Аквапоника: будущая индустрия или маленькая ниша?

Будет ли аквапоника новой самостоятельной отраслью для производства продуктов питания, или же останется на уровне небольшого количества предприятий? «Я чувствую, что это перспективная отрасль, - говорит Марк Уоррелл, менеджер по производству в аквапонической ферме в Неваде. - Анализ перспектив АПК показывает очень сильный рост в секторе аквапоники. Коммерческий сектор в аквапонике является реальной бизнес-моделью и обещает внести свой вклад в прокормление населения в будущем». Коллега Уоррелла, коммерческий директор Тревор Бирба говорит, что потеря плодородных земель из-за изменения климата и растущая популярность наземной аквакультуры «создают попутный ветер» для этого растущего сектора. Ребекка Нельсон, соучредитель Nelson and Pade, одной из крупнейших компаний по поставкам оборудования и обучению аквапонике в Северной Америке, говорит, что с каждым годом растет не только количество ферм, но и размер этих ферм. Люди из всех слоев общества готовы инвестировать в такой бизнес. «Наши клиенты варьируются от врачей и архитекторов до школьных учителей и ветеринаров», - говорит Нельсон. С точки зрения устойчивости, аквапоника, безусловно, привлекательна для многих. Но как долго аквапонические фермы держатся на плаву в реальности? Уилсон Леннард, австралийский консультант, у которого есть клиенты в Северной Америке и Европе, считает, что отрасль переживает «период выбытия», когда зерна отделяется от плевел. «Многие люди потеряли на этом деньги. На рынок заходят новые игроки, но число неудач велико», сказал он. Леннард считает, что вне нишевых рынков аквапоника лучше всего стартует в районах с плохим качеством почвы или воды. Ричард Шульц, преподаватель в Общественном колледже Санта-Фе в Нью-Мексико, согласен с этим. У него бизнес по аквапонике в Техасе и Шульцы занимался коммерциализацией аквапоники в Канаде. Он сказал, что еще не видел экономически жизнеспособную модель в умеренном климате. Кроме того, для достижения успеха нужен опыт в рыбоводстве. «Люди начинают просто заниматься аквапоникой, потому что это модно, полагая, что они получат большой объем рыбы и растений без реального опыта, и такие проекты, как правило, обречены на провал», - говорит Шульц. Именно здесь практическое обучение и долгосрочная поддержка фермеров становятся решающими, считает Ребекка Нельсон: «Мы даем наш 30-летний опыт. А наши системы поставляются со стандартными операционными процедурами и руководствами. У людей есть все инструменты, необходимые для успешной работы системы». Дж. Д. Сойер, основатель Colorado Aquaponics и The Aquaponics Source, признает, что и у него было много провалов, но говорит, что из этих неудач можно извлечь уроки. Многие компании страдают из-за плохого проектирования системы, например, из-за неэффективного или эффективного использования пространства. Но другой важной проблемой является отсутствие хорошего бизнес-планирования и маркетинговой стратегии. «Если вы собираетесь заняться аквапоникой как бизнесом или заменить повседневную работу, у вас должен быть план, и вам нужно знать, где вы будете продавать продукцию, определить рынки сбыта и идентифицировать клиентов», - советует Сойер. Джонатан Ван Сентен, доцент технического факультета сельскохозяйственной и прикладной экономики штата Вирджиния, согласен с важностью маркетинга: «Если у вас очень маленький бизнес, но у вас есть нишевый рынок, где вы можете продавать очень качественный продукт, вы можете выйти в прибыль. Но трудно конкурировать с популярными продуктами. Например, с салатом очень сложно конкурировать по цене. Это действительно то, где вы должны иметь эти очень большие объекты, которые могут получить экономию за счет масштаба производства». Д-р Стивен Саммерфелт, главный научный сотрудник компании Superior Fresh, одной из крупнейших компаний в области аквапоники в США, говорит, что значительная часть их успеха на старте зависела от сотрудничества с экспертами в данной области. Большинство небольших, управляемых только владельцем объектов, не могут себе этого позволить. «Аквапоника, особенно для атлантического лосося, довольно сложна для поддержания идеального качества воды для работы как с лососем, так и с листовой зеленью или даже с овощами. Мелкие аквапонические фермы не имеют таких масштабов, которые позволяют добиться высокой эффективности производства или даже позволить оплатить привлечение экспертов, которые разбираются в садоводстве, химии воды, безопасности пищевых продуктов, продажах и маркетинге», отметил он. В итоге, мнения по поводу будущего аквапоники разделились. «Сейчас, возможно, сектор все еще в зачаточном состоянии, но 10 лет назад практически ничего не происходило, кроме нескольких небольших операций. Аквапоника определенно критическая часть пищевого решения, которое нам нужно для нашей планеты», - говорит Сойер. А вот Леннард считает, что аквапоника всегда будет нишевым направлением и составлять малую долю от общего производства продуктов питания: «Я думаю, что аквапоника будет такой же. Она найдет свою нишу, и будет процветать там, где это можно сделать, где это экономически выгодно». Леннард видит только одно обстоятельство, при котором аквапоника могла бы стать движущей силой, чтобы прокормить будущее. «Может быть, через сто лет мы уничтожим планету, и нам всем придется жить в теплицах». (Источник: www.aquaculturenorthamerica.com. Автор: Мэтт Джонс).

Аквапоника: будущая индустрия или маленькая ниша?
© АГРОXXI