Органик в топку – смена приоритетов
- На специализированной выставке ЭкоГородЭкспо 22 ноября 2019 года прошла очень странная конференция «Эко, био, органик – продукция в ритейле: путь к потребителю». На ней почти не говорили о настоящем органик и его проблемах, которых сейчас немало, зато продвигали «зеленые бренды» – новую выдумку политиков и бизнесменов, ориентированную на массовый зеленый тренд, лозунги про «нацию счастливых и здоровых людей» и наше светлое органическое будущее – когда-нибудь... Ремарка о понятии «органик»: В международной практике слова «эко», «био» и «органик» являются синонимами и обозначают продукты, которые производятся по технологиям, которые прописаны в органических стандартах, признанных на мировом уровне, и имеют органик-сертификат. Система разработана так, чтобы минимизировать риски коррупции при выдаче сертификата, и ставит во главу угла 4 принципа: заботу (о человеке, природе, животных, об устойчивости), здоровье (и человека, и животных, и почвы), экологию и справедливость, чтобы производители могли конкурировать честно и имели равные возможности. В органик-производстве много идейного, и одновременно это бизнес. Просто бизнес максимально прозрачный. Прямо в дамки, или монополизация сертификации В целом, из того, что говорили представители госструктур на ноябрьской конференции ЭкоГородЭкспо, было видно, что они имеют очень слабое представление об органик как явлении, системе бизнеса и ведения сельского хозяйства, мерят его, согласно своим представлениям, уверены в своей готовности вступить в органическое будущее и очень воодушевлены. При этом стоит обратить внимание, что ведомства и прогосударственные структуры (как минимум 4) активно устремились в органик-сертификацию. Роскачество обещало на конференции засертифицировать всех – организация ожидает аккредитации своего органик-подразделения. Еще на прошлой конференции весной 2019-го представитель Россельхоза очень расстраивался, почему их не аккредитуют, ведь у них есть лаборатории, свой орган по сертификации, сотрудники! На осенней же конференции представитель Россельхознадзора Наталья Соловьева открыто разрекламировала современные лаборатории ведомства, которые способны проверять продукт на наличие 200 веществ, не понимая, что во главу угла органик-сертификации ставятся не лабораторные анализы, а определенная система, отличающаяся от HACCP или GLOBAL GAP, сертификат которых легко купить и в России, и в Китае. Китай, к слову, Наталья Соловьева приводила как пример страны с бесперспективным будущим для органик-производства. Это мнение легко опровергнуть: по последним статистическим данным, в 2017 году Китай имел 3 млн. гектаров органически управляемых земель (3-е место в мире), и за год он увеличил их количество на 32%. Это один из крупнейших рынков по потреблению био-продуктов с объемом их ежегодных продаж свыше 7 млрд. долларов. Даже не буду приводить в сравнение цифры по органик-рынку России – они ничтожны. «Если мы сейчас внимательно отнесемся к БИО, то, может быть, сможем стать лидерами, наша продукция сможет конкурировать», - воодушевленно сказала Наталья Соловьева. На это Сергей Беляков, председатель Правления Ассоциации компаний розничной торговли, возразил: а можем ли мы конкурировать? В Австралии – 18 миллионов гектар органических земель, в Аргентине – 3 миллиона, в США – 2 миллиона. В России – 290 тысяч гектар! И добавил: «Чувствуете разницу?.. По данным НОС, в России всего около 100 сертифицированных био-производителей. А в мире – почти 3 миллиона. В Индии – 835000, но тут можно сделать скидку, что там ГМО (при чем тут ГМО, которое запрещено органическими стандартами? – прим. автора). В Мексике – 210000 производителей». И для сравнения привел Литву, в которой 2500 био-производителей. «Лидерами мы точно там не являемся. Да и стоит ли ставить такую задачу? Не уверен», - добавил господин Беляков. Но вернемся к больному вопросу органик-сертификации. 31 декабря в 12 часов ночи карета превратится в тыкву, а международные органические сертификаты не будут признаваться на земле русской. Потому что вступит в действие российский закон об органик. Участники органического рынка пребывают в перманентном стрессе и состоянии неизвестности. Гипермаркет «Глобус» отправляет своих поставщиков сертифицироваться ну хоть где-то, например, в единственный на сегодня аккредитованный Россельхозцентр. Тот в свою очередь отнекивается, мол, всех физически сертифицировать не сможет. На самом деле поле его сертификации ограничивается Воронежской областью и только семенным и посадочным материалом, поэтому нет смысла отправлять туда переработчиков. На носу – вступление в действие российского закона об органик. И ни одного действующего сертификатора по ГОСТ! Может быть, вы догадаетесь спросить, почему нельзя сертифицироваться у международных сертификаторов, которых на российском рынке работает стабильно как минимум 5. Ведь их сертификационная деятельность одобрена международным аккредитатором, правомочность которого должна быть принята Россией, подписавшей международные регламенты ООН, в том числе по органик. Но нет! Мы должны создать собственную систему и взрастить собственных сертификаторов, с нуля! С абсолютного нуля, потому что специалистов по органик на российском рынке практически нет, в том числе в Росаккредитации. Очень похоже на то, что госструктуры хотят монополизировать рынок органик-сертификации в России. Но для чего? Для наведения порядка в отрасли или для получения дополнительного субсидирования «зеленой» сертификации? В реальности, органическая сертификация (настоящая органик-сертификация) – очень сложный и трудоемкий процесс, поэтому и бизнесом био-сертификацию назвать трудно, поскольку дело это муторное, скрупулезное и не высокодоходное. Тем не менее, наличие независимых частных