Пять вопросов, которые нужно задать себе перед тем, как делать из хобби бизнес
О диафильмах, корейской кухне и граффити Чтобы не показалось, что мы планируем отговорить вас начать зарабатывать на том, что вам «просто нравится», — три вдохновляющие истории. Первая — о семейном увлечении кулинарией. Лет 10 назад пара Надежда Пак и Александр Брайловский любила собирать на своей даче друзей и угощать их вкусными ужинами. Рецепты молодые люди придумывали сами или привозили из путешествий: «Тогда в Москве был дефицит «зеленых» заведений, а мой муж уже много лет вегетарианец. Друзья все чаще спрашивали, когда же уже откроется наш семейный ресторан», — поясняет Надежда. Так, с дачных посиделок, и начинался «Рецептор», сегодня это — сеть из шести заведений здорового питания. Вторая — о миллионере из трущоб. Простой парень из Таджикистана бежит с семьей от гражданской войны, работает администратором в турецком интернет-кафе и живет там же, ночуя на импровизированной кровати из картонных коробок. А потом — случайно увлекается дизайном, сам изучает Photoshop и анимацию, ночами сидит на профессиональных форумах и отрисовывает города, космические корабли и героев знаменитых фильмов. Поначалу, как говорит Джама Джурабаев, все получалось ужасно, но сегодня он сотрудничает со Стивеном Спилбергом и рисует персонажей для Marvel. Звучит неплохо, правда? Третья — с нотами ностальгии. Михаил Буховцев, сооснователь стартапа Cinemood, с детства хранил теплые воспоминания о советских диафильмах: тех самых, что состояли из отдельных пленочных кадров и воспроизводились с помощью диапроектора. «Мне их читали родители, и это был классный повод побыть вместе. Своей дочке я впервые показал диафильмы, когда ей было пять лет. Алисе очень нравился процесс просмотра, а я был рад, что мог познакомить ребенка с культурой, на которой вырос сам. Так я задумался о том, что вполне реально создать современную и безопасную альтернативу экранным гаджетам», — рассказывает Михаил. Увлечение диафильмами породило идею создать мини-видеопроектор для детей, на котором можно было бы смотреть мультфильмы и фильмы. Для того чтобы превратить стартап в успешный проект, понадобилось: закупить права на диафильмы, найти в Китае производителя, написать софт, разработать новую модель и выйти на глобальный рынок. Кажется, ничего сложного. Пять вопросов будущему бизнесмену Создать свою фитнес-студию, успешно продавать украшения из натуральных камней или открыть уникальный парфюмерный магазин — лучше всего это сделает тот, кто жить не может без движения, имеет чувство стиля или безошибочно называет ноты любого аромата. Но прежде чем начать превращение из любителя в бизнесмена, важно ответить себе на несколько вопросов. Готов ли я пожертвовать своим хобби? Признайтесь себе в том, что работа — это все же не хобби. Хобби — это то, что вы делаете просто потому, что получаете радость от процесса; результаты его обычно не измеряются в денежных единицах; а еще хобби не требует от вас дисциплины — вы можете оставлять его и возвращаться к нему заново. Превращая хобби в бизнес, вы, по сути, меняете свое отношение к самому делу: вы больше не обращаетесь к хобби тогда, когда хочется отдохнуть и расслабиться. И тут как раз таки возникают вопросы: а останется ли хобби любимым делом, если заниматься им постоянно? И найдете ли вы что-то другое, на что можно отвлечься, когда устанете от рутины? Надежда Пак, совладелица кафе «Рецептор»: «Конечно, отношение к любимому делу меняется тогда, когда ты смотришь на него под призмой «будет ли оно прибыльным». Хорошо это или плохо — зависит от человека. Многих такая «коммерциализация хобби» даже вдохновляет, потому что человек видит результаты своего труда, выраженные в цифрах или в благодарностях от других людей». Знаю ли я, у кого спросить совет? Есть ли у меня наставник? Делать все, не оглядываясь на опыт других, — то же самое, что прокладывать новую трассу на горнолыжном склоне: интересно, но рядом-то уже «накатано». Находитесь с людьми со схожими интересами и аналогичными проектами — таким образом вы расширяете свой профессиональный опыт. Чем больше историй, похожих на вашу, вы услышите, тем больше шансов, что убережете себя от ошибок. В этом плане лучше иметь ментора, который создал несколько провальных бизнесов, чем человека, у которого один успешный проект. Надежда Пак, совладелица кафе «Рецептор»: «Мы прочитали множество книг по ресторанному делу, но на практике все оказалось несколько иначе. Кажется, мы совершили все ошибки, которые можно было совершить, и наступили на все грабли. Поэтому иметь человека, который мог бы предостеречь вас от этих ошибок, было бы здорово». Михаил Буховцев, сооснователь стартапа Cinemood, считает, что у проекта должен быть пул наставников. Наличие такого пула говорит о том, что внутри принимаются взвешенные решения. «Наставники отличаются от экспертов тем, что у экспертов есть мнение, а у наставников — опыт. Опыту нельзя противостоять. Наставники, у которых был опыт руководства тысячами людей и сотнями тысяч, гораздо шире видят картину, знают много инструментов и методов работы и понимают, как все это необходимо использовать. Среди наших наставников, например, основатель Dendy Виктор Савюк, Владимир Владимирович Преображенский, наш первый бизнес-ангел». Хорошо ли я знаю среду, в которой буду работать? Даже если вам кажется, что идея, пришедшая к вам в голову, совершенно уникальна, а продукт, который вы собираетесь производить, необходим каждому, не спешите: оглянитесь