Свобода и пропаганда. Развенчание мифов о Северной Корее. Часть 2

Данил Шкатов – студент-кореевед 3 курса МГИМО, провел месяц в Северной Корее этим летом. В эксклюзивном интервью АН он рассказывает о мифах, окутавших эту страну и о том, что же там происходит на самом деле. Сегодня мы публикуем его рассказ о свободе и пропаганде в стране, которую многие называют "Мордором". Про свободу в Северной Корее. Из-за того, что моя специальность это Северная Корея, я был заранее готов ко многим вещам, например к количеству пропаганды. В массовом сознании КНДР это мордор, страна тотального зла, куда иностранцу почти невозможно попасть. А если вы туда попали, то будете ходить строем и только там, где разрешено, за вами будут постоянно следить и даже прослушивать разговоры. Могу сказать, что это не совсем так, потому что если бы меня прослушивали, я бы здесь уже не сидел. Строем правда часто ходят – корейцы постоянно передвигаются группами, даже очень большими, по 200-300 человек. Они вообще массовые ребята и довольно коллективные. Если вы поедете в Северную Корею, за вами будут следить. Ну, не следить, а сопровождать. Туристы передвигаются только с гидами, и только по точкам, которые предполагает их тур. Можно, конечно, попросить гида поехать в какое-то определенное место, но это скорее исключение. Студенты и дипломаты пользуются некоторой свободой (насколько это слово вообще применимо к Северной Корее) при передвижении по Пхеньяну. Но для обычных туристов это, конечно, не так. Если вы обычный турист, вас не отпустят никуда без гида. А если студент, то пожалуйста. Свободнее нас гуляли только дипломаты. Относительная свобода доступна только для российских и китайских студентов, потому что у наших стран хорошие отношения и никто не держит нас за шпионов. Я видел французских студентов, которые даже в университет ходили только в сопровождении. Мифы. В массовом сознании в Северной Корее есть только два вида риса, один вид печенья и совсем нет развлечений (кроме прослушивания песен про Вождей). Все строго стандартизировано, регламентировано и везде пропаганда. Ну да, в музыке, в культуре и на улицах пропаганды много. Правда аранжировки к патриотичным песням стараются сделать веселыми, в стиле восьмидесятых и G-pop. На каждом здании написано что-то про Вождя и про партию: «Великий Вождь Ким Ирсен всегда находится в наших сердцах!» У них даже есть так называемые «Башни вечной жизни» – большие обелиски, на которых написано, что Великие Вожди навечно с нами. Так вот, про пропаганду. Например, у нас в университете прямо на входе была огромная, высотой метров пять, фотография Ким Ченына на горе Пэктусан. Его волосы развеваются, а перед фотографией стоят два вентилятора – для сохранения температурного режима. В Корее очень жарко, особенно летом. Несмотря на это, в Корее нельзя фотографировать все, что угодно. По приезде нам разрешили снимать красивые здания, пейзажи и толпы людей, а вот портреты попросили не снимать. Корейцы этого очень не любят, потому что опасаются, что по фотографиям шпионы могут узнать что-то лишнее о них. А еще они всегда хотят показывать только самое хорошее, и не любят спонтанные фотографии. Они показывают только самое хорошее, потому что страна живет по «принципу осажденной крепости» и позиционирует себя как образец самостоятельной, не зависимой ни от кого страны – «В Пхеньяне всегда солнечно», одним словом. Возвращаясь к пропаганде, корейцы очень любят показывать все парадное – везде лозунги на улицах, портреты Трех Вождей. Над образовательными учреждениями, даже над детскими садами написано «Давайте учиться ради Кореи!» или «Спасибо, любимый и уважаемый маршал Ким Ченын!» Учеба там тоже очень стандартизирована. Целью нашей поездки было изучение языка, и если по началу мы пели песенки и разговаривали на корейском, то потом мы начали читать тексты для иностранцев. А они очень идеологизированы. Первый текст – «Рассвет над Пэктусаном». Для справки – Пэктусан это самая высокая гора Корейскоого полуострова. Для корейцев она священна. По легенде именно там, а не в лагере под Хабаровском, родился Ким Ченыр. Второй текст о том, как Ким Ченын под Новый 2012 год пришел с проверкой в дом сирот. У него самого в декабре умер отец и он, болея душой, пришел навестить сирот. Проверял, все ли у них хорошо и как они живут, хорошо ли кушают, хороший ли у детей спортзал. Ему хотели показать концерт, а он – «Ну ребят, ну отдыхайте, Новый год же!» Короче, текст про то, как он ходил и источал любовь. Часто в текстах бывают цитаты Трех Вождей, благо все, что они говорили, записывалось, и всегда можно найти цитату под любой случай. Это как Ленин на максималках. У Ленина, кажется, 70 томов ПСС (полного собрания сочинений), а у Корейцев только у Ким Ирсена 70 томов, а еще есть Ким Ченыр, и еще когда-то будет Ким Ченын. Собраний сочинений и речей так много, что уже детском саду детям рассказывают краткую историю жизней Трех Вождей, а в школах и институтах есть специальные уроки для этого. Еще один текст – «Теплый снег». Суть его сводится к тому, что детям не холодно играть на улице зимой, потому что Маршал денно и нощно работает, обо всех заботится и согревает их теплом своего сердца. Вишенка на торте, завершившая картину – стихотворение про мать. Обычное стихотворение о любви к матери, а в конце абзац – «Не только деревенскую женщину можно назвать матерью. О Партия, как это слово подходит для тебя! Корейская Трудовая Партия! Что, как не это слово подходит для того, чтобы выразить всю любовь к тебе?!» На эту тему есть история от нашей учительницы корейского – она в юности приехала учиться в Пхеньян из провинции. Далеко от родителей, она скучала, почта шла долго, но она справилась, потому что «партия заменила мне мать». Любовь к стране северных корейцев – не фикция и не маска. Они действительно патриоты своей страны, но не навязывают ее иностранцам. Правда ждут такого же обожания своей родины. Очень часто корейские студенты, с которыми мы вместе учились, сводили разговоры к «Ну знаешь, мы же под санкциями живем. Ну молодцы же мы!» Все в Корее гордятся тем, как хорошо они работают, а про вождя говорят только «Великий Вождь Товарищ...» и постоянно их цитируют, даже в бытовой речи. Даже дети в детском саду поют песенки «Спасибо, папа Ким Ирсен». Студенты ходят в форме: черные брюки, белая рубашка, красный галстук, обязательно значки с Вождями. Значки с Кимами в магазинах не продаются, и иностранец может их получить только если он большой друг чучхе, за большие заслуги. Ну, я знаю, что кто-то пытался у корейских студентов выменивать эти значки на иностранные водку и сигареты. Вроде даже получалось, но на свой страх и риск они это делали. София БЛЫНСКАЯ Продолжение следует... Первая часть, в которой Данил расказывает о культуре поедания собак в Корее - Часть 1.

Свобода и пропаганда. Развенчание мифов о Северной Корее. Часть 2
© Аргументы Недели