Войти в почту

Депутат Мосгордумы Маргарита Русецкая: Я верю в силу слова каждого человека

Москвичи выбрали депутатов Мосгордумы. Мы продолжаем знакомить горожан с избранными парламентариями. Так, по избирательному округу № 30 победу одержала заместитель председателя Общественной палаты столицы, ректор Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина Маргарита Русецкая. В интервью «Вечерней Москве» она рассказала, каким видит будущее Москвы и что считает в жизни самым главным. …Чертаново. Улица Красного Маяка. Дорога, уводящая вдаль, окружена вековыми деревьями. Воздух — чистый, пьянящий свежестью окрепшей листвы. Вечер рабочего дня, а людей немало. Потому что здесь хорошо: детворе на площадке с горками и качелями, старикам — в тиши и комфорте. Даже пробегающий деловой люд невольно замедляет шаг, чтобы хоть на миг стряхнуть с себя бремя будничной суеты. — Маргарита Николаевна, благоустроить эту аллею, сделать здесь зону отдыха ведь ваша идея? — Району Чертаново, в котором я выросла и живу по сей день, скоро исполнится 60 лет. Для Москвы возраст молодой. А я помню, как мы ходили здесь на лыжах, помню чудесный яблоневый сад, через который потом пролегла улица Подольских Курсантов. На моих глазах район строился, сюда пришло метро, появлялись большие магазины, новые дома. Что-то создавалось, а что-то, к сожалению, теряли. Например, про эту липовую аллею на некоторое время просто забыли. А место-то знаковое, историческое. Сейчас не все знают, что в XVIII веке здесь была усадьба, а аллея — длиной 800 метров, представляете? — вела к великолепным прудам. Здесь растут двухсотлетние липы, это место очень похоже на усадьбу Остафьево, которую еще называют «Русский Парнас». Сейчас во всех районах столицы создана отличная, удобная для жизни инфраструктура — в шаговой доступности супермаркеты, стадионы, школы, детские сады. Но не менее важна и культурная составляющая. Чтобы житель каждого района чувствовал свою идентичность, знал историю малой родины. Поэтому и возникла идея возродить аллею, сохранив дух этого места. После благоустройства она была открыта 6 июня, в день рождения Александра Сергеевича Пушкина. Теперь здесь проходят различные праздники, место стало обрастать новыми традициями. — Которые, по идее, должны будут поддерживать нынешние маленькие жители района… — Конечно! Еще в прошлом году родилась инициатива — возродить предмет «Москвоведение», который, к сожалению, сейчас отсутствует в школьных программах. А мне кажется, что программа «Мой район» по своей идеологии просто обязана вернуть курс краеведения, который в современном, интерактивном формате позволил бы детям изучить историю родных районов. В Москве в сентябре прошел международный форум «Город образования», на котором одна из площадок была посвящена именно вопросу, связанному с созданием программы по краеведению «Московский стиль». Кстати, название это подсказал руководитель столичного Департамента образования и науки Исаак Калина. — Дети сегодня другие, значит, и подход к ним должен быть другой? — Совершенно верно. Последние исследования показывают, что сейчас растет новое поколение, оно более инертное, сытое. Для современной молодежи очень важна зона комфорта, главное — заниматься тем, что нравится. Сегодня во всем мире наблюдается тренд, когда важен не столько диплом вуза, сколько то, что ты на самом деле умеешь и можешь. А здесь очень важно, какую роль в образовании ребенка принимают родители. — Но папам и мамам сегодня некогда! — Дефицит общения, конечно, первая задача, которую предстоит решить. А программа краеведения как раз располагает к тому, чтобы дети больше общались с родителями. Что бы там ни говорили о роли школы в воспитании, все начинается с семьи. Ведь чтобы изучить историю родного района, нужно пройтись по всем этим дорожкам, сложить связанные с ней свои воспоминания. И в этом роль родителей, которым придется, как и их детям, оторваться от гаджетов, незаменима. Нельзя забывать и о том, что в наши дни социальная успешность тесно связана с коммуникацией. А у детей, которым важна самореализация, благодаря занятию краеведением появится возможность войти в интернет со своим контентом. Но чтобы стать успешным, нужно суметь рассказать о своем районе. И этому тоже должен кто-то научить. Вот сейчас вернули в школу сочинение, в девятом классе снова сдают устный экзамен по русскому языку, так называемое говорение. Хорошая тенденция. А результаты огорчают: по итогам этого года 30 процентов не справились, не смогли