Проверено на себе
Звёзды
Психология
Еда
Счет
Любовь
Здоровье
Тесты
Красота

Самые читающие? Приангарье обогнало соседей по продажам печатной продукции

В 2018 году Иркутская область стала самым читающим регионом страны и получила звание «Литературный флагман России». В конкурсе участвовали 82 региона – каждый представлял свой самый значимый литературный проект за 2017-2018 годы.

Самые читающие? Приангарье обогнало соседей по продажам печатной продукции
Фото: АиФ ИркутскАиФ Иркутск

Приангарье презентовало проект «Иркутская область чтения – 80», посвящённый 80-летнему юбилею региона. В него вошло 637 книжных мероприятий, в которых поучаствовало более 1,5 млн человек. Не утихла литературная активность и в этом году: нынче в Иркутске с аншлагом прошли сразу три книжных фестиваля: «Книгамарт», «Иркнига», «День Ч», а ведь всего несколько лет назад не было вообще ни одного.

Видео дня

Корреспондент «АиФ в ВС» попыталась разобраться: это – дань моде или всё-таки долгожданное возвращение любви к чтению?

Библиотеки не теряют популярности

Заведующая Книжной палатой Иркутской области Мария Наумочкина уверена, что у людей растёт желание больше читать, что подтверждает посещаемость библиотек и литературных мероприятий, которые проводятся в регионе.

Так, в крупнейшей библиотеке Иркутской области – им. И.И. Молчанова-Сибирского – ежегодный прирост читателей составляет более тысячи человек. Каждый день в «Молчановку» приходит 500-800 читателей, а в дни, когда проводятся выставки, тематические встречи, праздники, бывает до 5 тысяч посетителей.

Всего в Приангарье работает 754 библиотеки, пять из них – крупные, областного значения. Но доступны «избы-читальни» не всем: библиотечным обслуживанием охвачено только 76% населения региона. Да и книжные фонды в них далеки от совершенства. В большинстве муниципальных библиотек о новинках современной литературы только мечтают. Финансирование хоть и увеличили в разы за последние годы, но денег всё равно не хватает. В 2019 году на пополнение книжного фонда на все 754 библиотеки из регионального бюджета выделили всего 6,5 млн рублей. Если учесть, что хорошая книга в твёрдом переплёте стоит в пределах 500 рублей, то на эту сумму каждое учреждение может купить 15-20 изданий в год.

Поэтому за современным «чтивом» нужно всё-таки идти в магазин или Интернет. Кстати, продажи печатной продукции в Иркутской области очень высокие. В том же Красноярске, Новосибирске, Омске, Хабаровске и Владивостоке, по оценкам экспертов, цифры ниже (из расчёта на душу населения).

Что победит: бумага или цифра?

Тем не менее, по словам замруководителя регионального представительства Российского книжного союза Вадима Перевозникова, уже три года Приангарье находится в стагнации – объёмы продаж не растут и не падают (около 300 млн руб.).

Если говорить о способах покупки, то всё больше иркутян отдают предпочтение онлайн-магазинам. На этот канал приходится 30% продаж, при этом мировой тренд – 50%. По мнению эксперта, через год-два и мы приблизимся к этому показателю.

Кроме этого, объёмы продажи печатной книги в ближайшее время не будут расти и по другим объективным причинам. С одной стороны, меньше становится читающая аудитория: население региона снижается, при этом уезжает в основном творческая, читающая молодёжь. С другой стороны, рынок завоёвывают электронные и аудиокниги.

«Современное поколение Z выросло в информационной среде, где главный источник информации и коммуникации – смартфон, поэтому утверждение «Дети не читают» не совсем соответствует истине. Они читают, но только в Сети. Причём, по моим наблюдениям, не все предпочитают электронное «чтиво». Продвинутая молодёжь активно покупает бумажные книги. Кстати, чтобы не потратить деньги зря (ведь сейчас издаётся очень много низкосортной литературы), подростки сначала знакомятся с произведением в Сети, и если оно цепляет, то идут в магазин за бумажной версией», – рассуждает Перевозников.

Ещё одно его наблюдение: нынешние ученики средних классов читают меньше, чем ученики начальной школы. «Я связываю это с отсутствием культуры чтения в семье. Родители 10-12-летних ребят росли в 90-е годы, когда народ практически не читал, дети просто не получили положительного примера от мамы и папы. Поколение начала двухтысячных уже другое: оно дружило с книгой и научило этому своих малышей», – говорит Вадим Перевозников.

