Мамы Цветаевой, Гоголя и Булгакова. Шесть нежных историй из московских музеев
Каждый год в последнее воскресенье ноября в России все мамы принимают поздравления с одним из самых светлых праздников — Днем матери. О матерях известных творцов и о том, как они повлияли на судьбы своих детей, — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур». Мария Ивановна Гоголь-Яновская До конца жизни мама Николая Гоголя оставалась очень наивной: какому-нибудь торговцу-разносчику не составляло труда продать ей множество ненужных и бесполезных безделушек, которые потом дочерям приходилось возвращать. Также, по воспоминаниям современников, Мария Ивановна была очень мнительной: ее могло вывести из душевного равновесия даже незначительное происшествие. Впечатлительность и невротичность мамы унаследовал ее первенец, Николай. Она была религиозна, много рассказывала любимому сыну о Боге — ее описания Страшного суда поражали будущего писателя до глубины души. Из чего состоит Дом Гоголя: жизнь главного мистика русской литературы в экспонатах Любовь Марии Ивановны к сыну не знала границ. Николая Васильевича она считала гением и приписывала ему все главные открытия эпохи, в том числе… железную дорогу и телеграф. Разубедить ее не удавалось никому. Отношения мамы и сына раскрывает их сохранившаяся переписка. В письмах Гоголь не только справлялся о здоровье и поздравлял с праздниками, но и расспрашивал маму об украинском фольклоре и традициях, когда собирал материал для новой книги. Например, в письме от 30 апреля 1829 года он пишет: «Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, вы много знаете обычаи и нравы малороссиян наших, и потому, я знаю, вы не откажетесь сообщать мне их в нашей переписке. Это мне очень, очень нужно. В следующем письме я ожидаю от вас описания полного наряда сельского дьячка, от верхнего платья до самых сапогов, с поименованием, как это все называлось у самых закоренелых, самых древних, самых наименее переменившихся малороссиян; равным образом названия платья, носимого нашими крестьянскими девками, до последней ленты, также нынешними замужними и мужиками». Мария Ивановна откликнулась на просьбу сына, подробно ответив ему на каждый вопрос. Гоголь работал над рассказами несколько лет, и в 1831-м в свет вышел первый том произведения, прославившего его как писателя, — «Вечера на хуторе близ Диканьки». Подробнее об отношениях Николая Васильевича Гоголя и его матери, а также о других родственниках писателя можно узнать из экспозиции московского Дома Гоголя. Александра Алексеевна Маяковская Суровый на публике, в окружении родных Владимир Владимирович Маяковский преображался. Рядом со своей мамой Александрой Алексеевной громогласный поэт становился просто нежным и любящим сыном. Документальное подтверждение сыновней любви — теплые письма, которые он писал домой, будучи в отъезде. Вот так, например, однажды он поздравил маму с днем ее ангела: «Дорогая и родная мамочка! Хотя ангелов, по моим наблюдениям, и нет, но я Вас, придравшись к случаю, очень целую, пока заочно, а на днях надеюсь сделать это сам». Именно Александра Алексеевна сшила сыну знаменитую желтую кофту, в которой Маяковский не раз выступал перед публикой. Готовясь к выступлению в Политехническом музее в 1913 году, он подбирал одежду, соответствующую непокорному духу футуризма. В одном из магазинов ему на глаза попалась желто-черная ткань — это было то, что он искал. Поэт принес отрез матери и попросил сшить из него рубашку. Броское сочетание цветов сначала смутило Александру Алексеевну, но после недолгих уговоров она все-таки согласилась. Так был создан один из узнаваемых символов русского футуризма. Будущий поэт родился в 1893 году в Грузии и провел там почти все детство. Уехать Маяковских вынудило трагическое событие: в феврале 1906 года умер глава семьи Владимир Константинович. В Грузии у них не было родственников, а старшая дочь Людмила к тому моменту уже училась в Москве. Почти все сбережения семьи ушли на похороны отца, Александре Алексеевне пришлось распродавать мебель и личные вещи. В Москве Маяковские много раз переезжали из одной съемной квартиры в другую. Постоянное место жительства у матери и сестер Владимира Владимировича появилось лишь в 1927-м, когда Людмила Владимировна получила жилье от Трехгорной мануфактуры. С сентября 2019 года там работает филиал Музея В.