Армен Григорян: Для рокера лучше сделать меньше, но качественней, чем выступать для толпы

Об известной российской рок-группе «Крематорий» ходит немало мифов. Чтобы их развенчать, бессменный лидер коллектива Армен Григорян написал книгу «Призраки Крематория. История создания группы от первого лица». Корреспондент «Вечерки» поговорил с Арменом Григоряном о том, зачем спустя более трех десятилетий с момента основания группы нужно было писать о ней книгу, а также выяснил, мертв ли рок-н-ролл. — Армен, о «Крематории» выходило уже несколько книг и огромное количество статей. Почему вы решили написать еще одну книгу и не доверили это кому-то еще? — Я подумал, что в истории коллектива накопилось много дезинформации и фальсификаций усилиями наших сетевых друзей. Ну и постоянно возникают вопросы, несмотря на то, что я рассказываю о том, как появилось название, кто скрывается за героями таких песен, как «Эльза», «Хабибулин». Я не доверил создание книги наемным писателям и журналистам, поскольку нередко сталкиваюсь в интервью с неожиданными интерпретациями своих слов. Последний труд, который можно назвать ответственным и правдивым, опубликован в 2015 году и принадлежит Михаилу Марголису. — Чем книга отличается от предыдущих изданий? — В ней, помимо текста, очень много архивных снимков. Кроме того, я пытался совместить несколько жанров, включая мифы и факты. Также я ответил на вопрос о том, откуда взялась «Безобразная Эльза», о которой меня часто спрашивают. Ее образ возник вместе с девушкой, которая вышла из квартиры, где мы встретились с Венедиктом Ерофеевым. — Рок-музыка почти ушла из больших залов и со стадионов, ее место занимает рэп. И теперь рокеры больше выступают по небольшим клубам. Эпоха рока кончилась? «Мы живем для того, чтобы завтра сдохнуть», как поется в одной из ваших самых известных песен? — Вечно жить никто не собирается. Я отношусь к такому ходу событий спокойно. Недавно мы выступали на одном из музыкальных фестивалей, организаторы сказали прямым текстом: вчера здесь был Баста и собрал полный стадион, а потом приехал Вячеслав Бутусов и еле собрал четверть зала. Я не завидую рэперам, у каждого свой путь. Мы находимся в той ситуации, когда нужно сделать все, чтобы остаться тем, кто ты есть. Если ты избрал путь рока, то пусть ты сделаешь меньше, но качественнее и лучше, чем если будешь выступать перед людьми, которых можно назвать толпой. Толпа всегда разрушительна. У нас был период, когда мы и другие рок-музыканты выступали перед большим количеством людей, но это было общество. И вдруг оно исчезло. — Как вы сами изменились за 36 лет существования «Крематория»? Насколько поменялось ваше мироощущение? — Раньше мне нравились поездки, Москва привлекала меня своим шумом, мы постоянно находились в движении. Надо было обязательно кому-то утром позвонить, объехать полгорода, выпить, закусить и вечером вернуться. Но в один момент я вдруг полностью поменял свое мировоззрение и много занимаюсь созерцанием. Мы с семьей несколько месяцев в году проводим во Вьетнаме, лето — в Армении. Там же, кстати, и книга частично писалась. Изменение сознания и образа жизни непременно влияет на творчество. И появление книги — тоже в какой-то степени результат изменения внутреннего состояния. СПРАВКА Рок-группа «Крематорий» основана в Москве в 1983 году. Сначала коллектив выступал на квартирниках, всесоюзную популярность «Крематорий» приобрел в 1985 году, после выхода альбома «Иллюзорный мир». ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ Если верить легенде, эпатажное название рок-группы «Крематорий» родилось спонтанно. Оно объединяет в себе философское понятие «катарсис», обозначающее очищение души огнем и музыкой, влияние Ницше и Кафки. Также столь мрачное название в 80-е годы прошлого века было выбрано в пику официальным музыкальным коллективам того времени. Читайте также: Робертино Лоретти: Папа римский погладил меня по щеке и нарисовал крест на лбу

Армен Григорян: Для рокера лучше сделать меньше, но качественней, чем выступать для толпы
© Вечерняя Москва