Ни рыбы, ни мяса: что предлагают стартапы веганам?
Издание The Economist назвало 2019-й «годом вегана». Неудивительно: за последние девять лет спрос на растительные продукты резко вырос. Под вкусы новой аудитории подстраивается весь рынок: в этом году McDonald's включил в меню веганские бургеры, а продовольственный гигант Tyson Foods купил стартап Beyond Meat, который производит альтернативное мясо. Все — от крупных корпораций до мелких компаний — следуют веганскому тренду. «Инвест-Форсайт» выбрал самые интересные проекты в Европе и Израиле. Huel на обед Don’t be a dick («Не будь х***») написано на белой стене офиса британского стартапа Huel большими жирными буквами. Это не просто обращение основателя компании Джулиана Хирна (Julian Hearn) к своим сотрудникам, а один из его жизненных принципов. Их, на самом деле, много: «не стоит почивать на лаврах, нужно быть на шаг впереди конкурентов» или, еще лучше, «оторви свою задницу от стула и начни действовать». Немного грубовато, но у Хирна есть полное право делится секретами успехами. Этот британец построил стартап Huel с годовым оборотом в £45 млн всего за 4 года. Он всегда запускал свои компании с нуля и в одиночку. В 2008 году с £1500 в кармане Хирн открыл Mash up Media. Через три года предприниматель продал проект за £2,5 млн. Часть денег, полученных с продажи, он вложил в свою фитнес-программу Bodyhack. Предприниматель занимался по ней лично и быстро пришел в форму. Хирну понравилось вести здоровый образ жизни, но ужасно раздражала необходимость готовить полезную еду. Ему хотелось простоты и удобства — например, залить порошок в стакан и размешать. Так родилась идея нового проекта. Huel (от human + fuel) — порошкообразный заменитель пищи. Все ингредиенты, как заявляют в компании, натуральные: овес, гороховый белок, льняное семя, белок коричневого риса, витаминно-минеральная смесь и аромат ванили с дополнительными ароматизаторами вроде клубники или шоколада. Рецепт приготовления крайне прост — смешать в стакане порошок с водой или растительным молоком. Стартап стартовал в 2015 году. Для разработки состава порошка предприниматель нанял диетолога Джеймса Кольера (James Collier). Первую партию продукта Джулиан выпустил на личные средства — £220 тыс. С момента основания стартап рос в геометрической прогрессии. В 2016 году прибыль компании составила £1,3 млн. В 2018-м оборот Huel достиг £45 млн. В том же году проект привлек венчурный капитал в размере £20 млн. В общей сложности компания, как утверждает Хирн, продала более 50 млн порошка в более чем 80 странах. «На этом пути были миллионы испытаний, — добавляет он. — Я хотел сдаться много раз. Потому что стартапы могут быть жестокими. Они могут повредить вашему здоровью и отношениям, высосать время и энергию. Нужно быть одержимым… Преодолевать трудности с помощью логики, грубой силы, скорости, силой воли и долгих часов на работе». Обувь из водорослей Галахад Кларк (Galahad Clark) вырос среди коробок с обувью. «Я родился в обувной коробке», — поправляет он. Семья Кларк известна на весь мир. Она запустила обувной бренд Clark в 1825 году и развивала его на протяжении семи поколений. Но Галахад решил идти своим путем. В 2009 году предприниматель запустил с другом и бизнес-партнером Тимом Бреннаном (Tim Brennan) компанию Vivobarefoot. В рамках краудфандинговой кампании проект собрал инвестиции в размере £1,3 млн. У бренда Vivobarefoot «босоногая» философия. «Здоровье ног, боль, травмы — все начинается с первого шага: с утра до вечера. Когда вы носите мягкую обувь, вы не связаны, и ваше тело движется естественно», — считает Кларк. Он придумал и запатентовал ультратонкую, устойчивую к проколам подошву. Она защищает ноги и обеспечивает естественное движение стопы. В качестве материала