В. Маяковского. Постоянная экспозиция музея-квартиры расскажет о жизни Маяковских в Москве. Мария Алексеевна Поленова Мама российского живописца Василия Поленова сама была талантливой художницей. Мария Поленова полюбила живопись с ранних лет. Она росла в окружении работ лучших портретистов XIX века, которые вдохновляли ее на самостоятельное творчество. К сожалению, в те времена женщин не принимали в Императорскую академию художеств, куда стремилась попасть Мария Алексеевна, и ей пришлось обучаться на дому. Ее преподавателем стал Константин Молдавский, художник круга Карла Брюллова. Свою любовь к живописи Мария Алексеевна передала детям. Она была их первым учителем рисования, а когда они подрастали, нанимала им лучших преподавателей. Эти усилия не прошли даром: двое из пяти ее детей стали профессиональными художниками. Помимо сына Василия, больших успехов на художественном поприще добилась ее дочь Елена — она стала известным иллюстратором и графиком. Увидеть работы Марии Поленовой можно на выставке «Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин», которая открыта в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени до 12 января 2020 года. Любовь Петровна Скрябина Мама Александра Скрябина умерла, когда будущему композитору был всего лишь один год, но ее личность оказала сильное влияние на формирование будущего пианиста и композитора. Любовь к музыке он унаследовал от мамы. Любовь Петровна была младшей из шести детей бывшего заводского художника Петра Щетинина. В раннем детстве она увлеклась музыкой, позже поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию. В одно время с ней там учился Петр Чайковский, который отзывался о Любови Петровне как об очень одаренной пианистке, самой талантливой ученице известного музыканта Теодора Лешетицкого. После выпуска из консерватории вместе со своей однокурсницей Анной Александровной Поляковой она отправилась на гастроли и успешно объехала несколько городов Российской империи. Слабое здоровье не позволило пианистке продолжить развивать мастерство. Свой последний концерт она дала за пять дней до рождения сына, а вскоре после родов заболела туберкулезом. Несмотря на усилия врачей, Любовь Петровна умерла в 1873 году в возрасте 23 лет. Могилу своей матери Александр Николаевич впервые посетил лишь в 1913 году, но никогда не забывал о Любови Петровне — в его кабинете на самом видном месте висел ее портрет. Увидеть портрет матери композитора можно в постоянной экспозиции Мемориального музея А.Н. Скрябина. Дом, в котором жил Скрябин: из чего состоит мемориальный музей композитора Варвара Михайловна Булгакова Мама Михаила Булгакова Варвара Михайловна овдовела в 37 лет, оставшись одна с семью детьми. Положение было тяжелым, но она сумела вырастить всех, воспитать, а главное — дать возможность учиться. В своих воспоминаниях писатель приводит слова матери: «Я хочу вам всем дать настоящее образование. Я не могу вам дать приданое или капитал. Но я могу вам дать единственный капитал, который у вас будет, — это образование». В доме Булгаковых никто никогда не сидел без дела. Варвара Михайловна была очень активной женщиной и не любила, когда дети предавались праздности, поэтому каждый раз придумывала им все новые и новые задания. По этому поводу Михаил Афанасьевич написал шутливое стихотворение: Утро. Мама в спальне дремлет. Солнце красное взойдет, Мама встанет и тотчас же Всем работу раздает: «Ты иди песок сыпь в ямы, Ты ж из ям песок таскай». Варвара Михайловна прививала детям любовь не только к труду, но и к музыке, литературе и искусству. По вечерам она любила читать им сказки, нередко собственного сочинения. Находясь под ее влиянием, Михаил Афанасьевич в семь лет написал свой первый рассказ, который назывался «Похождения Светлана». В мае 1918 года Варвара Михайловна во второй раз вышла замуж. Новый брак матери Михаил Афанасьевич не принимал. Это событие нашло отражение в романе «Белая гвардия», в первых строках которого упоминается, что мать семейства Турбиных умерла в мае 1918 года. Несмотря на обиду, Михаил Афанасьевич продолжал любить маму, а ее смерть в 1922 году стала одним из самых тяжелых испытаний в его жизни. Подробнее о матери писателя и их отношениях можно узнать из постоянной экспозиции Музея М.А. Булгакова. Мария Александровна Цветаева Родители Марины Цветаевой поженились в 1891 году. Для отца это был второй брак, в первом он остался вдовцом. Первые два года совместной жизни прошли непросто: Мария Александровна чувствовала, что Иван Владимирович еще не смирился со смертью первой жены. Все изменилось к лучшему после появления дочерей. В старшей, Марине, Мария Александровна видела продолжение своей яркой творческой натуры. Однажды она написала в своем дневнике: «Четырехлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы, — может быть, будет поэт?» Секретер Раневской и паровозик Мура. Любимые экспонаты хранителя Дома-музея Цветаевой Мария Александровна была главной помощницей мужа в деле всей его жизни — создании музея. Ее прекрасное владение немецким, французским и английским языками помогало в налаживании связей с иностранцами. В 1912 году многолетняя работа Ивана Владимировича Цветаева увенчалась успехом: в Москве открылся Музей изящных искусств имени императора Александра III (сейчас — Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). К сожалению, Мария Александровна не дожила до открытия. В 1906 году она умерла после продолжительной болезни. Смерть пришла к ней в Тарусе — любимом городе Цветаевых. Свое первое лето здесь Цветаевы провели в 1891 году. Они стали одними из первых представителей российской интеллигенции, выбравших этот небольшой город для загородного отдыха. Об их жизни в Тарусе рассказывает выставка «Внутренняя Таруса», которая открыта в Доме-музее Марины Цветаевой до 2 февраля 2020 года.