составить высказывание на заданную тему, а 60 процентов допустили речевые ошибки. — В чем, на ваш взгляд, причина? — Отчасти в том, что в детских поликлиниках больше не работают логопеды. У нас выросло целое поколение без логопедической помощи. Так что развитие речи сегодня — вопрос ответственности семьи. Если на раннем этапе не заметил, не компенсировал какие-то недостатки, потом может быть поздно. Чтобы речь была грамотна, с ребенком нужно разговаривать, от этого зависит формирование его речевой культуры. — А как именно разговаривать, имеет значение? — Безусловно. Для общения с ребенком любого возраста, независимо от того, сколько ему: пять или тринадцать, язык один — родительской любви и доверия. Нужно уметь слушать своих детей и жить их интересами. И, конечно, верить в своего ребенка. А если говорить о речевых средствах, то сюсюкать, упрощать и искажать слова уж точно не нужно! Речь развивается по подражанию, дети копируют ту речь, которую слышат. Многие сегодня жалуются: дети позже начинают говорить. А потому что нормальному, живому общению сегодня уделяется мало внимания. Посмотрите: мамы молодые везут ребенка в коляске, словно кабачок, а сами уткнулись в гаджеты. Это очень серьезная проблема, особенно учитывая, как быстро меняется в наши дни сама система коммуникаций. Мы все больше и больше времени проводим в интернете, он становится основной площадкой для общения. В этих условиях каждый должен очень четко понимать, что он пишет, какую речь использует. Поэтому обязательно нужно находить время и создавать для ребенка нормальную речевую среду, учить их жить в мире коммуникации публичной, когда каждое твое слово может стать достоянием общественности. — Упрощение речи, особенно в социальных сетях, с вашей точки зрения, как филолога, — нормальный процесс? — У нас есть закон о СМИ, свобода слова… А все остальное — это как у Канта: все внутри вас. Никакой закон не заставит нас читать книги, не ругаться матом. Это выбор каждого. Какова моя речь, такова и моя жизнь. От того, как я разговариваю с людьми, вокруг меня формируется определенная речевая среда. Я очень верю в силу слова в жизни каждого человека. А что касается упрощения, то это тема культурологическая. За последние двести лет произошло упрощение этикета вообще. В былые времена, вспомните, сколько нужно было застегнуть всяких крючочков, брошечек, чтобы одеться? А сейчас? Блузка, брюки, пиджак — и все! Ты одет. Прием пищи тоже стал проще. Из повседневной жизни исчезло то, что раньше было возведено в культ — салфетки, разные ножи, вилки, смены блюд... Мы едим фастфуд, на бегу. Речь — неотъемлемая часть культуры, коммуникативный этикет, конечно, тоже упрощается. И если бы не было интернета, это все равно бы произошло. При этом наша коммуникативная активность за последнее время выросла в десятки раз. По статистике, человек проводит в интернете 8–9 часов: отвечает, пишет, читает. Количественный показатель вырос, а качественный, наоборот, снижается. Временны эти процессы или системны, ученым только предстоит объяснить. Но что касается электронных коммуникаций, будущее, конечно, за упрощением языка и речи. Это, если хотите, особенность развития цивилизации, современных технологий. Кто-то из футурологов вообще предрекает, что человеку в будущем не нужно будет обучаться письму, изучать орфографию. И тенденции к этому есть. В школах, например, уже отменены уроки по каллиграфии. — Читать не разучимся? — Напротив, спрос на культуру, на чтение есть, и он наверняка останется. Несмотря на то, что, по статистике, сегодня средняя семья покупает всего одну книгу в год. Когда мы с вами росли, для нас Чуковский, Маршак, Барто были примерно современниками. Мы понимали, что такое «мойдодыр», почему мальчики в чулочках. А для современных детей все это прошлый, позапрошлый век. Книги сегодня другие. И форматы их меняются. Говорят, проблема нечитающего ребенка — это проблема неправильно положенной на стол книги. В этом есть доля истины. Не нужно навязывать детям, что им читать сегодня. Пусть выбирают сами. Главное — чтобы ребенок пришел к чтению, почувствовал к нему вкус. Тогда со временем он дорастет и до классики. — Семья для ребенка — это не только мама и папа, но и бабушки с дедушками. Нам стоит переживать о разрыве связи поколений? Современные пенсионеры тоже в большей степени собой заняты, не слишком спешат сидеть с внуками, читать им сказки. Они же сегодня на экскурсиях, в театрах… — Да, есть определенные издержки новых возможностей. Но выбор-то