Сказка, созданная в любви. Как в Омском ТЮЗе была поставлена «Нарния»

Премьера спектакля «Нарния. Начало» на сцене омского ТЮЗа состоялась три недели назад. Уже сейчас билетов на эту сказку не достать – они раскуплены на два месяца вперёд. Чем «зацепила» Нарния омского зрителя? На этот и другие вопросы ответили режиссёр-постановщик спектакля Александр Гончарук и актёры, сыгравшие главных героев – Дигори и Полли – Александр Галимов и Надежда Костюк, на культурном завтраке, организованном издательством «Омская правда». Поделиться волшебством Первое, что отличает «Нарнию» от других спектаклей ТЮЗа, - постановка сделана двумя режиссёрами – Александром Гончаруком и Ольгой Красковой. Как обычно бывает с совместными проектами, авторы спорят друг с другом по поводу некоторых моментов. Не избежали этого и Александр с Ольгой. Как рассказал Гончарук, их мнения иногда расходились, часто сходились, но бывали моменты, когда приходилось принимать жёсткие решения. Одним из таких решений был выбор актёра на роль Дигори – Александра Галимова назначили не сразу, но уже после первых репетиций у режиссёров отпали все сомнения по этому поводу: Дигори – только Галимов! Спектакль был поставлен за два месяца, но на самом деле режиссёрский тандем сочинял его с января 2019 года, а собственно идея сделать историю о мальчике, который старается сделать всё, чтобы его мама выздоровела, появилась у Александра Гончарука пять лет назад и буквально пропущена через себя. «Нарнию» нельзя играть без личного. Если мы не соотносим себя с этими героями, ничего не получится, - убеждён режиссёр. – В «Нарнии» всё должно было быть создано по любви, я так решил». По словам Гончарука, сложно было создать Нарнию, потому что источать из себя Свет и Любовь тяжело. И жители Нарнии не люди, но мир не может быть немым, поэтому пришлось наполнять его звуками и придумывать язык общения. А сцена гибели Чарна была придумана и поставлена за 10 минут. Лев Аслан стал одной из немногих режиссёрских ошибок, но она быстро была исправлена. «Изначально предполагалась ростовая кукла, которой должны были управлять два человека: один головой, другой – телом. Но когда куклу привезли, мы поняли, что она не вписывается в картинку, пришлось заново прорабатывать роль Аслана», – признался Александр Гончарук. Недетская философия В спектакле двое детей, не без помощи коварного волшебника-экспериментатора, отправляются в путешествие по другим мирам. Дигори и Полли попадают в различные ситуации, приводят в свой мир Зло, избавляют от него, присутствуют при рождении нового мира... Ребята исследуют другие реальности, руководствуясь правилом: лучше сожалеть о том, что сделал, чем о том, что не сделал. Так, Дигори привёл в Нарнию злую королеву-колдунью и должен помочь Творцу мира Аслану убрать угрозу, но способ нейтрализации Зла точно такой же, как способ вылечить маму мальчика. «Выбор, который встаёт перед Дигори, это сложный вопрос самого Льюиса. Но мальчик уже знаком с Асланом и где-то в глубине души понимает, что если не отдаст яблоко Творцу мира, обманет, то мама этого поступка не добрит. Основная идея в том, что ты бескорыстно сорвёшь яблоко, и в свою очередь Творец позаботится о тебе, – поделился режиссёр Гончарук. – Не знаю, насколько тяжело даётся выбор Александру Галимову, который играет Дигори, но я не уверен в том, что поступил бы так же, как его герой». Видение персонажа у Александра Галимова полностью совпадает с видением режиссёров, противоречий не было, хотя, как признался артист, били трудности в преодолении каких-то моментов. Надежда Костюк сыграла в спектакле Полли, подругу Дигори, одинокую девочку, у которой в друзьях только игрушечные зайцы. «Каждый человек при наличии родителей иногда чувствует себя одиноким. Взрослых спасают от одиночества иллюзии, а детей – дружба и фантазия. Именно это с Полли и происходит, когда она знакомится с Дигори», - рассказала Надежда. На почве совместных приключений рождается крепкая дружба между детьми. Спектакль собирает аншлаги, но это происходит не только из-за лазерного шоу. Дети интересуются серьёзными нравственными вопросами. «Для меня очень ценно, что дети после просмотра «Нарнии» задают много вопросов родителям и другим взрослым, – рассказал Александр Гончарук. – К примеру, одна девочка сказала: «У меня очень много вопросов к Аслану. Я хотела бы поговорить с ним. Я не очень согласна, что Дигори должен отдать яблоко Аслану. А если мама больна, и яблоко нужно отдать ей?» По мнению режиссёра, важно было найти «ожоговую» тему, которая вызовет интерес у омских юных зрителей, чтобы они не сидели в телефонах, а смотрели на сцену, увлечённые событиями. «Нарния. Начало» вызвала неподдельный интерес у омской публики. Будет ли продолжение этой сказки? Скорее всего, нет. А если и будет, то его поставит другой режиссёр. Для Александра Гончарука эта тема уже закрыта.

Сказка, созданная в любви. Как в Омском ТЮЗе была поставлена «Нарния»
© АиФ-Омск