Балетные страсти: как балерины сводили с ума императоров
Начало романтических отношений с актрисами положил великий князь Николай Константинович, внук Николая I. Затем театральные романы прочно вошли в жизнь царского семейства. Так, у великого князя Константина Николаевича был роман с балериной Анной Кузнецовой. У великого князя Николая Николаевича-старшего от балерины Екатерины Числовой родилось четверо детей. У Николая Николаевича-младшего была своя муза – актриса Мария Потоцкая. Что уж тут говорить о знаменитой Матильде Кшесинской? Самое соблазнительное из театральных искусств – это, конечно, балет. Когда в 1963 году Фидель Кастро посетил СССР, дорогого гостя пригласили в Большой театр, в тот вечер давали «Лебединое озеро». Этот балет хорошо известен даже тем, для кого па-де-де и фуэте – просто набор звуков. Вся постановка пронизана эротизмом, а основные партии балерины танцуют в пачках. Два с половиной часа кубинский лидер наслаждался оголенными ножками балерин. После спектакля Кастро ожидало приятное общение за кулисами. Впрочем, многие советские чиновники знали толк если не в балете, то в балеринах. «Самый интересный человек в отношении балерин – это был Сергей Миронович Киров, он же Костриков. Жена у него занималась тем, что водила демонстрации с ленинградскими проститутками, боролась за их права, а он постоянно ходил в Мариинский театр. Поэтому после его смерти считалось совершенно правильным, что театр назвали именем Кирова», – рассказывает писатель Александр Мясников. У Романовых любовь к балету и танцовщицам передавалась по наследству. Все началось с Павла I, который увлекся балериной Анастасией Бериловой. Сын Павла Петровича император Николай I батюшку переплюнул. Если царю нравилась девушка из труппы, он присылал ей дорогое украшение. Так он намекал, что хотел бы познакомиться поближе. Не обращая внимания на пересуды, император завел целый балетный гарем. Известно о семи любимых танцовщицах Николая Павловича. Каждая из дам была в курсе, что ветреный император изменяет ей с коллегой по сцене. «Все великие князья, в том числе наследники престола, общались с балеринами. История как с охотой – нравится тебе, не нравится, ты должен ходить на охоту, потому что это королевский статус, – считает Мясников. – Единственно немного выбивался из этой истории Александр III, потому что он ходил на рыбалку. Ему рыбалка нравилась больше всего». Балетная школа была настоящим поставщиком двора его императорского величества. Театральное училище, ныне Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, содержалось за счет казны. На правах попечителей российские цари любили наведаться к воспитанницам кузницы очаровательных кадров. В окружении юных барышень императоры пили чай, болтали о том, о сем, возможно, кого-то примечали на будущее «Что такое танцовщица в те времена? Императорское театральное училище принимало сирот, детей из малообеспеченных семей, – говорит Янина Гурова, историк балета. – Они всячески старались брать здоровых, обязательно с красивыми зубами, с красивой осанкой, с хорошей речью – понимая, что они воспитывают не только танцовщиц, актрис и музыкантов, выпуская их на императорскую сцену с обязательной службой 10 лет. Они должны привлекать внимание не только зрителей но и императорской фамилии, от которой зависят субсидии, обеспечение». Никки и Матильда – самый громкий и скандальный роман на рубеже веков. Он зародился во время чаепития с воспитанницами театрального училища. Есть мнение, что Матильду Кшесинскую свели с Николаем Александровичем его родители: император Александр III и императрица Мария Федоровна. Они хотели, чтобы молодой человек раскованней чувствовал себя с женщинами. Будущий император Николай II был невероятно застенчив. «Этот мимолетный роман с Николаем II мог бы остаться не замеченным, если бы не трагическая судьба всего рода Романовых, если бы не крутой виток в истории Российской Империи, – отмечает Янина Нурова. – А Матильда Феликсовна сделала очень много действительно важных вещей для развития отечественного искусства». Драматические актрисы тоже были обласканы вниманием противоположного пола. Граф Николай Шереметев женился на актрисе своего крепостного театра Прасковье Жемчуговой. Артистка «Комеди Франсез» мадемуазель Жорж побывала в любовницах Наполеона и императора Александра I, а также сожительствовала с шефом жандармов Александром Бенкендорфом. Мало кто знает, что своим появлением знаменитые московские бани «Сандуны» обязаны петербургскому Эрмитажному театру. Во времена Екатерины II актриса Елизавета Уранова полюбила своего