В поисках Московской готики

Некоторые архитектурные стили, оставившие заметный след в зодчестве западноевропейских городов, Москву практически обошли стороной. Так уж сложилось исторически, что в Средние века, когда этот стиль покорял Европу, российское зодчество находилось под влиянием византийской цивилизации. Тем ценнее редкие образцы «русской готики», разбросанные по историческим улицам столицы. Их можно пересчитать по пальцам и обойти за один день, и сегодня мы приглашаем читателей в это увлекательное путешествие. По сути, готическая архитектура проникла в нашу страну лишь в эпоху неоготики, то есть в конце XVIII века. Появление загадочного стиля в России связано с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтона, который выстроил в окрестностях Санкт-Петербурга неоготические Чесменский дворец (1774-1777) и Чесменскую церковь (1777-1780). В Москве на использование черт неоготического стиля первым решился Василий Баженов, проектируя царскую резиденцию в Царицыно. Пожалуй, самый яркий образец готической архитектуры на московских улицах – это костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, построенный в Москве, на Малой Грузинской улице, 27. Этот римско-католический храм был построен в 1897-1911 годах по проекту архитектора Ф. О. Богдановича в стиле готических соборов Средневековья на деньги, собранные поляками, проживающими по всей России. Богданович воспроизвел типичный памятник так называемой «кирпичной готики», скопировав, прежде всего, структуру средневекового собора (три продольные нефа и трансепт, башня над средокрестьем и обход вокруг алтаря), а также декор вплоть до оконных переплетов. Многочисленные островерхие шпили придают массивной постройке легкость, воздушность. Костел был освящен 8 декабря 1911 года, в 1937 году закрыт, а в годы Великой отечественной войны разрушен в ходе бомбардировок. Лишь в конце 1990-х здесь были закончены реставрационные работы. Сейчас костел передан московской польской общине, и помимо ежедневных служб здесь проходят концерты органной музыки. Большинство зданий в стиле неоготики были построены в Москве на рубеже веков. Лучшим воплощением этого направления в столичной архитектуре искусствоведы единогласно признают особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке, 17. Это творение Федора Шехтеля, созданное в 1893-1898 годах. Зодчий построил здание со свободной планировкой, которое сочетает разновысотные объемы (в основном двух- и одноэтажные) и стилизовано под позднеготические замки. В Таких уникальных домах любители готики хотят купить квартиру в Москве. Как правило цена на жилье с таким обрамлением намного выше. При возведении особняка были использованы такие материалы, как кирпич, штукатурка, витражи, майоликовые панно. Здание отстоит от красной линии улицы, окружено высокой решетчатой оградой, его главный вход – с бокового фасада. Любопытно, что газеты того времени сразу окрестили новый особняк «московским чудом». Сейчас в нем располагается Дом приемов МИДа. Еще одна замечательная неоготическая постройка расположена по адресу: Гусятников переулок, 11. Это доходный дом О. Эпштейна, построенный в 1912 году архитектором В. Е. Дубовским. Асимметричная композиция фасада этого здания отличается изобретательностью и любовью к необычным антропоморфным деталям. Так, над входом расположена большая фигура рыцаря в латах, шлеме, с мечом в руках, неодобрительно поглядывающего вниз (из-под готического козырька) на подходящих к дому. Уникальна капитель вытянутой колонки под эркером четвертого и пятого этажей – ее составляют два согбенных, но улыбающихся человечка в средневековых костюмах, разделенные гербом под дворянской короной. Над входом в готических нишах расположились тельца ящериц. В Хлебном переулке, 20/3, расположен особняк И. И. Некрасова, построенный в 1906 году по проекту архитектора Романа Клейна. Неоготические формы его объемов и декора напоминают средневековые постройки Центральной Европы. Этот небольшой аккуратный домик затейливо оформляет пересечение двух переулков – Малого Ржевского и Хлебного. Неподалеку от этой неоготической «парочки», в Гранатном переулке, можно обнаружить еще один прекрасный неоготический особняк – дом А. Леман (1896 года, архитектор А. Эрихсон), где теперь расположен Центральный дом архитектора. Его сложная объемно-пространственная композиция характерна для поздней французской готики. Высокие щипцовые кровли делают силуэт этого особняка чрезвычайно выразительным и заметным издалека, а декорированные детали фасадов, затейливые оконные переплеты и решетки ограды способны надолго задержать жадного до архитектурных впечатлений пешехода. Материал подготовлен при поддержке портала недвижимости Discount-House

В поисках Московской готики
© Uralpress.Ru