«Система может превратить человека в ничто» - выставку о ГУЛАГе открыли в Новосибирске
Металл, ржавчина, ветошь и механизмы. В работах Евгения Кирьянова человек и его судьба - лишь винтики в страшной машине режима. Искореженные, сломанные. Зато названия у картин возвышенные - «Куда уходят мечты», «Танго на красном сукне», «Реквием по мечте». «Если копнуть, это сродни артефактам - делаешь срез того времени, и это имеет какое-то влияние на зрителя. Моя задача - передать настроение той эпохи, тех людей, которые в это попали. Это безысходность, грусть, печаль. Люди шли к одному, а в результате им пришлось пострадать», - объясняет Евгений Кирьянов. Автор видит в своих работах отсыл к авангардизму начала ХХ века, искусству 60-70 годов и даже советскому андеграундному искусству. Сыграла большую роль и любовь к форме. Геометрически выверенные полускульптуры-полукартины можно потрогать руками, в прямом смысле слова прикоснуться к черной странице истории. В картинах невооруженным глазом виден четкий ассоциативный ряд - механизмы и шестеренки, детали человеческого быта: партбилеты, клюка, очки и другие личные вещи. «Человек, его судьба и система. Система может превратить человека в ничто», - объясняет свои работы Евгений. Евгений Кирьянов по образованию историк, закончил истфак НГПУ. «Наложил отпечаток интерес к ХХ веку в России. Сейчас в основном ведутся споры по числу жертв. Люди попали в эту мясорубку, для меня это уже трагедия, и неважно — 1,7 млн или 20 млн», - считает художник. А вот семейных историй, связанных с репрессиями, у автора нет. Только эмоции от прочитанных книг и общение с бывшими политзаключенными, которые пережили весь ужас советских лагерей. Композиция из синих досок, нескольких оттенков с облупившейся краской, разломанная на три части балалайка, письмо дочери в авоське с бутылкой молока – не все с первого раза понимают смысл картин. Художник по поводу критиков высказывается так: «Можно использовать такой термин как дилетанты. Они говорят — «Я бы тоже так сделал. Несколько досок, одна на одну набиты и покрашены. Да я на даче за вечер!». Я много раз такое слышал. Другое дело, люди, которые что-то понимают в искусстве и знают это дело изнутри. Люди с художественным образованием, когда бросают взгляд на такую вещь, понимают, что это все не совсем так, как думают дилетанты. Все серьезнее, тут замешаны композиция, цвет, много всяких факторов. Поэтому, возможно, дилетант и может так сделать, а возможно, у него не получится». Первые зрители, вопреки словам художника, работами прониклись. «На первый взгляд обыватели посмотрят и скажут: «Ну, бред!». Но когда подходишь, смотришь, у тебя рождаются какие-то ассоциации, и в этих совершенно абстрактных предметах видишь и понимаешь смысл. Это не кусок рубероида, это кусок рубероида из тюремного барака. Дает прямую отсылку к этому месту, поэтому работы действительно наполнены смыслом, трагизмом, отвечают задуманной теме. Это правильная выставка, грамотная», - рассказал руководитель музея Железнодорожного района Алексей Авдеев. В планах Евгения - продолжить работу над темой советских лагерей. «Не могу сказать, что я полностью раскрыл эту тему. В данный момент это первый шаг к более-менее глубокому раскрытию. Хотелось бы сделать еще более эмоционально, меня интересуют только эмоции», - поделился с VN.ru художник.