«Фариза» в «Современнике» - живая душа поэзии
«…На острие любви, как на ноже»- казахская поэтесса Фариза, во многом благодаря блестящим переводам Татьяны Фроловской, стала известной и любимой в России еще со времен СССР И вот, в Москву из Казахстана привезли масштабный, насыщенный музыкой, световыми эффектами, спектакль, посвященный Фаризе… Шла в театр, опасаясь, что увижу, как сотворяют на сцене медный памятник, кумира, безликого, обязательного к поклонению. Это ведь так легко - забыть, что Художник - человек с обнаженными нервами, эмоциями, переполняющими чашу терпения, с обостренным чувством прекрасного, способным трогать сердца потомков, с большим желанием просто жить на Земле - не памятником, а человеком! И творческой команде из Казахстана блестяще удалось именно такой показать Фаризу: в живом человеческом образе женщины отразить суть всех творцов, бывших до нее и будущих на многие поколения вперед! Спектакль «Фариза» появился благодаря отличному взаимопониманию и любви к поэзии целого коллектива – пьесу создала драматург Роза Мукан, которая была лично хорошо знакома с Фаризой. Автором идеи и продюсером стала Айнур Копбасарова, режиссером – Фархат Молдагалиев. Роль поэтессы Фаризы исполняет ведущая актриса Казахского Государственного академического театра драмы им. М. О. Ауэзова, лауреат государственной премии «Дарын» Назгуль Карабалина. В спектакле задействованы известные казахские актеры театра и кино. Премьера спектакля в Казахстане состоялась с аншлагом 5 сентября 2019 года. Но, как на пресс-конференции в «Современнике» рассказали сами авторы, каждый раз новое представление добавляет «нечто», то есть работает «гений места». Впрочем, мистическое начало спектакля отмечают все, кто видел и слышал. Зрителям не дают расслабляться ни на секунду. Нам не показывают ни историю жизни Фаризы, ни антологию ее творчества, ни срез ее общественной многогранной деятельности – мы просто видим жизнь и смерть поэтической эмоции, диалог Судьбы и Человека. Вот девушка теряет того самого, «единственного», (а мы знаем, что жених Фаризы погиб незадолго до свадьбы), вот она понимает, что ее предназначение – не семья, а - поэзия. Вот она бунтует против этого решения судьбы, не принимает платы за талант – одиночества, умоляет дать ей простое человеческое счастье… Потом понимает, что нет – ей не переступить того великого дара, который послан свыше, и который заберет все остальное, доступное любым человекам, но не поэту. И вот – она несет свою ношу, достойно, иногда срываясь, но вновь поднимаясь. Наконец, наступает час прощания, прощения, истины… Зрители смогли оценить в полной мере первозданную красоту поэзии Фаризы, были потрясены спектаклем. В известном романе «Таис Афинская» классика русской фантастики Ивана Ефремова есть такие слова: «Среди обычных людей существует поговорка о том, что быть поэтом, любить поэта или смеяться над ним – все одинаково гибельно». Это, сказанное, по мнению автора, в античные времена, отлично применимо во все эпохи. Оказаться в этой жизни поэтом – действительно жестокая участь. Кого ни цитируй. Вот, хоть Маяковского: Поэзия — та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. Но как испепеляюще слов этих жжение рядом с тлением слова — сырца. Эти слова приводят в движение тысячи лет миллионов сердца. Приводят ли сегодня стихи Фаризы в движение миллионов сердца? Зал «Современника» встал, аплодируя в конце спектакля. Сцену заполнили цветы. Подобные строки можно найти почти у каждого поэта. Этот дар – тяжкая ноша. Не всякому дано, не со всякого взыщется. Казахская девочка из дальнего аула смогла. Надо сказать, Фариза вовсе не была пай-девочкой. Она бережно и трепетно относилась к традициям своего народа, но это не мешало ей идти вперед, чувствовать Время, видеть новые горизонты в жизни страны и ее народа. И, действительно, стать классиком. Фариза закончила земной путь, отмечтала, отстрадала, написала свое. Теперь ее дело продолжают потомки в лице целой страны, умеющей ценить своих словотворцев. Казахстан вводит свою поэтессу в пантеон мировой классики поэзии. Спектакль, премьеру которого в московском «Современнике» помогло осуществить Посольство Казахстана в России - международный проект - тому подтверждение. Фото В.Савельева