Культурный диалог

«Книжный фестиваль – это возможность встретиться тем, кто творит культуру, и тем, кто в ней нуждается», – сказал литературный критик , гость одного из иркутских мероприятий. И таких нуждающихся, судя по тому, сколько людей собирают наши фестивали, в Приангарье много. «Люди хотят говорить о книгах, хотят обсудить прочитанное», – добавляет заведующая отделом электронных ресурсов областной библиотеки им. Молчанова-Сибирского Екатерина Грук.

С ней согласна и Анна Масленникова, соорганизатор праздника чтения «День Ч», который проходит в Иркутске даже два раза в год – весной и осенью.

«Создавая новую культурную площадку в областном центре, мы вдохновлялись опытом европейских стран, где в каждом городе есть подобный праздник чтения, и проходит он при поддержке администрации и местных компаний. Гостями первого «Дня Ч», который состоялся в марте прошлого года, стали сотни иркутян. Мы увидели интерес и отклик с их стороны, поэтому решили сделать праздник традиционным. Наша цель – вдохновить детей и родителей, показать, что чтение – не занудство и не насилие, а очень важная привычка для успешного будущего. Что чтению можно учиться не только традиционными методами, но и через новые формы: дискуссии, мастер-классы, лекции. Сегодня книга – это не просто несколько страниц, запакованных в обложку, это способ и повод для общения. Особенно между родителями и детьми. Часто взрослые навязывают ребёнку только классику, обрубая на корню его желание читать комиксы, фэнтези, графические романы. А вы попробуйте прочесть подростковую литературу и тогда, может, поймёте своего ребёнка лучше», – советует Анна.

В этом году «День Ч» прошёл не только в Иркутске, привыкшем к литературным ивентам, но и в Усть-Куте, где подобный праздник пока в диковинку. Ведь это абсолютно новый культурный формат для небольшого северного города. Расширить географию удалось благодаря тому, что мероприятие поддержал крупный бизнес. Генеральным спонсором праздника выступила , для которой уже стало традицией брать под своё крыло интересные культурно-просветительские проекты. К сожалению, без такой помощи энтузиастам-организаторам просто не справиться. Любой качественный проект живёт только при хорошем финансировании. Основные расходы идут на то, чтобы привезти к нам интересных российских и зарубежных спикеров. Например, на «Дне Ч» в этом году выступали писатели, издатели и иллюстраторы из Москвы, Санкт-Петербурга, других городов страны и даже из-за рубежа – Германии, Франции.

«Радует, что у крупных компаний есть понимание того, что такие мероприятия надо поддерживать. Только благодаря этой помощи в Иркутске зародилась традиция книжных фестивалей. Чем больше будет ярких культурных событий в регионе, тем успешнее сформируется культура чтения и любовь к книге, тем грамотнее и образованнее будут люди. Думаю, бизнес только выигрывает от такого сотрудничества, ведь вложения в человеческий капитал, культуру и образование в районах, где расположены производственные мощности компании, всегда окупаются сторицей. Любое предприятие заинтересовано в профессионализме местных кадров, но чтобы их получить, нужно их вырастить со школьной скамьи», – подчёркивает Анна Масленникова.

Мнение

Куратор иркутской программы Иркутского международного книжного фестиваля Александр Верхозин:

«Я уверен, что абсолютно нет никакой разницы, какую книгу читает человек, бумажную или электронную, главное, чтобы он вообще читал. Конкуренция среди видов досуга сейчас очень высокая: ребёнок может сесть за книгу, а может поиграть в компьютерную стрелялку или «залипнуть» в соцсетях, может сходить в квест-комнату, или просто погулять. Важно, чтобы в этой конкуренции книга заняла свою нишу. Электронная она будет или бумажная, не принципиально, ведь наша цель не то, чтобы подросток держал в руках печатную книгу и потреблял буквы с бумаги, наша цель, чтобы он получал осмысленную информацию. Электронные ридеры этому никак не мешают. Задача книжных фестивалей как раз популяризировать чтение и привлекать новых читателей. Это не праздник для своих, это открытая площадка, где рады каждому».