Как собрать эффективную распределенную команду для запуска hardware-проекта
Дайте людям возможность выбирать, где работать Большинство предпринимателей считает, что бизнес и офлайн-продукт несовместимы. И я не исключение: изначально я хотел собрать офлайн-команду. Когда мы начали ее строить, то поняли, что тех специалистов, которых мы хотим у себя видеть, собрать в одном месте будет невозможно. На собеседованиях мы увидели, что людям хочется работать там, где удобно им, а не нам. К тому же работоспособность модели распределенной команды уже была подтверждена в другом моем проекте. Второй причиной, по которой мы решили не останавливаться в офисе, — это мое желание собрать команду не просто профессионалов, а команду родителей. Источник Людей, которым не все равно, какой продукт они создают и выводят на рынок, которые понимают ценность. Маме, например, сложно совместить работу в офисе и заботу о маленьком ребенке. Если это Москва, то необходимость ехать через весь город в пробках сильно выматывает. КПД падает. Уделите время поиску профессионалов В команде нет руководителей и подчиненных. Мы все общаемся на «ты». Есть люди, ответственные за определенную область деятельности и каждый отвечает за выполняемые действия. Это узкие специалисты. При этом подбор персонала в отдел осуществляет непосредственно начальник направления, а не специалист по кадрам. Также каждый сотрудник сам подбирает себе подрядчиков, с которыми ему удобно работать. Прежде чем приступить к поиску сотрудника, мы составляем аватар того человека, которого хотелось бы видеть у себя в команде. Сначала определяем функции для передачи, например, планирование, организация, контроль, и соотносим с компетенцией, которая необходима для ее выполнения. Скажем, человеческие характеристики, такие как «математический склад ума» или «лидерские качества». Затем выбираем пять-семь важных компетенций и оцениваем ее по шкале из трех уровней — новичок (нужно его доучить), подготовленный (готов сразу выполнять), эксперт (может научить других). После того как определились с компетенциями, мы составляем подробный портрет ЦА вакансии. Необходимо продумать, кто этот человек, где живет, работает, что хочет получить от работы и какую свою проблему решить, чем мы можем его заинтересовать. Анализируем емкость рынка. Только после готовим объявление о вакансии. Источник Процесс подготовки длительный, но всегда дороже учить новых сотрудников каждый месяц, чем с первого раза найти более высокооплачиваемого профессионала. Подбирайте сотрудников в момент, когда они действительно необходимы Команда AIRNANNY формировалась два с половиной года и продолжает расти. Не следует с первых дней раздувать штат, когда сам еще не знаешь, чем их занять. Практически два года команда состояла из пяти человек: я и второй инвестор; административный директор Игорь Матвейчук отвечает за экспортно-импортные операции и находится сейчас в Китае, недалеко от производителей комплектующих. Он так же является инвестором проекта. шеф-дизайнер Ольга Калугина. Она обладательница множества международных наград. Девушка является целевой аудиторией проекта, поэтому дизайн создавался не просто для беременных и мам с детьми, а самой мамой с ребенком, понимающей все потребности наших клиентов. главный инженер — это человек, который 10 лет проработал в Panasonic. Он живет и работает в Китае. Плюс не только в его профессионализме, но и в том, что он знает производственную среду, а она знает его. В других штатных сотрудниках в период разработки нет необходимости. Конкретные разовые задачи решали с людьми на аутсорсе. Ищите специалистов по всему миру На сегодняшний день команда состоит из 15 человек и объединяет четыре страны — Россию, Беларусь, Казахстан и Китай. Сотрудников необходимо подбирать под потребность. Так, следующая единица, которая у нас появилась, — проджект-менеджер. Затем к нам присоединились руководитель отдела продаж b2b, pr-менеджер, smm-менеджер, руководитель отдела маркетинга, руководитель службы сервиса. Сотрудников подбираем на сервисах workzilla и hh.ru. Первый используем для поиска сотрудников на проектные работы — там ищем