Ещё
"Пусть эти деньги спасут хотя бы тебя"
"Пусть эти деньги спасут хотя бы тебя"
Любовь
Почему кажется, что за нами следят
Почему кажется, что за нами следят
Психология
Фразы родителей, превращающие детей в одиночек
Фразы родителей, превращающие детей в одиночек
Дети
Колин Ферт разводится после 22 лет брака
Колин Ферт разводится после 22 лет брака
Звёзды

Знакомимся с наследием Баухауса в Германии 

Знакомимся с наследием Баухауса в Германии
Фото: Собака.ru
Завершается год столетия Баухауса — самой знаменитой школы ХХ века, которая повлияла на развитие архитектуры, живописи, театра, фотографии, заложила основы современного дизайна. В окружении Баухауса и по его законам мы живем уже целый век, даже не задумываясь об этом. На родине школы, в Германии, ее чествуют повсеместно соединенными силами всех искусств. Состоялось множество фестивалей и конференций, проходит масса выставок и построено несколько новых музеев, выпущено бесплатное приложение с гидом по объектам наследия. Баухаус в Германии кругом: даже автобусы и поезда украшены юбилейной эмблемой. Поклонников приглашают совершить гранд тур модернизма по всей стране, но даже небольшое путешествие к истокам не может не впечатлить. Веймар и Дессау, где зародилась школа и произошло ее становление, предлагают интереснейшую программу для любителей современного дизайна. В соседних городах тоже есть, что посмотреть по теме.
Веймар. С чего все начиналось
Школа
В 1919 году архитектор Анри ван де Вельде пригласил возглавить сразу две художественные школы — Школу прикладных искусств и Высшую школу искусств. Гропиус объединил их в одну, назвав Bauhaus. Заведение должно было выпускать не скульпторов, архитекторов или прикладников, а универсальных специалистов, строящих новую жизнь для человека нового времени.
«Нет границ между ремеслом, скульптурой или живописью, они и есть здание. Давайте вместе создадим это здание будущего, где все будет слито в единой форме. Архитектура, скульптура, и живопись».
В школу принимали всех: богатых и бедных, молодых и не очень, мужчин и женщин (правда, женщин, желающих учиться, оказалось больше и пришлось ввести ограничение). Курс был устроен необычно. Первые полгода студенты проходили пропедевтическую программу, изучая закономерности формы, цвета и знакомились с материалами. Следующие три курса они проводили в производственных мастерских, осваивая технологии, конструкции, инструменты. После экзамена по профессиональной специализации, можно было переходить к проектированию, то есть архитектуре.
Преподаватели («мастера») были выдающиеся: скульптор Герхард Макс, художники Лайонел Фейнингер и Йоханнес Иттен, Георг Мухе, Оскар Шлеммер, и Лотар Шайер, и . Каждый учил по своей авторской методике. Скажем, Иттен начинал занятия с зарядки и дыхательных практик (студенты тренировались ради контроля себя и своей творческой энергии). Среди его упражнений были развивающие моторику (их нередко надо было выполнять с закрытыми глазами), задания на создание графических контрастов, изучение объемных фигур и рельефов, работа с основными цветами (желтым, красным и синим).
К счастью, здания, в которых располагался Баухаус, дошли до наших дней, в них по-прежнему находится университет. На экскурсии, которые водят студенты и преподаватели, можно увидеть ряд исторических интерьеров и работ. Чудом уцелела во времена гонений на дегенеративное искусство роспись стен, сделанная к выставке Bauhaus 1923 года. Гость может решить задачку для студентов тех лет, какого цвета должны быть основные формы: круг, квадрат и прямоугольник.
Можно даже побывать в святая-святых — кабинете Вальтера Гропиуса. Все здесь — иконы дизайна ХХ века: мебель произведена по чертежам самого Гропиуса, а также Альберса и Бройера, люстра выполнена из люминесцентных трубок, ковер сделан по рисунку Клее. Не менее интересно и само помещение: вытянутую комнату хозяин превратил практически в квадрат с помощью навесного потолка, разделения пространства и элементов оформления. Положение стула и кресел по отношению к напольному покрытию меняло саму атмосферу: заседание совета, дружеская беседа со студентом или вызов «на ковер» к начальству.