обоюдный. Молодые семьи сегодня сами ратуют за самостоятельность, предпочитая жить отдельно. Это такой европейский тренд. И, согласитесь, это было бы невозможно без повышения материального уровня, свободы выбора. И бабушки тоже почувствовали себя независимыми. Новые возможности всегда несут риски для старых устоев. А тут еще программа «Московское долголетие» дарит столько возможностей. Однако учеными замечено: ребенок легче воспринимает культурные артефакты и перенимает манеру поведения не от родителей, а от бабушек и дедушек. Именно у них он быстрее, проще и естественнее учится правильно себя вести в общественных местах, осваивает навыки общения с незнакомыми людьми, приобретает привычку к чтению. А русская бабушка, которая покажет, как шнурки завязывать, сказку почитает — это вообще феномен, часть нашего культурного кода. В наши дни ее роль часто играют просто люди старшего поколения, которые находятся рядом, — педагоги, соседи. Таким образом решается поколенческая проблема. А если стоит задача сохранения родственных связей, то это — работа, большой труд, требующий терпения и времени. Мне кажется, постепенно все встанет на свои места, найдутся компромиссы. Для нас все-таки очень важна преемственность традиций, связь поколений. Но далеко не все проблемы можно решить на государственном уровне. Выстраивание отношений с близкими — это личный вопрос каждого. — Маргарита Николаевна, у вас два сына. Старший уже взрослый человек, младшему — всего полтора года. А город, в котором будут жить ваши внуки, — каким он должен быть? — Мне очень хочется, чтобы это был город добрососедства, доверительных человеческих отношений. Вспоминаю свое детство, когда мы знали по именам всех соседей, запросто могли забежать к ним на чаек, попросить посидеть с ребенком, одолжить соль, сахар... А сейчас мы соседей не знаем. И не любим впускать к себе в дом незнакомых людей. Я бы мечтала о городе, в котором дети не боятся открывать дверь, обращаться за помощью к прохожим. — На днях мне подруга рассказала, что на вашей странице в Facebook нашла какой-то хитрый рецепт засолки огурцов. Вы готовите дома? — Для меня в этом пример, конечно, моя мама. Вообще у каждой женщины должно быть несколько рецептов любимых блюд, которыми можно удивить и порадовать домочадцев. И у меня они есть: например, плов, который меня научил готовить коллега из Карачаево-Черкесии. Или пирог с ревенем — очень вкусный, ни с чем не сравнимый! Секрет холодного соления огурцов мне подсказала соседка по даче. На литровую банку нужно положить столовую ложку соли, чеснок, листья вишни — кто что любит. Девяносто процентов успеха — вода, я предпочитаю родниковую. Три дня рассол стоит, потом начинается процесс брожения. Рассол доводишь до кипения и заливаешь им огурцы. Все! Они получаются хрустящие, вкусные. Хранить в холодильнике. Засолка огурцов — тоже ведь наша традиция, часть культуры, как русский язык, русская книга. Но обязательно должно быть настроение, такое состояние души, когда хочется варить борщи, печь пироги. И чтобы было для кого. Как бы мы ни были заняты, все равно в нашей жизни нет ничего важнее домашнего уюта и семейного тепла. Сейчас все есть в магазинах, а вот этого не купишь. СПРАВКА Маргарита Николаевна Русецкая родилась 2 декабря 1972 года в семье строителя и медсестры. С детства живет в районе Чертаново Южное. Окончила Московский педагогический государственный университет по специальности «логопедия» с дополнительной специальностью «филология». Второе высшее образование, магистра экономики, получила в Российской академии государственной службы при президенте России. Защитила кандидатскую, затем — докторскую диссертации. Опубликовала более 70 научных и методических работ. Ректор Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина. Под ее руководством институт занял первое место среди гуманитарных вузов и вошел в десятку лучших государственных вузов России. Принимает активное участие в деятельности не только Общественной палаты города Москвы, но и совета дома, в котором живет. КСТАТИ Маргарита Русецкая вошла в состав нескольких комиссий Московской городской думы: в комиссию по государственному строительству и местному самоуправлению; в комиссию по делам общественных объединений и религиозных организаций; в комиссию по образованию. Читайте также: Депутаты столичного парламента рассмотрели проект главного финансового документа города

Депутат Мосгордумы Маргарита Русецкая: Я верю в силу слова каждого человека
© Вечерняя Москва