В петербургском храме обнаружили роспись XVIII века

Чудо, которого ждали. В Петербурге в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы реставраторы обнаружили редкую живопись. Она выполнена в технике гризайль. Что это, знает корреспондент телеканала «МИР 24» Эльмира Низамова. Сначала скальпелем, потом ватой и раствором – так реставраторы убирают краску, чтобы освободить от более поздних наслоений рисунок XVIII века. «Первым этапом было укрепление, потому что очень все сыпалось и приходилось с этими закрасками укреплять», – рассказал художник-реставратор Александр Раздобурдин. Росписи более 250 лет, поэтому специалисты действуют не спеша, боятся повредить. Впрочем, возраст – не единственная ценность находки. «Очень необычная техника масляной живописи, а не темперно-клеевая. Сейчас расчистим, уберем леса и приступим к осмыслению вопроса, как мы ее будем реставрировать, стоит ли ее дополнять или оставим такой, законсервируем», – рассказал председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга Сергей Макаров. Храмы на западе так расписывали еще в Средние века. В Россию двумя столетиями позже мода пришла из Парижа и Версаля. Там эту технику назвали «гризайль». «Гриз» в переводе с французского означает «серый». Дело в том, что художники создавали изображение, сочетая тона лишь одного цвета, чаще всего именно серого. Здесь живопись не монохромная. И это еще одна особенность, над которой специалистам придется поломать голову. Найти изображение реставраторы не надеялись. Еще в 30-е годы прошлого столетия церковь Благовещения Пресвятой Богородицы почти полностью утратила исторический облик. «Непосредственно на первом этаже был завод, станочный парк. Все, что здесь было сделано, было сделано для нужд завода. На полу был положен асфальт, пределы, арки красивые были закрыты кирпичами, ванны, туалеты, теплоцентр – все находилось в центре храма», – рассказал настоятель церкви протоиерей Андрей Дьяконов. В алтарной части нижнего храма – Новозаветная Троица. Своды центрального предела украшают символы Ветхого и Нового заветов. «Это чрезвычайно интересная роспись, потому что этого в Петербурге почти не сохранилось, может быть можно найти в провинции», – рассказала преподаватель Академии художеств Светлана Большаков. Памятник архитектуры реставрируют с 1997 года: привели в порядок инженерные сети, вернули интерьеры верхнего храма. Когда в нижней части церкви закончат работать с живописью, начнут собирать средства для воссоздания иконостаса.