Хаус-ам-Хорн
Как жить по-новому, демонстрировал дом, построенный Адольфом Мейером по эскизам Георга Мухе к выставке 1923 года. Это первая постройка, воплощавшая в себе принципы Баухауса: удобное современное, прогрессивное жилье нового человека. Его возвели по соседству с загородным домом Гете, в саду, где студенты выращивали овощи (времена были голодные). Материалы использовались инновационные, легкие для перевозки и энергосберегающие: шлакобетон, цемент, торфелиум, поэтому отопление стоило вполовину дешевле, чем в среднем. Дом стоит на холме, открываясь прохожему издалека. Квадратный в плане, он имел необычную планировку. Гостиная располагается посередине и освещается окнами в потолке. Ее окружают раздельные спальни супругов, детская, кабинет, кухня. Все было устроено по последнему слову техники тех лет: от ванной с горячей водой до пылесоса, фена и телефона, по которому можно было позвонить из кабинета на женскую половину. Мебель, светильники, предметы декора были выполнены в мастерских Баухауса.
После переезда школы в Дессау, дом занимали другие хозяева, достраивали его, меняли планировку и декор, был даже момент, когда тут поселили несколько семей. В 1996 году Хаус-ам-Хорн и другие здания Баухауса были объявлены частью мирового наследия и к нынешнему дню дом восстановили настолько, насколько это возможно при деликатном историческом подходе. Мебель собирали по частным коллекциям, а то, что не удалось воссоздать, сегодня представлено в интерьерах условными объемами, и как ни странно это только усиливает эффект присутствия и подлинности.
Новый музей и старый Новый музей
В апреле в Веймаре открылся Музей Bauhaus, где можно увидеть знаменитый манифест Гропиуса, написанный в 1919 году, живопись мастеров, иконы дизайна, выполненные преподавателями и учениками, ­— все, что со времени вошло в быт каждой квартиры. Само по себе здание по проекту немецкого архитектора Хейке Ханада, в первый миг кажущееся непримечательным (матово-белый параллелепипед с хаотично разбросанными окнами на краю чудесного парка с одной стороны и включенный в ансамбль площади) вечером начинает светиться линиями светодиодов и бегущей строкой названия. Внутри — более 1000 экспонатов из самой первой, старейшей коллекции Баухауса.
Те, кто только знакомится с темой, получат представление об устройстве школы, произведениях ее мастеров и студентов, директорах и том «современном человеке», для которого работал Баухаус. Хорошо разбирающиеся в истории дизайна, проведут пару медитативных часов, разглядывая знаменитый чайник Марианны Брандт, стулья Марселя Бройера, картины Пауля Клее, кресла Людвига Миса ван дер Роэ, и обязательно унесут с собой плакат с цитатой одного из мастеров.
А о том, почему именно в Веймаре появился Баухаус, ­— рассказывает так называемый Старый «Новый музей», расположенный практически напротив. Выставка «Ван де Ведьде, Ницше и модернизм» объясняет, как из реализма, импрессионизма и югендстиля вырос Баухаус. Это очень красивая экспозиция, сделанная с большим вкусом и выдумкой (например, для каждого из залов подобран свой цвет и музыка), интерактивом, а в подвале работает мастерская, где можно попробовать свои силы в создании произведений искусства как помощью инструментов столетней давности, так и 3D принтера..
Дессау. Расцвет
Университет
После того, как в Веймаре сменилась городская власть, школе пришлось менять дислокацию, и она переехала в Дессау. Здание для нее было построено специально по проекту Вальтера Гропиуса. Сооружение из стекла, стали, бетона, с плоской крышей и навесным стеклянным фасадом — манифест, триумф функциональности и высокой эстетики. Даже сейчас оно выглядит современным, а для своего времени было абсолютно новаторским. Сложное, асимметричное, оно состоит из нескольких очень разных частей, соединенных между собой. Мастерская со стеклянным фасадом, административное крыло, мастерские художников, кампус — каждая часть сконструирована особым образом, исходя из функции. Общественные пространства можно увидеть и просто так, а вот зайти в аудитории, осмотреть мастерские художников, кабинет Гропиуса, комнату в студенческом общежитии, укомплектованную всем необходимым, можно только с экскурсоводом.
