Крафт или не крафт: как новый регламент ЕАЭС скажется на производстве пива

С начала этого года по пивоваренной промышленности, темпы производства которой снижаются, было нанесено несколько ощутимых ударов: приняли в первом чтении законопроект о запрете продажи разливного пива в многоквартирных жилых домах, недавно появилась информация о возможном запрете производства и продажи крафтового пива или о придании ему статуса пивного напитка. Специалисты предполагают, что все эти угрозы не что иное, как скоординированная работа по захвату оставшейся доли рынка транснациональными компаниями. В России с 2021 года могут прекратить производство крафтового пива, сообщили недавно в Росстандарте; телеканал RT опубликовал эти данные. Такое заявление было сделано в связи с тем, что в 2021 году вступит в силу новый регламент Евразийского экономического союза (ЕАЭС) о безопасности алкогольной продукции, положения которого будут обязательны в России. По этим нормам производство крафтового пива не предусмотрено, поэтому деятельность компаний, производящих этот продукт, с 1 января 2021 года будет приостановлена, уточнили в Росстандарте. По новым правилам, утверждают федеральные СМИ, пиво должно будет содержать 80% солода, менее 20% несоложеного сырья и 2% сахаросодержащих продуктов. Сейчас в России есть ГОСТы на производство пшеничного, светлого и темного пива, но планов ввести стандарт на крафтовое пиво нет, сообщили в ведомстве. Крафтовое пиво обычно производят малые и средние предприятия, которые чаще называют пивоварнями. При изготовлении напитка они придерживаются оригинальных рецептов, отличающихся от промышленных. По мнению главного инженера-технолога пивоварни «Верзауберг» Николая Синичного, сейчас речь идет в большей степени не о запрете крафтового пива, а о придании ему статуса пивного напитка. «Требования регламента ЕАЭС сильно отличаются от таких же норм ГОСТа, поэтому эта продукция не сможет называться пивом. Новый термин «пивной напиток», конечно же, отпугнет часть покупателей, которые сразу проведут параллель с молокосодержащим и мясосодержащим продуктом. Будет трудная задача доказать потребителю, что крафтовое пиво стало так называться не из-за того, что оно хуже классического, а просто потому, что попало под такую классификацию. Потери и проблемы с реализацией, конечно, будут. Дело в том, что сейчас люди недостаточно информированы, из чего делают авторское пиво, в том числе и покупатели крафтового пива. Смена терминологии заставит некоторую часть любителей крафтового напитка отказаться от его приобретения. Они не понимают или не знают, что его делают из натурального сырья, часть ингредиентов которого не вошла в регламент ЕАЭС, а не из какого-то порошка с искусственными заменителями. Просто нормативные документы составляли не специалисты с привлечением пивоваров, а чиновники, которые занимаются законотворчеством. Поэтому в регламенте и оговорено только присутствие в продукте определенного количества солода, ячменя, дрожжей, но нет того же, к примеру, овса, специй, кукурузы, риса, которые широко используют при варке определенных сортов в Мексике, Китае. Наши крафтовики используют гречку для придания пиву особого вкуса, но это же не делает его хуже, это же все натуральное. Это из той же серии, что и вино из винограда и вино из яблок или сливы. Фруктовые вина вкусные, натуральные, пользуются большой популярностью, но формально не являются вином. Изготовитель крафтового пива имеет обычно небольшое производство до 300 дал, и это нормативное изменение в некоторой степени будет иметь негативные последствия — снижение спроса, доходов предприятий, размера уплаченных в бюджеты налогов, возможно, сокращение рабочих мест. Но, знаете, законодатели и без этого преподносят нам «сюрпризы» в виде проблем для малого и среднего бизнеса — небольших пивоварен. Я имею в виду запрет на продажу пенного напитка на розлив в магазинах, расположенных в многоэтажных домах. По идее инициаторов законопроекта, если человек приобрел разливное пиво, то он тут же пойдет на лавочку детской площадки, где и употребит его. Но если он купил пиво в рядом расположенном в многоэтажке сетевом магазине, то он обязательно пойдет его пить домой. Ну это же бред! Некультурному человеку глубоко безразлично, где он покупает алкоголь и где его распивать. Это уже область работы право­охранительных органов — участковых, сотрудников ППС, которые должны пресекать нарушение общественного порядка, штрафовать. При этом закрывать хотят «разливайки». Пострадает от всего этого только малый бизнес, потому что ни в одном городе нет в достаточном количестве отдельно стоящих зданий. Как и в случае с запретом крафтового пива, после закрытия магазинов в многоэтажках выиграют крупные пивоваренные