Молоко дорожает не только по экономическим причинам

Национальный союз производителей молока («Союзмолоко») обратился в правительство с письмом, в котором содержится просьба о полной отмене или серьёзной корректировке ряда постановлений правительства и некоторых «драконовских», явно вредящих и бизнесу, и потребителям положений санитарного контроля и требований ГОСТа. Почему на удорожание конечного продукта, который входит в основной рацион большинства населения, влияют не только экономические факторы и всегда ли пресловутые нормы САНПИНов на деле мотивированы одной лишь заботой о чистоте — в материале News.ru. Молочники, судя по всему, чтобы упредить тревожную ситуацию с резким скачком цен на их ассортимент уже в январе будущего года, сейчас, в IV квартале 2019 года, пытаются «разложить по полочкам» всё, что в итоге негативно сказывается на реализации разнообразной продукции из молока. Значительным фактором удорожания товара, по мнению изготовителей творога, йогуртов и сыроваров, являются совершенно необоснованные ограничения по использованию навоза в отрасли, устаревшее отнесение молока к I и II классам опасности пищевой продукции и цифровая маркировка молочной товарной номенклатуры. Об этом сказано в письме гендиректора «Союзмолока» Артёма Белова заместителю руководителя аппарата правительства РФ Юрия Любимова. Ещё несколько лет с лёгкой руки ведомства, которое возглавлял бывший главный санитарный врач РФ, а ныне — депутат Госдумы Геннадий Онищенко, использование навоза в цепочке производства молока попало под действие законодательства об отходах. Для применения полученного даже непосредственно на ферме навоза Роспотребнадзор требует оформления целой серии специальных лицензий и паспортов отходов. Минприроды, со своей стороны, вступилось здесь за молочников и разъяснило свою позицию, согласно которой производители вправе использовать органику как удобрение без лицензии — при соблюдении санитарно-гигиенических норм. Тем не менее на местах надзорные органы безжалостно штрафуют молочников, разоряя их и в конечном итоге способствуя взвинчиванию цен, инкриминируя им «отсутствие разрешений». Кроме этого, «Союзмолоко» не согласно с классификацией товара и инициирует впредь относить молочные производства с водоотведением к третьей категории опасности из четырёх — степени влияния на окружающую среду. Дело в том, что сейчас молочные изделия продолжают относиться к наиболее опасным первой и второй категориям, — вместе с химическими, металлургическими и нефтеперерабатывающими заводами. По мнению Артёма Белова, это совершенно нелогично, учитывая несоразмерно наносимый молочной отрасли ущерб. Наконец, новая напасть, которую производители молока видят не в хозяйственном и не в санитарном ключе, а в контексте активности госкорпораций-монополистов, умеющих обходить антимонопольное законодательство и навязывать свои, по большому счёту бесполезные услуги, — это цифровая маркировка, которая станет обязательной с 1 июня 2020 года. Так, приобретение и установка оборудования для печати марок обойдётся отрасли не меньше, чем в 25 млрд рублей, еще 20 млрд придётся тратить ежегодно на оплату марок. Тяжесть нагрузки для молочников усугубляется тем, что цифровая маркировка легализуется в дополнение к уже введённому механизму контроля — системе «Меркурий», что в суммарном значении в разы делает дороже всё произведённое из молока. Депутат Госдумы нескольких созывов, председатель Союза потребителей РФ Пётр Шелищ с пониманием относится к шагам профессиональной ассоциации производителей молочной продукции. По применению навоза, продолжает Шелищ, — всем давно было понятно, что это более чем надуманные претензии. Многие россияне, по наблюдению экс-депутата, являются дачниками и знают, как на своих участках он нередко используется, — и в этой связи никому в голову не придёт требовать с садоводов и огородников специальных паспортов отходов. Классификацию молока также следует подвергнуть корректировке, — в любом случае, нелепо пищевиков, подчёркивает глава Союза потребителей РФ, приравнивать к химикам или нефтепереработчикам; если бы был введён другой класс опасности, то первый позитивный результат не замедлил сказаться — снижение цен на молоко. А что касается системы обязательного цифрового маркирования молочной продукции, то кроме очевидного дублирования им уже работающей системы контроля «Меркурий», она, по определению, что называется, не может принести ни самим производителям, ни потребителям практически ничего, кроме дополнительного финансового обременения. Достойно сожаления, что маркировка продвигается сейчас в том числе на продовольственный рынок, от стабильности которого зависит каждодневное благополучие миллионов людей, с энергией, достойной лучшего применения со стороны Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), — при поддержке крупнейшей госкомпании в России — «Ростех» Сергея Чемезова. Госкомпаниям было бы разумнее находить иные рационализаторские решения, которые облегчали бы условия и ведение бизнеса, и делали бы рынок потребительских товаров доступнее для россиян, — резюмирует эксперт.

Молоко дорожает не только по экономическим причинам
© News.ru