Дома мастеров
Недалеко от основного здания находятся, так называемые дома мастеров, построенные для преподавателей школы. Место совершенно особенное: творческая колония, где когда-то бок о бок жили и работали знаменитые художники-экспериментаторы того времени: Василий Кандинский, Пауль Клее, Оскар Шлеммер, Ласло Мохой-Надь, .
Минимализм, кубические формы, плоские крыши, ряды огромных окон — все в этих домах было необычным и прогрессивным. Виллы отреставрированы к юбилею, и они открыты для посетителей. Не пропустите дом, в которой жили по соседству Василий Кандинский с женой и семья Пауля Клее. Трансформации, которые внесли жильцы в строгую концепцию архитектора, крайне любопытны.
Музей Bauhaus
Второй огромный музей, построенный к столетию, расположен в муниципальном парке Дессау. Авторы — молодое барселонское бюро Addenda Architects ­— победили 830 конкурентов на открытом конкурсе. Конструкция из бетона, стекла и стали делится на два уровня: в нижнем, стеклянном, будут проходить выставки и мероприятия, он открыт для всех. В «черном ящике» на верхнем этаже расположена постоянная экспозиция предметов из коллекции Баухауса. Тут множество фото, чертежей, действующих моделей. Экспозицию можно изучать несколько дней.
Ресторан Kornhaus
Но даже не обязательно отправляться на экскурсию, чтобы встретиться с Баухаусом. Просто закажите столик в ресторане Kornhaus, и это будет исключительно приятная встреча за бокалом вина или кружкой пива. С начала XVIII века здесь было зернохранилище, в XIX — появился ресторан, в XX — туристов привлекали уже не только романтические сельские красоты (а берег тут действительно прекрасен), но и порт юнкерсов, которые эффектно взлетали с воды и садились на нее. В 1926 году старинный ресторан на берегу Эльбы было решено обновить. Устроили архитектурный конкурс. Проект победителя Карла Фигера отразил ХХ век — здание напоминало океанский лайнер с просторной палубой. Сегодня оно отреставрировано, восстановлены многие детали интерьера. И что важно — тут вкусно готовят.
Галле и окрестности
Приметы Баухауса можно отыскать и там, где не строили мастера и их ученики. Столетие великой школы способствовало тому, что буквально в каждом городе власти, искусствоведы, историки, художники, туристические организации обратились к подведомственному им наследию модернизма и открыли настоящие жемчужины стиля.
Скажем, затерявшийся среди полей и деревень между Веймаром и Эрфуртом домик художницы по текстилю Греты Рейхардт (она училась в Баухаусе) приглашает на экскурсию с демонстрацией ткацкого искусства на старинных станках.
Прелестный исторический городок Галле с уютной рыночной площадью и фахверковыми домами предлагает экскурсию, во время которой можно увидеть целых 44 модернистских здания. Среди них: электростанция, муниципальное жилье, заправки, многоэтажный паркинг (там прошла выставка в рамках программы Think Bauhaus), магазины, водонапорная башня и даже церковь. А специальный тур приглашает познакомиться с местами, которые запечатлел Лионель Фейнингер, руководивший в Баухаусе графическими мастерскими. Его «дегенеративные», по оценке нацистов, картины, просто не могут оставить равнодушным.
Роскошный Kunstmuseum Moritzburg в том же Галле показывает большую выставку «Возвращение», где собраны, вдумчиво и эффектно представлены работы модернистов (в том числе Фейнингера, а также Кокошки, Кандинского, Клее, Нольде, Шлеммера), связанных с Баухаусом. Когда-то они составляли коллекцию, но потом разбрелись по разным музеям и частным собраниям. Чтобы собрать все вместе для экспозиции понадобились титанические усилия и участие множества музеев и коллекционеров разных стран. Получилась блистательная экспозиция для всех: знатоков и неофитов, взрослых и детей — их ждет отличный интерактив с плетением цветных ковриков в духе Баухауса и другие развивающие игры.
Далее везде
И даже Meissen выпустили коллекцию с дизайном Василия Канинского. Когда-то в Петербурге мастер сделал несколько акварельных рисунков для мейсенского фарфора (уникальный случай в его биографии), взял их с собой в Германию, они сохранились в коллекции музея, а в 2019, наконец, украсили чашки и тарелки из лимитированной серии старинной мануфактуры. Теперь можно приобрести в бутиках бренда и музейных магазинах. Это уже классика.
Видео дня. Картошка, которая может отравить
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео