Пять неловких ситуаций на собеседовании: как не ударить в грязь лицом
Раздается долгожданный звонок. Вас приглашают на собеседование в компанию, в которой вы мечтаете работать. К беседе вы готовились по всем фронтам, но накануне встречи или во время собеседования что-то пошло не так. Как вести себя и выйти красиво из неловкой или нелепой ситуации, "Вечерней Москве" отвечают психолог и HR-консультант. Ситуация №1 По дороге на собеседование вы испачкались (облила машина, поскользнулись и теперь хромаете, попали под ливень и промокли до нитки). Как быть? Ольга Акимова, психолог Московской службы психологической помощи населению: «В первую очередь приведите себя в порядок. Для этого нужно место и время. Воспользуйтесь общественным туалетом в кафе или уборной офиса, куда вы едете на собеседование. А вот о времени позаботьтесь заранее. На встречу лучше выезжать с запасом времени на непредвиденные обстоятельства. Если не успеваете приехать вовремя и привести себя в порядок, ничего страшного. Будет достаточно извиниться, описать в двух словах (не больше!) произошедшее и привести себя в порядок». Анжелика Липина, HR-консультант столичного центра занятости «Моя работа»: «Первое впечатление имеет большое значение. А хорошее впечатление – это опрятный внешний вид и соблюдение норм этикета. Поэтому если вы испачкались, приведите себя в порядок, а при встрече с представителем компании спросите у него, не смутит ли его ситуация. Если же вид совершенно не соответствует встрече, стоит перенести собеседование на несколько часов позже или на другой день, пояснив ситуацию без детальных подробностей». Ситуация №2 Во время собеседования у вас проявились признаки физиологических проблем (урчит живот, отрыжка, икота, постоянное чихание, аллергия, насморк и так далее). Ваши действия? Психолог: «Зачастую физиологические конфузы происходят не по вине человека. Поэтому если во время беседы все-таки произошла неловкая ситуация, то достаточно просто извиниться. Но есть и общие рекомендации. При подготовке к собеседованию учитывайте время приема пищи и ее качество. Не ешьте продукты, вызывающие повышенное газообразование либо аллергические реакции. HR-консультант: «В сложившейся ситуации достаточно извиниться, но при этом не вдаваться в подробности причин происходящего. Попросите у собеседника сделать паузу, если требуется попить воды или ненадолго отлучиться в уборную». Ситуация № 3 Накануне дня собеседования у меня произошло ЧП (умерла собака, проблемы в отношениях, набедокурил ребенок). Стоит ли идти на собеседование? Если да, то как себя настроить? Психолог: «На собеседование лучше пойти. Зачастую именно в переломные жизненные моменты происходят всевозможные неприятности. Если не поддаваться внутренним страхам, а двигаться к намеченной цели, то неприятности быстро заканчиваются. Поэтому сердимся и горюем в свободное время, а в день собеседования берем волю в кулак и идем к потенциальному работодателю. Если сила воли не работает и ситуация действительно очень серьезная, то сначала разрешите ее, обратившись к специалистам (психологам или врачам). А работодателя попросите перенести собеседование. HR-консультант: «Идти на собеседование и произвести там впечатление или перенести встречу по возможности – это сможете решить только вы сами. Но помните, работодателю важна ваша заинтересованность в вакансии. Поэтому без эмоций постарайтесь оценить значимость потенциальной позиции для вас». Ситуация №4 Во время собеседования вы проявили неловкость (нечаянно опрокинули стакан или канцелярские принадлежности, под вами ломается стул, падает вешалка с одеждой). Как себя вести? Психолог: «Собеседование – это всегда стресс для соискателя. При сильном желании произвести хорошее впечатление почти у любого человека появляется неловкость в движениях. Это абсолютно нормально. Поэтому при любом казусе извинитесь и попытайтесь решить проблему (поднимите стакан, соберите письменные принадлежности, верните на место вешалку и так далее). Если интервьюер говорит вам не беспокоиться и оставить попытки решить проблему, то извинитесь и просто продолжайте беседу. Помните: у HR-менеджера может не быть свободного времени, чтобы ждать, пока вы соберете рассыпанные карандаши. Это могут сделать и после вашей встречи другие сотрудники. HR-консультант: «Наблюдая реакцию собеседника, оцените возникшую проблему и возможность продолжить беседу. Не стоит оставаться безучастным, предложите свою помощь, чтобы исправить ситуацию». Ситуация №5 Во время собеседования HR-менеджер ведет себя странно (задает неуместные вопросы, проявляет агрессию или фамильярное отношение, с ним происходят вышеперечисленные казусы). Как реагировать на такую ситуацию? Психолог: «Поведение HR-менеджера может зависеть от разных причин. Возможно, это что-то личное и оно не касается непосредственно вас. К такому поведению лучше отнестись с пониманием. Возможно, своим поведением интервьюер проявляет особенности коммуникации и взаимодействия в коллективе. Тогда внимательнее присмотритесь к компании: готовы ли вы работать с такими коллегами. Еще вариант – вам устроили стрессовое интервью. Это может быть при приеме на должность, связанной с частыми стрессовыми ситуациями, или работа требует максимальной психологической устойчивости. Тогда ваша реакция на странное поведение HR-менеджера даст возможность вам и работодателю понять, насколько вы подходите на такую работу». HR-консультант: «Будьте спокойны и не поддавайтесь эмоциям, придерживайтесь делового тона общения, конструктивно отвечая на вопросы. При необходимости уточняйте дополнительную информацию. В таком случае именно чувство уверенности в себе и своих навыках помогает проходить собеседование». Читайте также: Какие признаки говорят о том, что вам пора менять работу