вокруг, изучите, насколько занята ниша, в которой вы собираетесь работать, есть ли у вас конкуренты, кто лучший на рынке и чем вы будете от них отличаться. Поняв, что вы не один в бизнес-пространстве, подумайте о том, кого необходимо привлечь к участию в бизнес-процессах, и обозначьте, как вы будете нанимать специалистов на работу. Знаете ли вы, как найти сотрудников в команду в сжатые сроки, как определить, сколько стоят его услуги? Более одного миллиона работодателей из среднего и малого бизнеса ежегодно размещают вакансии у нас на площадке. Мы получаем множество вопросов от владельцев бизнеса: они не знают, как правильно составить вакансию, какие инструменты можно использовать, чтобы получать больше откликов. Например, очевидно, что крупные работодатели размещают вакансии днем в будние дни, а значит у других есть лазейка вечером и в выходные дни. В целом вопрос исследования среды — про актуальность и понимание того, что ваш бизнес нужен этому миру, и что необходимо вам, чтобы ваш бизнес правильно функционировал. Надежда Пак, совладелица кафе «Рецептор»: «Начиная, ты думаешь, что твой продукт будет невероятно востребованным, без сомнения вкладываешь в него много усилий — а после может оказаться, что то, что ты сделал, никому, в общем-то, и не нужно. Чтобы избежать такой ситуации, важно уметь проводить тесты: например, в нашей истории фокус-группой были наши друзья. Мы честно спрашивали их, готовы ли они заплатить за то, что только что попробовали, и уточняли, сколько». Знаю ли я, что именно делать? Безусловно, даже самые продуманные планы больших корпораций иногда проваливаются, что уж говорить о стартапах. Однако ценность «путеводителя успеха» не в конечном продукте, а в самом процессе: для подготовки толкового плана вы изучите рынок, проанализируете деятельность конкурентов и честно сможете ответить себе на вопрос: «Стоит ли игра свеч?» Кроме того, в бизнес-плане, как правило, рассматриваются несколько сценариев — самый успешный и наименее удачный. Рисуя первый, вы сможете в подробностях представить свою мечту, второй — обстоятельства проигрыша. И то, и другое важно для начинающего бизнесмена: четко знать, чего вы больше всего хотели бы достичь и не бояться посмотреть в лицо провалу. Надежда Пак, совладелица кафе «Рецептор»: «Мы думали, что откроем ресторан — и к нам сразу же пойдут люди. Но так не бывает: для того чтобы быстро двигаться вперед, нужно вложить много энергии и средств. Поэтому важно иметь в запасе, как минимум, бюджет, который перекроет такие “периоды застоя"». Михаил Буховцев, сооснователь стартапа Cinemood, добавляет: «Бизнес-план важен, но еще важнее резистентность — умение реагировать на постоянно меняющиеся обстоятельства. Без этого качества не выжить на рынке, даже если ваш бизнес-план взвешенный и детально проработанный». Готов ли я постоянно изучать новое? Здесь об очевидном: для того чтобы ваш бизнес развивался, нельзя останавливаться. Как минимум, необходимо постоянно изучать тенденции рынка — чтобы им соответствовать, как максимум — их предугадывать. Вообще проблема не в том, что ваш продукт окажется не востребованным, а в том, что вы упускаете что-то важное — и поэтому что-то не так. Реалии таковы, что в условиях конкуренции — любой, даже не самой острой — побеждает тот, кто думает на шаг вперед, готов к рискам и понимает свои сильные и слабые стороны. Надежда Пак, совладелица кафе «Рецептор»: «Чем больше я узнаю о сфере и бизнесе, чем больше понимаю, как многого еще не знаю. Невозможно уметь делать и понимать все, но важно признавать свои слабые стороны и привлекать профессионалов, которые помогут в решении конкретного вопроса, в котором вы пока что не разбираетесь очень хорошо. А еще важно останавливаться и честно спрашивать себя, готов ли я заниматься этим через пять/десять/пятнадцать лет, по-прежнему ли меня вдохновляет то, что я делаю, и хочу ли я продолжать». Три подводных камня Если вы ответили «да» на все вопросы выше — есть еще пара нюансов. Даже наличие четкого бизнес-плана, лучшего ментора и желания покорять мир иногда бывает недостаточно для того, чтобы ваше хобби приносило вам доход, потому что: Далеко не из каждого хобби можно сделать бизнес К примеру, если вы увлекаетесь исследованием уникальных построек 19 века, это вовсе не означает, что вы станете успешным агентом по недвижимости и с таким же энтузиазмом будете продавать квартиры в этих домах. Потому что искусство и бизнес — очень разные вещи. Если вы хороший наемный работник, это не значит, что вы будете хорошим бизнесменом Просто потому, что сейчас у вас добавится пару десятков новых для вас функций, с которыми вы раньше совершенно не сталкивались: бухгалтерия, логистика, реклама, управление персоналом — и это далеко не полный список. А значит, в разы вырастет риск совершить ошибку в области, в которой вы пока еще не сильны. Протестируйте себя на предмет наличия «синдрома самозванца» Самозванец — это не тот, кто ничего не делает или делает плохо. Этот тот, кого не воспринимают всерьез. В бизнесе это чаще всего выражается в ощущении неуверенности, которая создается вокруг проекта: «Точно ли я могу доверять?» Для того чтобы этого избежать, спросите себя: «Умеете те ли вы придавать тому, что вы делаете, товарный вид? Точно ли сами не сомневаетесь в своей компетенции?» Если не сомневаетесь — вперед. Верьте в то, что делаете, получайте удовольствие от процесса и развивайте ваши предпринимательские навыки — и тогда все получится. Фото в материале и на обложке: Unsplash