компании и федеральные сети розничной торговли», — акцентировал собеседник. «Я допускаю, что вся эта ситуация — дело рук международных корпораций. Ведь это только кажется, что доля крафтового пива в 1–2 % незначительна. На самом деле крупные игроки теряют несколько миллиардов рублей. Зарубежным компаниям совершенно не интересно, что в случае запрета на производство крафта закроются 150–200 тыс. маленьких пивоварен и потеряют работу сотни тысяч человек, а бюджет недополучит значительные суммы в виде налогов. Как при этом сложится ситуация на рынке — предугадать сложно. Ясно одно: выиграют крупные компании. Это для небольшой пивоварни рынок сбыта в пределах одного муниципального образования приносит небольшой доход, для транснациональной же компании это упущенная выгода», — подчеркнул Николай Синичный. «Не все потребители понимают, что такое крафтовое пиво. Под этим термином специалисты подразумевают авторский, оригинальный продукт с уникальной рецептурой. А продается на каждом углу пивной напиток», — заявила заместитель руководителя малого пивзавода ООО «Австрийское пиво» (Краснодар) Ирина Михалевич. По ее словам, в России все пиво, сваренное небольшими предприятиями, называют крафтовым, но на самом деле таковым могут называться лишь редко встречающиеся марки. Из-за отборного сырья, применяемого при производстве, его себестоимость достаточно высокая, оно по определению не может быть массовым. «Такие производители, конечно, есть, но их мало. Можно говорить о том, что это маркетинговый ход, людей вводят в заблуждение, предлагая простое, ординарное пиво. Крафтового пива даже в Германии мало, его производят компании в небольших количествах, для ценителей. Есть старая шутка: для хорошего пива нужны хмель, солод, вода, а также честь и совесть пивовара. А вообще, многим не нужен выдающийся по вкусу продукт, некоторым важны объем и цена», — отметила эксперт. Как сообщил начальник отдела маркетинга ООО «Кроп пиво» Никита Шиманский, технический регламент ЕАЭС «О безопасности алкогольной продукции» устанавливает требования к алкогольной продукции в странах — членах ЕАЭС. «В нем прописаны четыре категории пивоваренной продукции: пиво, пиво пшеничное (на пшеничном солоде), пиво специальное (с добавками), пивные напитки (не крепче 7 градусов и с долей пива не менее 40 %). В регламенте вообще нет упоминания крафтового пива. В Союзе российских пивоваров, «Опоре России» и отдельных пивоваренных компаниях уже заявили, что оно в зависимости от рецептуры вписывается в разные категории. СМИ утверждают, что по новому регламенту пивом будет считаться только напиток, содержащий 80 % солода, менее 20 % несоложеного сырья и менее 2 % сахаросодержащих продуктов, но это некорректное определение: порог в 20 % несоложеного сырья и 2 % сахара — цитата из российского закона о пиве. В новом регламенте прописаны более мягкие параметры: до 50 % несоложеного сырья и до 5 % сахара. Это послабление могут использовать пивоваренные гиганты, чтобы потеснить небольшие (крафтовые) компании», — комментирует Никита Шиманский. «Вместо того, чтобы изобретать все новые препоны и запрещающие законы, государству и чиновникам, наоборот, необходимо поддерживать российского производителя», — прокомментировал директор «Пивной корпорации» Василий Черняев. «Здесь можно было бы продумать систему субсидирования малых и средних пивоваренных компаний, снижения налоговых ставок, процентов по банковским кредитам. Я не думаю, что крупные компании замешаны в истории с новым регламентом. Связываться с этим они не станут — объемы производства слишком разные: у гигантов — тысячи тонн, у мини­заводов — 5 тонн. Согласен со мнением, что потребителю не интересно, сварен напиток по ГОСТу или ТУ, для него важнее вкус, а главное — цена. У нас даже импортное пиво не пользуется популярностью, наше кубанское откровенно лучше, качественнее. Ребята с Алтая пиво привезли пастеризованное и не могли продать, потому что наше вкуснее. Крупные компании могут демпинговать и выигрывать за счет этого, но рецептура наших крафтовиков и, соответственно, качество выше у местного пива», — констатировал Василий Черняев. По мнению генерального директора Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРА) Вадима Дробиза, крупные пивоваренные компании, которые занимают около 70% рынка, пытались пролоббировать такой запрет через профильные ведомства, занимающиеся вопросами регулирования. Но у них не получилось. Поэтому-­то они и зашли через непрофильные структуры — Росстандарт и Евразийскую комиссию. Но эти структуры никакого отношения к регулированию рынка алкоголя не имеют, поэтому и запрет налагать тоже не могут.

Крафт или не крафт: как новый регламент ЕАЭС скажется на производстве пива
© Деловая газета.Юг