«Точка роста» в Мордовии – новый путь к знаниям
Свыше 50 миллиардов рублей запланировано направить на развитие Мордовии в рамках реализации двенадцати приоритетных национальных проектов, предложенных Президентом РФ Владимиром Путиным. Все они нацелены на прорыв в технологиях и экономике, рост численности населения, повышение уровня жизни и создание комфортных условий для проживания. Стартовав в начале уходящего года, нацпроекты неделя за неделей заметно меняли республику к лучшему. Для этого региональной управленческой командой четко выстроен механизм роста, в основе которого не только масштабный план по развитию всех отраслей жизни Мордовии, но и наказы избирателей. Республика выбрала путь опережающего развития, направленный на достижение реально значимых успехов. Одним из важных для региона-13 национальных проектов является нацпроект «Образование». В его рамках в целях реализации федеральной программы «Современная школа» этой осенью в Мордовии состоялся марафон открытий центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». «Точка роста» - это центры с принципиально новым подходом к обучению детей. В первый месяц 2019-2020 учебного года они открылись сразу в 27 сельских школах Мордовии. Об этом в рамках круглого стола, посвященного реализации национальных проектов в регионе, рассказала министр образования Республики Мордовия Галина Явкина: «Организация центров цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей в школах глубинки Мордовии, именуемых «Точка роста», нацелена на уменьшение разрыва уровня образования между городом и деревней. Организация учебного процесса на новом уровне стала возможна благодаря реализации национального проекта «Образование», инициатором которого стал Президент России Владимир Путин. Сельские школы получили новое высокотехнологичное оборудование. Закуплены компьютеры, 3D-принтеры, шлемы виртуальной реальности, квадракоптеры, робототехника, а также оборудование для изучения основ безопасности жизнедеятельности и оказания первой помощи. На организацию каждой «Точки роста» потрачено около полутора миллионов рублей». Так, в Ичалковском муниципальном районе "Точка роста"создана на базе Оброченской школы. Благодаря высокотехнологичным площадкам центра, у местных школьников появилась возможность осваивать по новым методикам три предмета – технологию, основы безопасности жизнедеятельности и информатику. Также здесь проходят внеурочные занятия: дети занимаются медиатворчеством, проектной деятельностью и шахматами. В распоряжении мальчишек и девчонок находятся планшеты, фотоаппараты, очки виртуальной реальности, 3D-принтер, квадрокоптеры. Аналогичное оснащение получил также и Центр образования цифрового и гуманитарного профилей, созданный в Темниковском муниципальном районе на базе Аксельской средней общеобразовательной школы. В его штате 5 преподавателей, но в целях совершенствования методов обучения, использования в своей работе проектно-исследовательской деятельности будут задействованы и другие педагоги. Например, по линии Центра внешкольной работы будет сотрудничать педагог по шахматам Николай Чибирев. Большая ответственность возложена на учителя школы Василия Глазунова, который прошел подготовку на площадке «Кванториум» в городе Чебоксары. Как считает глава Темниковского муниципального района Сергей Кизим, «Точка роста» должна стать «Точкой старта» для новых возможностей деятельности педагогов и улучшения качества образования в школах района. А вот в Большеберезниковском муниципальном районе нацпроект "Образование" и программа "Современная школа" позволили внедрить новые подходы в управлении образовательной деятельностью. Первым шагом воплощения их в жизнь здесь стало открытие Центра цифрового и гуманитарного профилей на базе Шугуровской средней школы. В настоящее время педагоги успешно используют принципиально новый подход к обучению детей, нацеленный на формирование новых компетенций, наполнение обновленным содержанием общеобразовательных программ по информатике, технологии, основам безопасности жизнедеятельности. Новые подходы применяются и в управлении образовательной деятельностью. Ориентируясь на модульный вектор, планируется внедрять их и в других средних школах этого района. Как уже неоднократно подчеркивалось на самых разных уровнях, «Точка роста» призвана способствовать уменьшению разрыва между городскими и сельскими учебными заведениями. Она