Первому директору музея «Горгиппия» в Анапе – 85 лет
Первому директору музея «Горгиппия» в Анапе – 85 лет Об этой маленькой, хрупкой и при этом сильной женщине писать очень сложно. Любые слова рядом с ней кажутся недостаточно яркими и точными. Если вы видели, как самозабвенно она играет богиню истории на музейных праздниках «Яркий огонь воскурим, горгиппийцы!», как вдохновенно рассказывает о монахине матери Марии, то поймете, о чем мы. Сегодня поздравления с 85-летием принимает Зоя Николаевна Лемякина – Почетный гражданин города-курорта, первый директор Анапского археологического музея-заповедника «Горгиппия», заслуженный работник культуры Кубани, старший научный сотрудник отдела археологии. И просто – наша анапская Клио. Зоя Лемякина родилась в Таганроге, в семье военнослужащего. В 1938 году они переехали в Анапу, к месту службы отца. Здесь как раз формировалась школа морских пограничников. Кстати, в музее моршколы до сих пор хранится материал о ее отце Николае Евгеньевиче Шарове. Потом была война. И эвакуация. Свои детские воспоминания о том времени Зоя Николаевна пронзительно передала в своем очерке «Шла война». Именно с этими воспоминаниями она стала победительницей литературного конкурса в год 60-летия Победы. Вот лишь маленький отрывок. «…Помню, как сбрасывают сходни, отдают концы и перегруженный пароходик отчаливает от дебаркадера. Мы с сестрой кричим в голос, надрываясь от ужаса, – там, на берегу, остались мама с братишкой! А как же мы?! Матрос кричит маме: «Бросай ребенка, ну!». Огромными руками он на лету подхватывает брата и снова кричит: «Прыгай, скорее прыгай!.. Полоса воды между кормой и берегом расплывается. И тогда обезумевшая от отчаяния мама прыгает…». Победу они встретили в разрушенном Севастополе. А в Анапе, куда семья вернулись уже после войны, Зоя училась в школе № 1. Затем закончила Ростовский государственный университет. Почему историко-филологический факультет? Улыбается: – Да я с детства артисткой была. Главным моим девизом всегда было: «Любите драму, оперу, балет». И именно история и археология позволяют объединить это все. Помню, как впервые читала со сцены Чуковского во втором классе в Хворостянке, куда мы были эвакуированы. И как играла Айгуль Чингиза Айтматова в Доме учителя (там я немного работала после университета). А в 1989-м впервые предложила оживить древние камни античной Горгиппии. С тех пор я каждый год с удовольствием играю Клио. Научным сотрудником в Анапский историко-краеведческий музей Зоя Лемякина пришла в 1959 году. С благодарностью вспоминает своего первого учителя по музейному и краеведческому делу Андрея Ивановича Салова. Потом была работа в Волгоградском музее обороны. И возвращение в Анапу в 1975-м, которое было отмечено сенсацией – именно в этом году был открыт расписной склеп Геракла. Тогда Зоя Лемякина стала руководителем анапского музея под открытым небом и получила возможность заняться археологией, о чем всегда мечтала. – Знаете, она живая для меня – история! – говорит Зоя Николаевна. – Стихи, фотографии, лица, знаки, ассоциации, скрещения судеб. Вот могла ли я подумать много лет назад, в Волгограде, насколько знаковым будет мое первое пересечение с матерью Марией. Там, в Доме офицеров, на обсуждении книги Рокоссовского, я увидела большую фотографию знаменитого фотографа Юдина, которая потрясла меня: колючая проволока, а за ней – гора очков. И подпись: «Концлагерь». Вообще мать Мария (Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева) – это особая, священная для нее тема. Вот уже более двадцати лет Зоя Николаевна – неутомимый исследователь жизни и творчества нашей великой землячки, хранитель связанных с семьей Пиленко реликвий. Именно Зоя Лемякина является создателем мемориального зала матери Марии. Каждый предмет в этой экспозиции наполнен особым смыслом. Вот, к примеру, монашеское облачение, клобук и чётки, изготовленные для матери Марии и переданные в Анапский музей Пюхтицким женским монастырем Успения Пресвятой Богородицы. Именно Зоя Николаевна наладила связь с потомками рода Пиленко, проживающими во Франции. И помогла троюродному дяде матери Марии Сергею Владимировичу Пиленко приехать в Анапу в год 55-летия ее гибели в концлагере Равенсбрюк. Она списывалась с музеями и архивами, радуясь любой весточке, имеющей отношение к матери Марии. Я помню, как благоговейно сияли глаза Зои Николаевны, когда несколько лет назад в музей Анапы пришла посылка из Парижа. В ней была фотография вышивки матери Марии, которую она делала в 30-е годы для облачения священника Покровской церкви на улице Лурмель в Париже. – Это был вышитый барвинок – маленький скромный цветок, что зеленеет кое-где на причерноморских склонах, – говорит Зоя Николаевна. – По преданию, они растут только там, где ступала нога Богородицы. А именно – в Горненской пустыньке у Феодосия Кавказского. Так что и эта вышивка, и найденное мною недавно стихотворение Елизаветы Юрьевны подтверждают, что она была у Феодосия Кавказского в Горненской пустыньке. Об этом надо говорить особо. Но, думаю, если я и внесла что-то в историю, то это открытие данного факта. …Дорогая Зоя Николаевна, разве только это?! Вы сделали всё для того, чтобы мать Мария, пройдя свой крестный путь, смогла вернуться на родину. И каждый день, благодаря Вам, мы учимся любить свою землю и ее историю. Самозабвенно и нежно, как это умеете только Вы. КСТАТИ Из-под пера Зои Лемякиной вышли более 30 научных публикаций по истории Анапы и Горгиппии. В частности, она является автором и составителем буклетов: «Археологический музей-заповедник Горгиппия», «Крестом отмеченные латы», «Мой путь земной как крест прими».