коллегу по сцене Силу Сандунова. Браку мешал граф Кушелев-Безбородко. Он домогался юной артистки и не давал молодым пожениться. После очередного спектакля в Эрмитажном театре Уранова бросилась в ноги Екатерине II с мольбами о помощи. И, словно в сказке, похотливый злодей был наказан. Императрица благословила молодых, а невесту одарила бриллиантовыми серьгами и ожерельями. «И так как возник конфликт с дирекцией театра, Уранова и Сандунов решили уехать в Москву, – рассказывает Александр Мясников. – Ее тут же приняли в театр, а его никто не хотел брать, потому что он актер был плохой. Он маялся, маялся и в один прекрасный день приходит и говорит: «У тебя украшений очень много, давай мы их продадим, я куплю на берегу реки Неглинной большой участок земли и построю бани». Он ее убедил, продал все подарки императрицы и действительно построил бани, которые до сих пор существуют». В XIX веке танцовщица Екатерина Числова покорила сердце великого князя Николая Николаевича, третьего сына императора Николая I. Ценитель танцевального искусства жил во дворце на Благовещенской площади с семьей, а своей возлюбленной снял квартиру в доме напротив. Когда Числова хотела встретиться с любовником, она зажигала в окне две свечи. «Числова дома она была тираном, – считает Янина Гурова. – Она позволяла себе запустить туфелькой в великого князя, высказать свое негодование. Танцовщицей она была не первоклассной, не такой, чтобы покорить императорскую сцену своим талантом. Но покорить мужчину она могла. В итоге она превратила междоусобицы в домашнюю тиранию. После балетной туфельки в ход пошла домашняя утварь, и даже есть свидетельства о том, что великий князь приходил на какой-нибудь светский раут с синяками». Великого князя Николая Николаевича Екатерине Числовой представил танцовщик Феликс Кшесинский. Через 30 лет после этого знакомства его дочь Матильда начнет свой путь на большой сцене и в большой любви. Цесаревич Николай, великие князья Владимир Александрович, Сергей Михайлович и Андрей Владимирович – поклонники, покровители и благодетели балерины. От Романовых она получала в подарок особняки, дачи, драгоценности. В театре Матильду Феликсовну прозвали царской ведьмой и старались с ней не конфликтовать. Она сама выбирала время для своих спектаклей. Выступать предпочитала только в разгар театрального сезона. В остальное время устраивала приемы, любила играть в карты. «Приезжает блистательная Пьерина Леньяни, очень яркая очень техничная, и делает те самые пресловутые 32 фуэте. И в тот момент когда каждая балерина пыталась повторить это движение, похвастаться перед всеми, что она не хуже, чем итальянка, единственной, кто не пытался сделать этого на сцене, была Матильда Феликсовна, – отмечает историк балета. – Ей говорили, что она просто не может. Однажды, выйдя в зал, она встала и сделала 32 оборота, показала, что она может, но никогда не выходила с этим на сцену. Она говорила: «Я не цирковая лошадь и не делаю трюки. Я танцую». «Мы имеем прекрасный балет, но плохую артиллерию», – так говорили современники Матильды Феликсовны в начале ХХ века. Судачили, что ее объединяет с великим князем Сергеем Михайловичем не только любовь, но и коррупционные махинации. Кшесинская владела акциями Путиловского завода. Сергей Михайлович был начальником Главного артиллерийского управления. Их обвиняли в сговоре с французскими военными заводами семьи Шнейдоров. Пушки именно этой компании всегда выигрывали конкурсные испытания, хотя немецкие разработки превосходили французские по боевым характеристикам. И, конечно, все орудия производились на Путиловских заводах. Конец красивой жизни наступил в 1917-м. Отношение к артисткам и их искусству сильно изменилось. «Все театры советую положить в гроб» – писал Ленин Луначарскому. Царское преклонение перед изящными танцовщицами осталось в прошлом. Обмельчали и подарки: заграничная косметика и дорогое белье вместо особняков и драгоценностей. Нередко балеринам приходилось оказывать эскорт-услуги высокопоставленным чиновникам. Скандалы – обратная сторона театральных романов. Пока влюбленные милуются, труппа бурлит и кипит от негодования. Близкие отношения между двумя артистами нередко вносят разлад в коллектив. А уж если чувства вспыхивают между режиссером и актрисой, то труппу точно будет лихорадить. Так было сто лет назад в театре Всеволода Мейерхольда. Его супругу Зинаиду Райх коллеги не любили. Ей доставались все главные роли: режиссер был уверен, что актрисе под силу сыграть все. Когда Мейерхольд назначил супругу на роль Гамлета, актеры не выдержали и начали покидать труппу.