расширяет возможности для предоставления качественного современного образования, помогает сформировать у школьников технологические и гуманитарные навыки. «Проект рассчитан на три года и нацелен на повышение качества подготовки учеников. В рамках его реализации школьники не просто получают новые знания, одновременно они совершенствуют коммуникативные навыки, креативность, стратегическое и пространственное мышление, психологическую устойчивость в стрессовых ситуациях. Рассчитываем, что «Точка роста» также выведет на новый уровень освоение детьми правил безопасности – информационной, транспортной, экологической», - прокомментировали в отделе по работе с учреждениями образования, опеки и попечительства несовершеннолетних Управления по социальной работе администрации Теньгушевского муниципального района. Следует обозначить, что в этом районе центр образования цифровых и гуманитарных технологий создан на базе Барашевской школы, где теперь реализуются не только общеобразовательные программы по предметным областям «Технология», «Информатика», «ОБЖ» с обновленным содержанием и материально-технической базой, но и программы дополнительного образования по IT-технологиям, медиатворчеству, шахматному образованию, проектной и внеурочной деятельности, а также социокультурные мероприятия. Работа «Точки роста» выстроена следующим образом: в первой половине дня идут уроки по трем обозначенным предметам, а после – учеников ждут занятия в рамках внеурочной деятельности, деловые игры и тренинги. Не менее интересно выстроена работа в рамках реализации программы "Современная школа" и в Старошайговском муниципальном районе. Центр образования гуманитарного, естественнонаучного и цифрового профилей «Точка роста» здесь функционирует с сентября на базе Новотроицкой средней общеобразовательной школы. В соответствии с общими требованиями он размещается в двух помещениях: кабинете формирования цифровых и гуманитарных компетенций и помещении для проектной деятельности, куда входят шахматная гостиная и медиазона. Как сообщила директор школы Ирина Ивановичева, по предметной области «Информатика» образовательная организация получила новейшие компьютеры и интерактивный комплекс. Навыки оказания первой медицинской помощи будут отрабатываться в зоне «Основы безопасности жизнедеятельности» при помощи современных тренажеров-манекенов. Благодаря 3D-принтеру, квадрокоптеру и прочему оснащению обновилось содержание «Технологии» с формированием таких новых компетенций, как 3D-моделирование, прототипирование, компьютерное черчение, технологии цифрового пространства. Важно отметить, что накануне нового учебного года более 50 педагогов из четырех регионов России в течение нескольких дней осваивали новые формы педагогических методик на базе ДТ «Кванториум» в городе Чебоксары. В обучении, организованном Фондом новых форм развития образования, принял участие и учитель технологии Новотроицкой школы Александр Мишин. А чуть ранее директор школы Ирина Ивановичева, , одновременно являющаяся преподавателем информатики, учитель физической культуры и ОБЖ Владимир Драгунов и учитель физики Николай Горшков прошли обучение на онлайн-платформе ФГАУ «Фонд новых форм развития образования». Это стало большим подспорьем в организации учебного процесса по новым формам. Обучение педагогов будет продолжаться. Еще в одном муниципальном районе – Ельниковском - Центр цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» работает на базе Стародевиченской сельской школы. Качество образования и уровень знаний здесь не уступает лицею. Об этом свидетельствуют многочисленные награды как республиканского, так и всероссийского уровня, победы школьников на предметных олимпиадах. В школе работает сильнейший педагогический состав, талантливые учителя. «Центр предполагает охват учащихся дополнительными общеобразовательными программами цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профиля во внеурочное время, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевого партнерства. Во внеурочное время Центр используется, как общественное пространство для развития культуры, цифровой грамотности населения, шахматного образования, проектной деятельности и творческой и социальной самореализации детей, педагогов, родителей. В рамках проекта в школу поступило оборудование и мебель на сумму 1 миллион 600 тысяч рублей. Своими силами в школе отремонтированы