Во-первых, нужна серьезная физическая подготовка. Перед тем, как выполнить этот трюк, мы долго работаем в зале на специальном оборудовании, — поясняет каскадер. — Вторая причина — техническая. Машинка маленькая и очень чувствительна ко всему, что ты делаешь, ко всем ошибкам. Всегда есть несколько вариантов, как она может себя повести. Просчитать нужно все. Что ж, будем считать. Урок усвоен: одной смелости мало. Надо анализировать ситуацию. Энергия «живого» трюка неповторима Следующим сюрпризом оказывается высотное падение. Это потому, что я имела глупость сказать мастеру Панину, будто не боюсь высоты. — А ты попробуй сначала с четырех метров прыгнуть, — усмехнулся он и повел меня прыгать с восьми. Проходит испытание в «Шатре» –универсальном полигоне для различных шоу и турниров. По стенам развешаны оружие и доспехи. Атмосфера мрачноватая - как в древней крипте с высоким потолком... Пока другие участники команды тащат маты, каскадер Иван – мускулистый, бородатый атлет, сыгравший недавно кузнеца в кино, — залезает наверх по трубе, на руках добирается до мостика… — Мне тоже так придется? — спрашиваю его. Слава богу, нет — несут лестницу. Поднявшись, смотрю вниз на черный квадрат, куда надо приземлиться — он не прямо подо мной, а чуть сдвинут вперед. Всю смелость как ветром сдуло… Как это — броситься туда без всякой страховки? — А парашют точно раскроется? — пытаюсь разрядить атмосферу, так как слишком много гостей сегодня в парке. Интересно, на каскадеров давят камеры, или они привыкают? Пора решаться… Все происходит быстро. Прыгаю совсем не так, как объясняли, на самый край «подушки». Складываюсь пополам — и бью себя в лицо коленом. Из губы и носа сочится кровь. Ребята бегут ко мне. — Холодное бы приложить, — советует кто-то. Но льда нет, придется потерпеть. Отхожу в уголок осмыслить произошедшее. И тут «кузнец» Иван подносит мне увесистый железный молот: — Надеюсь, он достаточно холодный. Прижимаю его к губе сквозь смех и слезы. И в этот момент, то ли оттого, что решилась на прыжок, то ли из-за комичности ситуации, чувствую себя абсолютно счастливой. — Почему сейчас, когда так развита компьютерная графика, спецэффекты — профессия каскадера по-прежнему нужна? — спрашиваю мастера Панина. – Она не исчезнет? — Нет, конечно, — смеется он. — Это как любовь. Энергию, которую мы видим в «живом» трюке, даже в кино, никак иначе не передать, это что-то свыше. И никуда каскадеры не денутся, какими бы совершенными не стали технологии. Так же, как никогда не изживет себя, к примеру, театр. Из огня да в полымя Боль понемногу уходит. Пора гореть… Особенность каскадерской работы в том, что она не бывает индивидуальной. Всегда есть те, кто готовит трюк, страхует тебя… Надев двадцать пять одежек из специальной защитной ткани, выхожу в центр шатра. Один из каскадеров поливает мне спину горючей смесью, еще три ждут с огнетушителями. — Знаешь, — говорит Роман. — Гореть в принципе несложно. Труднее при этом исполнять какую-то роль. Вот смотри, это Серега. У него, например, день рождения. Ты, условно, будешь свечкой. Твоя задача — в процессе горения его поздравлять, а он будет тушить. Окей… Вот он, огонь в крыльях. Медленно двигаюсь по заранее оговоренной траектории. Печет терпимо, но нужно быть сосредоточенной. — С днем рождения, желаю успехов, — бубню я монотонно. Возможно, от меня ждут чего-то пооригинальнее. Становится все жарче. — Удачи, счастья… Туши! — и пар из огнетушителя прерывает мою речь. Под общий хохот прошу еще один дубль — чтобы прочувствовать все, не отвлекаясь. Делаю круг побольше, на секунду запаздываю к нужной точке. Бррр! Огонь потушен, но что-то не так… Полы сюртука, который надет на меня поверх остального, горят изнутри. Иван срывает его с меня и отбрасывает в сторону, затаптывая искры: — Ну, теперь прочувствовала? Да уж. Осталось посмотреть тренировку по акробатике. Бояться — это нормально Спортзал — в главном здании, каменном «замке» с множеством лестниц и тайных комнат… Парни и девушки в возрасте 20-30 лет отрабатывают падения и кувырки. Они — начинающие и пока еще не «горели», не прыгали с высоты… Да и у меня не все упражнения идеальны. И все же полученный опыт наполняет гордостью. Конечно, ложной. Ведь чтобы стать настоящим каскадером, нужно учиться не менее двух лет: освоить азы фехтования, сценического движения, акробатики, технику высотных падений, основы промышленного альпинизма… Сейчас эти ребята ходят сюда два раза в неделю, но число занятий будет расти. Что удивляет — небольшая стоимость тренировок. Не дороже, чем заниматься единоборствами в подмосковном городе. А что, если?.. — А можно ли с таким страхом высоты, как у меня, все-таки стать каскадером? Как-то натренироваться, чтобы он ушел, и ошибок не было? — спрашиваю Ивана. — Конечно. Новички вообще начинают падать с малых высот — буквально с пола, с метра-двух… И постепенно, по мере освоения техники и повышения уверенности в их силах, высоту увеличивают. Сильный страх понемногу уходит… А не столь ощутимый всегда должен оставаться: безбашенным в нашем деле не место. Но мы превращаем страх в праздник. Вот так. Если хотите стать увереннее и сделать то, на что не каждый решится, вот вам несколько рецептов. А заодно это еще и прекрасные моменты счастья от преодоления самого себя. Читайте также: Парк экстремальных развлечений появится в Реутове

Профессия «каскадёр»: как гореть и падать в свое удовольствие
© Вечерняя Москва