«Вино из одуванчиков». Театр из Глазова заставил зрителя заново взрослеть
Этот спектакль необычен с первого шага к нему, то есть с театральной программки. На лицевой стороне ты читаешь важные и правильные слова о том, что постановка вошла в лонг-лист «Золотой маски» как один из наиболее заметных российских драматических спектаклей. Далее ты видишь определение жанра, данного спектаклю её режиссёром и исполнителем главной роли Дамиром Салимзяновым – трагикомическая фантазия. Ниже фразу «поток лета среди зимы». Ты, как многие, зачитывался в юности фантастикой Рэя Брэдбери и на этой же волне прочёл «Вино из одуванчиков» и, как многие, ничего не понял, посчитал это непонятно зачем написанной скукотой. Кто-то больше к этому «вину» не вернулся, а кто-то «выпил» его в более зрелом возрасте и прочувствовал. А кто-то пришёл на спектакль, который давала у нас в рамках «Молодых театров России» труппа театра «Парафраз», открыл программку и как минимум удивился. А потом и насладился. Фото давних лет Итак, программка состоит из четырёх страниц, а в ней – фотографии актёров. Глядя на снимки, ты понимаешь, что они уже, мягко говоря, не очень молоды, ведь никто сейчас не фотографируется в ателье со стационарным телефоном или в школьной форме. А играть они будут детей. И напротив, явно современно вида девочка значится в программке как миссис Бентли или прабабушка. И вот они выходят на сцену – слегка небритый мужчина лет этак 50-ти – это 12-летий Дуг, Дуглас Сполдинг, его лучший друг и ровесник Джон выглядит, может быть, лет на пять младше, а младшего брата Дугласа, 10-летнего Тома, играет и вовсе лысый дяденька с весомым пузиком. Папа и мама явно младше детей, ещё младше прабабушка и прочие персонажи Брэдбери, которые, по мнению героев книги, никогда не были детьми. Но тут главный герой, тот самый Дуг, произносит увесистый отрывок из романа Брэдбери, самое его начало – про первое утро лета, о том, какое блаженство ему предстоит, ведь впереди огромные каникулы, и о том, что всё огромное величие этого мира можно ощутить буквально каждой клеточкой своего тела. Не говорят, но чувствуют «В 12 лет так не говорят, но так чувствуют», - словно на секундочку «выглянув» из своего героя, говорит актёр Дамир Салимзянов, и ты тут же безоговорочно начинаешь верить им обоим. Да и вообще всем, кто выходит на сцену – ты уже весь там, в этом таком далёком маленьком несуществующем городке Грин Таун. Впрочем, это уже не Грин Таун вовсе – у кого-то это Омск, или Ижевск, и даже Москва с Питером либо деревенька Петровка на окраине любой российской области – ведь именно там мы впервые всем сердцем ощутили, что живём, и не просто живём, а ЖИВЁЁЁЁЁМ! И как это здорово – лето, друзья, нескончаемое счастье, и как это непривычно – записывать свои впечатления обо всём этом, и как это больно – терять кого-то, кто, казалось, вечно будет рядом с тобой. И вино из одуванчиков как символ лета, именно этого сегодняшнего лета, ведь следующим летом будут другие одуванчики и другое вино – как сама жизнь. И когда это понимаешь – в 12, 14, 16 или 36 лет, не важно, ты начинаешь думать, как прожить тот небольшой кусочек, что отмерян тебе временем. Вот так просто и так сложно. И три часа спектакля на одном дыхании. И горько-сладкое или, напротив, сладко-горькое послевкусие, это уж у кого как. Как то самое вино из одуванчиков. Ведь оно, оказывается, на самом деле существует. Оно существует! «Когда мы выпустили этот спектакль, зрители нам стали нести настоящее вино из одуванчиков. Оно похоже на этот спектакль – сладковатое, но с горчинкой. Я надеюсь, что от спектакля тоже остаётся горько-сладкий вкус» - рассказал режиссёр Дамир Салимзянов. Он также поделился историей появления этого спектакля на свет и объяснил, почему дети играют стариков, а взрослые – детей. «Почему мы видим детство в пожилом человеке, а о ребёнке говорим «маленький старичок»? Потому что так бывает в жизни. Поэтому у нас дети играют стариков, и наоборот, люди, которым под 60, выходят в роли 10-летних детей. Когда происходит такая «подмена тел», нам кажется, что эти образы ярче считываются и ближе к сердцу принимаются. Потому у нас и спектакль с возрастной маркировкой 16+. Это о детях, но не для детей. Мы принципиально не пытаемся играть детей на сцене, мы пытаемся оставаться самими собой, но этот приём ухода в детское ощущение скорее для того, чтобы пытаться открыть банальные истины так, как будто до этого спектакля нам их никто не открывал. Потому что о некоторых вещах по жизни мы даже не задумываемся, насколько нам близки родные, важен лучший друг. Это кажется естественным, и говорить об этом банально. Но когда это для себя открывает ребёнок, это перестаёт быть банальным. Поэтому нам важно, чтобы взрослые люди сыграли детей. А чтобы принять всё это близко к сердцу, нужно иметь за спиной какой-то эмоциональный опыт, и в первую очередь опыт потерь любимых людей, - рассказывает режиссёр-постановщик. – У Брэдбери очень много рассказов входят в книгу, и они все о разном. У нас отобраны именно те, в которых герой, 12-летий мальчик, постепенно осознаёт, что то счастье, которое ему дано – жизнь - не будет длиться бесконечно. И чтобы прийти к этой мысли, чтобы понять, что это когда-то закончится, нужно пройти через определённую дорогу потерь. Когда я прочитал «Вино из одуванчиков» в детстве, это была очень скучная книга. Но что-то зацепило, видимо, и спустя годы, где-то ближе к 30-ти, я её перечитал и понял, что я ничего не понял в детстве и что теперь наконец-то я открыл её для себя. Она меня не отпускала, пока я не сделал этот спектакль». Омичам повезло По словам постановщика, спектакль посмотрели уже около 10 000 человек, и он уже близок к своему завершению. Так что просто счастье, что омичам удалось увидеть это «Вино из одуванчиков» и заново пережить его всем сердцем. Как само вино, спектакль оставляет долгое послевкусие. Горько-сладкое или сладко-горькое – у кого как. Но перечитать Брэдбери точно хочется.