Ричард Докинз высказался в защиту религии
Многие знают Ричарда Докинза, как биолога и автора научно-популярных книг, посвящённых эволюции и развитию жизни на Земле, среди которых русскоязычному читателю известны «Эгоистичный ген», «Расширенный фенотип» и «Слепой часовщик». А также как воинствующего атеиста, неоднократно высказывавшегося о религии в отрицательном ключе. Однако, как поведало издание The Times, он считает, что полное искоренение религии с ее системой запретов и предписаний было бы на сегодняшний день не самым лучшим шагом. «Если люди перестанут верить в то, что за ними наблюдает Бог, и за проступки их ждёт неминуемая кара, то они почувствуют вседозволенность. К сожалению, кажется правдоподобным, что если кто-то искренне верит, что Бог следит за каждым его шагом, то этот человек с меньшей вероятностью будет вести себя неподобающим образом. Я бы хотел верить, что это не так.» — сказал главный атеист США. Он отметил, что видеонаблюдение за покупателями в магазинах не позволяет невозбранно воровать товар, который при отсутствии камер многие были бы не против взять, добавив, что люди могут чувствовать себя вправе поступать неправильно без «божественной шпионской камеры в небе, читающей каждую их мысль». И в чём-то он, конечно, прав. Высказывание Иммануила Канта о нравственном законе внутри него звучит пафосно, но примерить его можно далеко не на каждого человека. Статистика отвратительных в отношении других людей поступков, начиная убийствами на почве расовой неприязни и заканчивая школьной травлей, говорит о том, что этот самый нравственный закон заложен не во всех, а в ком заложен — тот чаще всего запросто может через него переступить. При таком раскладе страх перед сковородками и вилами действительно может служить мотивацией для более или менее приемлемого поведения. Впрочем, сама религия часто толкает людей на бессмысленные и жестокие поступки: достаточно вспомнить ацтекские кровопролитные жертвоприношения для того, чтобы не очаровываться идеей о том, что вера может стать ключом к спокойной и мирной жизни, в которой нет места злу со стороны людей по отношению к другим людям. Есть и более свежие примеры — терроризм под знаменем догматов радикального ислама, стремление нажиться на прихожанах со стороны РПЦ, бессмысленное и беспощадное деление индусов на касты, поощряемое местными верованиями. Похоже, это та ситуация, в которой нет места большему и меньшему злу. И только тогда, когда десятки поколений людей вырастут в отсутствии ожесточающего неравенства, нищеты и стремление к саморазвитию встанет на место стремления к самоутверждению, можно будет ждать радикальных пример. Жаль только, жить в эту пору прекрасную не доведётся ни нам, ни нашим внукам.