Войти в почту

Десять дней царства музыки. В Красноярск приехали звёзды мировой оперы

Несмотря на свою большую занятость на всемирно известных сценах, они готовы подарить жителям города и его гостям своё искусство. Ведь они пели вместе с самим Дмитрием: Стивен Костелло, Хуан Диего Флорес, Анжела Георгиу, Юлия Герцева, Анастасия Москвина и другие знаменитости. Корреспонденты «АиФ - Красноярск» пообщались с некоторыми из них. «Услышав Диму, скрипачка уронила смычок» «В десятку лучших певцов мира Дмитрий Хворостовский вошёл очень быстро. Он был русским певцом, но не потому что пел по-русски. Когда о нём говорили «русский певец», это воспринималось как комплимент», - вспоминает известный баритон, народный артист РСФСР Сергей Лейферкус. Корреспондент «АиФ-Красноярск»: Сергей Петрович, как вы оцениваете фестиваль, посвящённый Дмитрию Хворостовскому, который проходит на его родине в Красноярске? Сергей Лейферкус: То, что фестиваль имени великого певца Дмитрия Хворостовского проводится именно в Красноярске, я бы назвал эпохальным событием. Он направлен не только на то, чтобы собрать коллег нашего великого земляка и тех, кто с ним когда-то вместе работал. Поколение певцов меняется, к сожалению, их век довольно короткий, они заканчивают свою сольную карьеру и уходят. Но остаются в памяти поколений зрителей. И сохранить её очень важно. Важно, чтобы пришедшие на концерт прониклись теми же чувствами, с которыми на сцену выходим мы, его коллеги, отдавая дань Дмитрию Хворостовскому. Конечно, без поддержки города и зрителей проведение фестиваля невозможно. Вдвойне ценно, что он проходит на родине певца. Потому что человек жив, пока о нём помнят. - Как правило, фестивали проходят в Москве или Санкт-Петербурге, и вдруг столь масштабное музыкальное событие в сибирском городе, о котором, наверное, в мире практически и не слышали. - О Красноярске и гостеприимстве сибиряков уже знают. К нему пришла настоящая известность после Универсиады. Лично я о Красноярске впервые услышал от Димы, он очень любил город. Он говорил мне о своей родине, когда мы пели в спектакле «Пиковая дама» в Америке. Дмитрий исполнял арию Елецкого, я - Томского. Рассказывал о своей юности, учёбе, о своём педагоге и о том, как начал постигать азы вокала. С тех пор мы очень подружились и встречались время от времени, так как он жил в Лондоне, а я - в Оксфорде. Скажу, что у нас были очень тёплые минуты общения. И когда я узнал, что он заболел, был потрясён. Многие наши коллеги просто в это сразу не поверили. - От кого вы узнали о его болезни? - Он сам объявил об этом. Представьте, каким нужно быть мужественным человеком, чтобы сказать во всеуслышание: «Я болен». Это, безусловно, говорит о нём как о человеке с сильным характером. В десятку лучших певцов мира он вошёл очень быстро и был, безусловно, русским певцом, но не потому что пел по-русски или в русской манере. Когда о нём говорили «русский певец», это воспринималось как комплимент. Он впечатлял всех своими внешними данными. Мало кто из певцов такого уровня может похвастаться статью, которая была у него. Дима мог позволить себе длинные волосы, благородная седина которых производила неизгладимое впечатление на всех без исключения: и на зрителей, и на тех, с кем он общался. Кроме того, у Димы было уникальное для певца качество: он мог сказать прямо, что ему не нравилось, и был всегда честен. В каких-то моментах даже бесшабашен. Выходил на сцену после длительного ночного перелёта через океан и выкладывался на 110 %. Только мы понимали, чего это ему стоило. Уверенность, которую он нёс в себе, восхищала. Его любили и продолжают любить и сегодня. Это и есть дань уважения великому русскому певцу. - Какие ещё качества Дмитрия Хворостовского вам запомнились? - Я всегда восхищался уникальной особенностью Дмитрия:в короткий срок добиваться поставленной перед собой цели. У него была потрясающая работоспособность. К примеру, выбирал партию и уже через месяц исполнял её на высочайшем уровне. Кроме того, у него было особое видение, что он должен делать и к чему стремиться. Не подумайте, что я говорю о прагматизме. Нет, это было видение конечной цели, такое дано немногим. Когда мы встретились с ним в первый раз в конце 80-х годов на репетиции «Пиковой дамы», я обратил внимание, что он почти не говорит по-английски. Уже через год он владел им блестяще, потому что понимал, что без знания иностранного языка не сможет сделать карьеру. Ведь певец должен понимать, что ему говорят режиссёр и дирижёр. - А были какие-то казусы на репетициях, свидетелем которых вы стали? - Конечно (смеется). Одна история хорошо запомнилась. Идёт репетиция «Пиковой дамы», Дима на сцене поёт арию Елецкого «Я вас люблю, люблю безмерно»... И вдруг у какой-то скрипачки из оркестра Бостонского симфонического оркестра падает на пол смычок. Дирижер Сейджи Оза́ва останавливает репетицию и спрашивает, что случилось. Скрипачка говорит: «Простите, маэстро». Она просто засмотрелась на Дмитрия и была настолько очарована его внешностью и статью, что уронила смычок. Я не раз видел, как выступает Дмитрий, он пел легко, словно играючи. Знаете, есть певцы, которые всем своим видом показывают, как это сложно и трудно, как они эти трудности преодолевают. У Димы в исполнении была необыкновенная лёгкость. И только его коллеги знали, каким трудом это достигается. «Я учил русский, чтобы петь с Димой» Тенор из Америки Стивен Костелло прилетел на фестиваль не раздумывая, хотя его концертный график расписан на несколько лет вперёд, а за билеты в Нью-Йорке зрители отдают по 4000 долларов. Один из ведущих теноров мира, Стивен был рядом со своим другом Дмитрием на его последнем концерте в Красноярске и выучил русский, чтобы поддержать друга и его публику. - Я выступал с Димой в Большом театре, когда он попросил: «Пожалуйста, спой со мной Ленского!» Я сказал: «Я не согласен!» Он удивился: «Почему?» Выступать в Большом театре, петь на не знакомом мне русском языке перед аудиторией, которая говорит по-русски?! Это надо быть сумасшедшим! Но когда я приехал в Красноярск, он снова попросил об этом. И я знал, как это было важно для него, в его родном городе. И мы репетировали Онегина вместе с Димой, он учил меня русскому. Это великолепный язык! Мне очень понравилось петь на русском. Я и сейчас приехал в Красноярск с большой радостью. Дмитрий был самым невероятным человеком, которого я знал. Он был безусловным лидером и гордился тем, что родом из Красноярска. Дмитрий больше чем человек! И такого больше никогда не будет. Его жизнь была достаточно короткой, но он так много сделал для нас всех, для искусства, для оперы, мы всегда шутили: «Он как Супермен!» - оставил огромное наследие после себя. Сейчас наша задача - изучить всё это, распространить эти знания. - Стивен, Нью-Йорк - американская оперная столица, в России у нас две певческих столицы - Москва и Петербург. А сможет ли Красноярск стать культурным центром мирового значения? - Я очень люблю моих друзей - русских певцов. Они лучшие в мире, великие певцы. Мы репетировали Онегина вместе с Димой, он учил меня русскому. И это великолепный язык! Мне очень понравилось петь на русском. И я не вижу причин, почему бы Красноярску не стать большим центром, ведь Россия и Сибирь очень богаты на таланты, у вас прекрасные традиции. Да, Россия гораздо больше Америки, здесь надо шесть часов лететь от столицы до Красноярска, но у вас есть потенциал стать культурной столицей, и надеюсь, что фестиваль положит начало этому процессу. «Голос, как ваш Енисей» Выдающаяся русская оперная певица Юлия Герцева призналась, что Красноярск стал для неё особым городом и навсегда связан с именем Дмитрия Хворостовского. - Мой первый концерт в Красноярске состоялся за несколько дней перед его последним выступлением. Вот такое совпадение. После того концерта долго отходила: такой успех! Была очень интересная программа: мы пели много музыки эстрадной, классической, и русской, и французской, и американской. Я потом не спала целую неделю: хотела вернуться в Красноярск! И сейчас просто замечательно, что вы проводите этот фестиваль. Буду выступать два раза: петь из любимого Верди «Реквием», и совершенно потрясающим должен быть концерт в этом зале - Чайковский и Свиридов. Вы знаете, эти два имени рядом - Хворостовский и Чайковский. Нас, его коллег, каждый раз пробирает до печёнок. И возникала гордость неимоверная за то, что русская земля рождает и воспитывает таких сынов! Мне кажется, русские голоса такие мощные и красивые от нашей широкой и богатой природы. А первое, что при имени Хворостовского вспоминается, даже когда он только начинал делать первые шаги: уже тогда у Дмитрия были какие-то невероятные вокальные приёмы! И это километровое дыхание нескончаемое! Как ваш Енисей течёт - непонятно откуда и непонятно куда, так и голос у Дмитрия - мощный и нескончаемый! А потом, когда я выучилась, стала выступать, вращаться в тех же орбитах, познакомилась с ним поближе, уже не по телевизору, увидела, какой он был с семьёй, с Флошей - очень мягкий, спокойный, уравновешенный. Видимо, потому что у вас здесь земля такая - надёжная.

Десять дней царства музыки. В Красноярск приехали звёзды мировой оперы
© АиФ Красноярск