копирайтеров, дизайнеров, программистов, специалистов по трафику и других. Второй — для поиска постоянных руководителей и менеджеров. Правда, бывают исключения. С помощью workzilla искали на неполный рабочий день менеджера по партнерским программам, а нашли pr-менеджера на постоянную работу. Она так же, как и наш ведущий дизайнер, ядро целевой аудитории — мама ребенка до трех лет с хорошими профессиональными и личными навыками. Теперь она сотрудник на постоянной основе и присоединила в нашей команде еще одну страну — Республику Беларусь. Будьте рядом и говорите на одном языке Для распределенной команды важно находиться в едином информационном поле. Для этого мы используем «Битрикс24». Здесь мы общаемся в чатах. В календаре компании можно увидеть расписание общих мероприятий и каждого из нас. По горизонтали в «Битриксе» мы ставим друг другу задачи и контролируем сроки. Каждый понедельник у нас общий meeting, на котором мы собираемся и обсуждаем задачи, — что выполнено на прошлой неделе, что нет и почему, что планируется сделать на этой неделе, где необходима помощь. Каждую среду мы проводим креативные сессии — здесь собирается вся команда и обсуждает любые вопросы, не связанные с операционной деятельностью. Креативная сессия всегда начинается с разминки мозга. Например, на прошлой неделе пересказывали всем знакомую с детства сказку «Красная шапочка» без слов с буквой «л». Источник Каждый день с понедельника по пятницу в отделах маркетинга и продаж происходят пятнадцатиминутные стендапы. Это необходимо, чтобы никто из отдела не проседал по задачам и мы могли вовремя определить проблемы и помочь друг другу. Таким образом, мы всегда на связи, мы всегда вместе, и у нас не складывается впечатления, что я где-то за МКАДом сижу кручу приборы абсолютно один, а, например, проджект-менеджер в Казахстане планирует сроки непонятно какого проекта и непонятно для кого. Делайте акцент на результат Важно не время, в которое выполняется работа, а результат выполнения задачи. У нас нет четко определенного времени для работы, каждый планирует время сам. Можно работать хоть ночью, чтобы выполнить в срок. Потому что на твоей задаче может быть завязан другой сотрудник. Такой подход стимулирует не только ответственность и инициативность, но и максимальную продуктивность. Каждый из нас имеет свои часы, когда он более эффективен. Обеспечьте сотрудникам условия труда, которые им необходимы Удаленная работа не значит надомная. Сотрудники, которые находятся в Москве, работают в коворкингах. Но недавно мы стали резидентами Сколково, поэтому в скором времени у нас там появится офис. Наша задача — обеспечить максимально комфортные условия труда для сотрудников, поэтому мы рассматриваем вариант аренды удобных для них коворкингов за счет компании, независимо от страны, в которой они находятся. Источник В целом команда сплочена единой идеей и любовью к детям. А удаленная работа позволяет их любить еще больше и еще ближе. Как получить максимум Офис — необязательный элемент компании. Пусть люди выберут сами, где им жить и когда работать. Это повысит продуктивность и снизит ваши затраты. Доверяйте команде и каждому из ее представителей. Удобнее работать со знакомыми, но ответственными людьми. Учитывайте мнение профессионалов, которых вы же и выбрали. Подготовительный период в процессе подбора кадров самый ответственный. Не раздувайте штат. Измеряйте соотношение затраты/выгоды: лучше потратьте время на поиск одного подходящего человека, чем время и средства на то, чтобы попробовать пятерых, в которых вы не уверены. Работайте с профессионалами из любой точки мира. Главное — это функционал и задачи, которые может решить сотрудник. Всю команду должны связывать единые программы постановки и выполнения задач. Внутреннее горизонтальное общение снизит напряжение между отдельными личностями и создаст творческую атмосферу. Ставьте задачи так, чтобы их не надо было переспрашивать. Результат — личная ответственность каждого. Выбирайте вдохновляющие места для работы. Посиделки у друзей тоже подойдут. Придумайте такую философию, которая бы объединила всех. Социальная направленность продукта и компании — новый тренд. Фото на обложке: Unsplash