Vivobarefoot использует переработанное сырье. Весной компания представила веганскую линию обуви BIO. Ботинки из этой серии на 30% сделаны из биоматериалов — кукурузы, натурального каучука и водорослей (цена начинается с €60 — ред.). Компания, по словам Кларка, уже давно прибыльна — за прошлый год объем продаж составил £10 млн. Море орехового молока Свежее ореховое молоко в стеклянных бутылках прямо на крыльце дома — лондонский стартап Mylkman удачно совместил старые традиции доставки и веганский тренд. Идея проекта принадлежит фотографу Джейми Чепмену (Jamie Chapman) и возникла, как это часто бывает, из собственной потребности. Ему разонравилось ореховое молоко из супермаркета. «Оно содержит всего 2% орехов, — говорит он. — Я задумался, если там так мало орехов, что еще находится внутри коробки? Чем больше я думал об этом, тем меньше мне хотелось покупать напиток». Чепмен решил производить собственный продукт. В 2017 году бывший фотограф установил палатку на Бродвейском рынке, не рассчитывая на успех. «Но первые часы продаж показали, что мы станем хитом, — вспоминает предприниматель. — Это не просто причудливые смеси ароматов — каждая бутылка молока содержит 12% орехов, без добавок, загустителей, эмульгаторов. У нас получился питательный, густой и сливочный напиток». Сейчас Mylkman предлагает ореховое молоко с шоколадным, кокосовым, миндальным, фисташковым вкусами и со вкусом кешью. Идея доставки молока по домам пришла Чепмену позже. (Пустые стеклянные бутылки можно оставить на улице для вывоза. В Mylkman их стерилизуют и используют повторно.) Сначала он развозил молоко на велосипеде. С ростом бизнеса стартапер подключил доставку через Farmdrop (электрические фургоны) и заключил контракты на поставку молока в Planet Organic, Core Collective, Bulk Market. В июле 2018 года стартап получил финансовую поддержку от VBites Ventures (объем инвестиций не раскрывается). Инвестором выступила модель и бывшая жена Пола Маккартни — Хизер Миллс. Сейчас в ассортименте Mylkman есть только молоко, но Джейми Чепмен намерен дополнить его кофейными напитками и ореховым маслом. Веганская экосистема «Если бы все веганы жили в одной стране, она, вероятно, имела бы самую сильную экономику в мире», — считает сооснователь израильского стартапа VeganNation Исаак Томас (Isaac Thomas). Он и его бизнес-партнеры Йосси Рэйби (Yossi Rayby), Шнеор Шапира (Shneor Shapira) и Нати Джиант (Nati Giant) делают то, что никто раньше не делал, — строят первый в мире глобальный рынок для веганов. VeganNation представляет собой платформу. «Это похоже на веганскую версию WeChat», — добавляет Томас. Здесь можно пообщаться с друзьями, заказать еду, забронировать номер в веганском отеле, продать одежду и пр. До того как запустить VeganNation, Исаак Томас 15 лет занимался инвестициями в недвижимость. Его друг по семинарии Йосси Рэйби свыше 9 лет проработал в Food Industry. Шнеор Шапира служил в корпорации ACC International Holdings, занимающейся природными ресурсами, недвижимостью и биотехнологиями. А Нати Джиант работал в Еврейском агентстве для Израиля (международная сионистская организация). В 2017 году друзья решили запустить децентрализованную веганскую экосистему VeganNation — со своей собственной экономикой и валютой VeganCoin (VCN). Этим летом проект поднял $10 млн от частных инвесторов и заполучил в консультативный совет веганских активистов — актера, известного по роли в «Игре престолов», Джерома Флинна и танцовщицу Step Up Дженну Деван. Сейчас стартап VeganNation только набирает обороты. На платформе зарегистрировано около 15 000 пользователей и свыше 3000 веганских компаний. «Наша цель — укрепить веганство и показать людям, что оно — мощная финансовая сила», — заключает Исаак Томас. Автор: Ольга Гриневич