два кабинета. А учителя прошли специальное обучение для работы в Центре. Следующим этапом станет открытие «Точки роста» в лицее», - поделились информацией в Управлении образованием Ельниковского муниципального района. А вот в Инсарском муниципальном районе «Точка роста» преобразила Сиалпятинскую среднюю школу. Общая сумма затрат на оснащение созданного здесь Центра образования цифрового и гуманитарного профиля составила 1 миллион 600 тысяч рублей, еще 400000 рублей выделено из районного бюджета на ремонтные работы в кабинетах школы. В функциональные зоны Центра вошли кабинет цифровых и гуманитарных компетенций по учебным предметам «Технология», «Информатика», «ОБЖ», помещение для проектной деятельности, включающее шахматную гостиную, медиазону. Теперь ученики сельской школы новые технологии осваивают при помощи современных ноутбуков, 3d-принтеров, квадрокоптеров, тренажеров-манекенов. Аналогичные условия получили также и учащиеся Козловской средней школы Атяшевского муниципального района. Для расширения технических возможностей обучения в эту образовательную организацию поступило компьютерное и интерактивное оборудование: интерактивный комплекс, планшеты, фотоаппарат, очки и шлем виртуальной реальности, 3D-принтер, квадрокоптеры, наборы Lego education. Также школу оснастили оборудованием для обучения трудовым процессам - аккумуляторными дрелями-винтовертами, наборами сверл, цифровыми штангенциркулями, электролобзиками и другими инструментами. А для изучения основ безопасности жизнедеятельности и оказания первой помощи здесь имеются теперь тренажеры-манекены, набор имитаторов травм и поражений, табельные средства для оказания первой медицинской помощи и другое. В рамках реализации программы учитель ОБЖ и технологии Юрий Ризаев, учитель информатики Николай Розяев и педагог дополнительного образования Елена Кумакшева прошли дистанционные курсы «Гибкие компетенции проектной деятельности», организованные Фондом новых форм развития образования (г. Москва). Полученные знания они успешно внедряют в учебный процесс. На формирование жизненных компетенций школьников направлена также и педагогическая деятельность учителей Апраксинской средней общеобразовательной школы Чамзинского муниципального района, которые стали участниками состоявшегося в начале ноября в Москве I Всероссийского форума «Национальный проект «Образование»: сообщество, команда, результат». В его работе приняли участие руководители Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» со всей страны, в том числе и из Мордовии. По словам директора Апраксинской школы Елены Трошиной, помимо обновления содержания преподавания ряда предметных областей и создания условий дополнительного образования учеников, перед Центром «Точка роста» также стоит задача непрерывного развития педагогических и управленческих кадров, включая повышение их квалификации и профессиональную переподготовку. «Мы участвовали в образовательных сессиях, мастер-классах, семинарах по обмену опытом. Главными вопросами обсуждения были: новое содержание образования; особенности организации образовательного процесса в Центрах; выделение в приоритет цифровых технологий, как эффективного инструмента освоения мира; формирование жизненных компетенций школьников», - поделилась впечатлениями руководитель созданного на базе Апраксинской школы Центра «Точка роста» Марина Пустышкина. По мнению участников, форум стал стартом формирования огромного сообщества людей для достижения главной цели – создания равных условий для получения качественного образования. В его рамках удалось обсудить новое содержание образования, методы обучения и воспитания, а также рассмотреть особенности организации образовательного процесса в Центрах «Точка роста». Пройдя специальное обучение, педагоги занимаются с детьми уже по новым программам. И это позволяет уйти от таких общеразвивающих программ, которые сегодня малоинтересны современным детям и мало что дают в смысле мотивации изучения предметов, выбора профессии. Ну а если заглянуть в будущее, то нетрудно предположить, что впереди у учеников сельских школ огромные возможности для собственного роста. Навыки и компетенции, которые они получат в «Точках роста», им, несомненно, пригодятся. Но это будет несколько позже. А пока перед ними стоит одна общая задача – расти. Расти всем вместе – и школьникам, и учителям, да и самим центрам «Точка роста» тоже.