Артемий Троицкий: Концерты с умершими артистами – во многом поколенческая история

Прошло 30 лет после гибели Виктора Цоя и распада группы «Кино», и вот недавно экс-участники группы объявили, что решили снова собраться вместе. Через год возрожденное «Кино» даст два крупных концерта — в Санкт-Петербурге и в Москве. При этом Цой там тоже будет — будет его голос, оцифрованный с оригинальных многоканальных записей, и, как заверяют, участники группы Юрий Каспарян, Александр Титов, Игорь Тихомиров, а также сын Цоя Александр Цой, эффект присутствия фронтмена будет достигнут с помощью «уникального видеоряда». О голограмме речь пока не идёт. Хотя и такая тенденция в мире уже появляется: многие умершие музыканты продолжают «выступать» на концертах с помощью различных новых технологий. Приживется ли такой способ «оживляжа» в России? Об этом мы спросили у Артемия Троицкого: — У этой истории два аспекта — один общий, второй конкретный. Во-первых, конечно, сейчас шоу-бизнес помешан на разных цифровых аттракционах и высоких технологиях, и при этом вопросы морально-этические и эстетические бизнесменов, естественно, очень мало волнуют. Насколько мне известно, первый опыт с голографическим артистом прошёл с Куртом Кобейном, и это был провал и позор. А сейчас, насколько я понимаю, идёт речь о Майкле Джексоне, Уитни Хьюстон и так далее. На мой взгляд, для человека моего поколения или даже для среднего поколения это звучит абсурдно. Как это воспринимают молодые люди, представители уже цифрового поколения, мне трудно сказать. Может быть, для них это естественно и натурально. Я могу спросить свою девятилетнюю дочь Лидию — как она посмотрит на то, что давно умершие знаменитые артисты будут выступать в виде голограммы, и интересно ли ей было бы сходить на такой концерт. Может быть, она скажет, что да, прикольно, а почему бы и нет. Ну, я тут не берусь молодёжь судить, хотя мне это кажется диковатым. Но может быть, во мне говорит то, что я на концертах, скажем, Джексона и Эми Уайнхаус был и получил свой заряд впечатлений, и в этом смысле у меня — ха-ха! — как бы все в порядке и мне смотреть на голограммы абсолютно неинтересно. Ну я повторяю, что для юной аудитории это может быть и привлекательно. То есть во многом это поколенческая история. Артемий Троицкий. Фото: Сергей Авдуевский Что касается конкретно истории группы «Кино», тут для меня важно, кто этим занимается. Если бы этим стали заниматься наши обычные акулы шоу-бизнеса — продюсеры, манипуляторы и махинаторы, — я был бы резким противником этой идеи. Но в данном случае этим занимаются люди, которые имели непосредственное отношение к группе «Кино». То есть Юрий Каспарян, Игорь Тихомиров и Саша Титов плюс Саша Цой, сын Вити и, на мой взгляд, абсолютно адекватный парень. И я считаю, что в их руках это дело может превратиться во что-то симпатичное и довольно интересное. Я не думаю, что они будут использовать там эту банальную голограмму. — Они как раз не собираются голограмму делать. — Да, они хотят брать видеозаписи Цоя и как-то их перемонтировать и оживлять. Собираются делать из этого что-то вроде видеоарта, что-то интересное и художественное. Я вполне допускаю, что у них это может получиться, а главное, что занялись этим именно те, кто имеет моральное право этим заниматься. Поэтому я отношусь к этому проекту положительно. — А может, просто тому поколению, кто был на концертах живого Цоя, просто некого слушать сейчас? А пятнадцатилетний человек вряд ли пойдёт смотреть на голограмму Цоя, погибшего 30 лет назад. Или молодёжи тоже нечего слушать из русских артистов, поэтому для них Цой интересен? — Нет, я думаю, что, во-первых, теперешней молодёжи, конечно же, есть что слушать. У них есть и свои рокеры, и свои рэперы, и молодые артисты, и артисты-восьмидесятники, и они живы-здоровы. Кому Шевчука, кому Монеточку, кому группу «Порнофильмы», кому Noize MC — выбор вполне достаточный. Что касается цифровых концертов, то я считаю, что записи «Кино» — то есть месседж Цоя, голос Цоя, — это вполне достаточно для того, чтобы составить себе полное представление о том, что такое группа «Кино». Цой не был шоуменом, не был актёром — как и большинство музыкантов за редким исключением, таким как, скажем, Том Уэйтс или Игги Поп. Бывают артисты, у которых песенки, может быть, и не ахти какие, зато они настолько хороши, энергетичны и пластичны на сцене, что это уже представляет собой какую-то специальную ценность, и это уже не столько музыка, сколько визуальное искусство, театр. Но большинство ушедших музыкантов, я считаю, абсолютно достойно представлены записями — кому не хватает аудио, могут посмотреть видеозаписи. Голограмма тут абсолютно ничего не меняет. — А тут вот ещё случай, близкий к теме. Вдова Егора Летова в большой претензии к бывшим коллегам своего мужа. В том смысле, что они собрались на юбилейные гастроли под вывеской «Гражданская оборона» и при этом, как ей кажется, умаляют значение Летова. — Я думаю, что это достаточно распространённый синдром. Классический случай — это группа Doors Джима Моррисона. То есть все музыканты Doors — гениальные, но Джим Моррисон был в фокусе этой группы. Тем не менее Doors без Джима Моррисона выпустили два студийных альбома и успешно гастролировали, то есть, грубо говоря, с юридической точки зрения эта ситуация вполне допустимая. Другое дело, что тут начинаются всякие проблемы морально-этического плана. И тут ситуация зависит от конкретных людей. С одной стороны, я могу их прекрасно понять: скажем, денег у них нет, бренд у них есть, и в группе они на самом деле играли, и музыку они на самом деле сочиняли. О той же группе «Кино» я могу совершенно точно сказать, что Цой был, естественно, автором текстов, но что касается музыки «Кино», то это был плод коллективного творчества. То есть Цой что-то приблизительно напевал под гитару, а потом уже Юрий Каспарян фактически создавал тот саунд, ту музыку, которую мы все знаем как музыку «Кино». То же самое касается и группы «Гражданская оборона». Все ребята этой группы принимали участие в создании музыки «Гражданской обороны». Думаю, что тексты все писал Летов, а музыка, думаю, была общая. Поэтому они тоже имеют моральное право называть себя группой «Гражданская оборона», но при этом, естественно, надо высказывать весь необходимый респект Летову, который всё-таки был лидером этой группы. А так пусть себе катаются и зарабатывают деньги. Не вижу в этом ничего плохого.

Артемий Троицкий: Концерты с умершими артистами – во многом поколенческая история
© ИД "Собеседник"