Войти в почту

Побить кулаками воздух: зачем в работе эмоции и что с ними делать

Миф, что без чувств можно обойтись, — всего лишь миф. На самом деле, чувства никуда не деваются, когда мы их подавляем или недооцениваем. Наоборот, они накапливаются и гораздо сильнее влияют на нашу реальность, проявляясь неожиданными вспышками гнева, спадами настроения и активности, чувством пустоты и потерей цели. Как избежать этого?Есть только один способ: экологично обращаться с чувствами. Найти форму для их переживания в реальном времени, не откладывая на потом.Наши чувства — часть нашей биологии Животное проявляет себя открыто. Возможность укусить, напасть, убежать, зашипеть — важна не только потому, что иначе жизнь его будет под угрозой, но и потому, что реагирование зашито в биологию любого живого организма. Очень важно научиться уместному реагированию чувств и не забывать про него: Выразить умеренную агрессию поможет остроумная шутка — необязательно злая, и необязательно в адрес того, кто разозлил. Сильные выражения, которыми славятся заводчане, полезны и в офисе, а применять их можно и шепотом, в туалете. Скорчить зеркалу злую рожу, когда никто не видит; побить кулаками воздух; да и просто показать фигу в кармане — иногда здорово помогает выпустить пар. Чем меньше в компании официальных рамок, чем больше возможностей проявлять эмоции неформально, тем здоровее климат и сотрудники. Подавление чувств снижает энергию Во-первых, на это просто уходят силы, которые могли бы пригодиться для полезной деятельности. Во-вторых, невозможно подавить только негативные чувства, избирательно, а позитивные оставить. Заодно с гневом и обидой мы подавляем и радость, и любопытство. А потом гадаем, почему жизнь стала тусклее, а мотивация что-то делать пропала. Переживание любого чувства дает, а не отнимает энергию. Эффективен не тот, кто ничего не чувствует, а тот, кто осознает свои чувства и принимает их.Люди с большим количеством подавленных чувств с большим трудом раскачивают себя на что-то новое, у них ниже нейропластичность (так как реакции привычны и всегда примерно одинаковы). Люди с гибкими чувствами легче приспосабливаются к разным условиям, быстрее реагируют, более изобретательны. Чувства помогают принимать решения Когда-то, давным-давно, человек принимал все свои решения без особого анализа, «на эмоциях». Это позволяло быстро избегать угроз, пользоваться интуитивным опытом, испытывать меньше сомнений и колебаний. Я не хочу сказать, что анализ не нужен: жизнь с тех пор значительно усложнилась, и многие решения требуют контринтуитивной работы. Но чувства продолжают приносить пользу. Обида или гнев — индикаторы того, что что-то идет не так, а проблема требует немедленного решения. Стоит подавить эти чувства — и она перейдет в разряд хронических, а потенциал к крупному конфликту будет копиться.Внезапно появившееся «ниоткуда», «без причин» чувство может спасти вас от многих серьезных неприятностей. Не игнорируйте вспыхнувшее недоверие, ощущение подвоха, раздражение или тревогу. Попробуйте осознать, что могло его вызвать. Чувство — хороший индикатор! Чувства и отношения на работе ценны сами по себе Открыв для себя гигиену, люди какое-то время полагали, что в идеале должны добиться стерильности бытовой обстановки. Однако затем обнаружили, что пониженный уровень бактерий снижает нашу жизнеспособность, например, вызывает аллергию. Нужно, чтобы сохранялся некий «нормальный уровень грязи». С чувствами абсолютно то же самое. Нам интереснее работать, когда на работе у есть личные отношения между людьми. «Ничего личного, только бизнес» — снижает эффективность. Невозможно полностью запретить отношения, конфликты, трения и даже флирт. Мы можем запрещать определенное поведение (моббинг, интриги), но ставить блок на чувства было бы неправильно. Существует множество способов цивилизованного проявления чувств в коллективе. Иногда культура эмоций на предприятии формируется сама, в некоторых случаях ей стоит учиться специально. Эмоции на работе ценны сами по себе. Это самостоятельная валюта, а не сдача с крупных купюр. А как их использовать — каждый решает сам.Photo by Icons8 Team on UnsplashПодробнее о книгеЛеонид КрольЭмоциональный интеллект лидераЭмоции на работе ценны сами по себе. Это самостоятельная валюта, а не сдача с крупных купюр. А как их использовать — каждый решает сам. Чувства важны. Даже если мы пытаемся игнорировать их, особенно в деловой жизни, они все равно будут незаметно управлять нами. Важно понимать свои эмоции и научиться использовать их в своих целях. Среди самых успешных лидеров нет неэмоциональных людей. Как раз наоборот, все они мастерски используют эмоции, чтобы влиять и управлять. Леонид Кроль — профессор Высшей школы экономики с 25-летним опытом работы коучем и бизнес-тренером, директор Института групповой и семейной психологии и психотерапии — рассказывает о том, как развить свой эмоциональный интеллект, зачем это делать и какой путь нужно пройти.Читайте также:Emotion is the new sexy: что такое эмоциональный интеллект7 составляющих эмоционального интеллекта предпринимателяА ты точно рекламист: что почитать, если вы работаете в рекламе или очень хотите начать

Побить кулаками воздух: зачем в работе эмоции и что с ними делать
© Альпина Паблишер