сертификаторов, которые смогут работать на равных условиях с государственными, – для развития органик жизненно необходимо. Бренды зеленеют, солнышко блестит Алексей Кулешов, замруководителя Россатндарта и модератор конференции, сообщил, что создан ПТК (Проектный технический комитет) по «зеленым брендам» и приняты 6 новых зеленых стандартов, что в Росстандарте создается инфраструктура. Интересно, инфраструктура для чего? Для органик? Или для зеленеющих стандартов? Одновременно Россандарт на может внятно ответить на официальные обращения участников органик-рынка о том, что же будет с производителями, которые получили российские био-сертификаты до 2020 года, у аккредитованного сертификатора или работающего по собственному СТО, прошедшему официальную аккредитацию. Или что будет с компаниями, которые прошли намного более строгую био-сертификацию – европейскую, которая почему-то с 2020 года признаваться в России не будет? Хотя она эквивалентна международным стандартам, в отличие от российской органик-системы, то есть официально признана странами ООН. Максим Протасов, руководитель Роскачества, подводя к новой обсуждаемой теме, рассказывал про экономические и экспортные парадигмы Бразилии и Китая и переход их от количества к качеству, ставя их в пример России. Мол, мы научились импортозамещаться, производить валом, а теперь стратегия – повышать качество. «И пути у нас два: - сообщил господин Протасов, - органик и интегрированное сельское хозяйство» (те самые «зеленые бренды», или «продукция с улучшенными экологическими характеристиками»). Вроде бы, стремление к устойчивому развитию – это похвально. Но пока это похоже больше на лозунги золотокопателей, которые вроде как нашли новую золотую жилу, но еще не точно. Органик в этом плане – не жила, а трудоемкий процесс. И проблема заключается в том, что производить и сертифицировать органик мы еще не научились. Да и не хотим учиться. Потому что это сложно, дорого и долго. Еще надо получить признание стандартов со стороны мирового сообщества, а это займет годы. Поэтому проще ограничить использование некоторых пестицидов, создать местную систему выдачи сертификатов под прикрытием стандартов ISO и привлечь в «зеленую отрасль» клиентов, которые будут уверены, что идут в «биологизацию земледелия», «точное и точечное сельское хозяйство», органик, эко… – а, какая разница: люди все равно не видят различий. Эта модель освоения зеленого тренда в ближайшей перспективе в разы выгоднее, чем развитие органик. Почти все участники конференции сообщили, что большинство россияне не знают, что такое ОРГАНИК – даже если уверены, что знают. А это прекрасная ситуация для того, чтобы продолжать вводить потребителей и производителей в заблуждение. Поэтому крайне важно не допустить дезинформации, размытия сути понятия «ОРГАНИК» и его смешения с так называемыми «зелеными брендами». Иначе мы получим полки узаконенного гринвошинга. Господин Протасов сказал важную вещь: «В Росаккредитации аккредитован первый сертификационный орган (речь про Россельхозцентр – прим. авт.), и мы надеемся, что будут появляться новые сертификаторы». Прямо елей на душу. При этом со стороны картина выглядит любопытно: когда Роскачество подало на аккредитацию, почти одновременно, по странному совпадению, потерял аккредитацию частный сертификатор «Органик Эксперт», который, правда, тоже получил аккредитацию непонятным образом. Ведь объективных критериев аккредитации органических органов по сертификации у Росаккредитации просто нет, поскольку ведомство никогда не работало в данной сфере и не имеет специалистов по органик. А реально ведомству есть где и у кого учиться: к примеру, в Европе, работают как государственные, так и частные органы по аккредитации, а также образовательные проекты, качество которых признано на мировом уровне. Роскачество, так же как и большинство участников конференции, озвучило тему господдержки органических производителей и чаяния, что государство будет субсидировать их органик-сертификацию: «Нам бы очень хотелось, чтобы органик-сертификация была бесплатной… И мы будем делать все, чтобы сертификация субсидировалась», - сказал Максим Протасов и пообещал, что у Роскачества цены на сертификацию будут ниже, чем у любых других органов по органик-сертификации. Для иллюстрации этих слов, и это открытая информация, приведем цены на сертификацию, которые озвучивались производителям Роскачеством в последние месяцы: 500 000 – 600 000 для одного хозяйства. А это существенно больше, чем средние цены дорогостоящей европейской сертификации. Еще господин Протасов пообещал, что Роскачество будет делать все против гринвошинга, то есть фальсификата с зеленым лейблом, мимикрирующего под органик. И уведомил: «Мы не собираемся создавать велосипед, новые сущности, а работать только в рамках стандартов». Хотелось бы, чтобы в рамках международных стандартов. Но судя по тенденциям, мы как раз изобретаем собственный велосипед с квадратными колесами. Признайте нас! Алексей Кулешов добавил, что «нам предстоит еще многое сделать для гармонизации с международными стандартами». А вот это – чистая правда. Предстоит пройти большой путь, чтобы заслужить доверие западных коллег. Почему важно признание на мировом уровне? Потому что органик – это область международного права, а в Конституции РФ написано о примате международного права над российским. Но у нас, благодаря НОС (Национальному органическому союзу), очень распространился тезис о взаимном признании, и звучит он примерно так: «Сначала вы нас признайте. Признание должно быть взаимным». То есть, выглядит это примерно так: в мировой практике органик законодательно существует около 30 лет, созданы регламенты, отработаны технологии, взращен рынок. А мы хотим с нулевыми знаниями в органик и законом, неумело содранным с Кодекса Алиментариус, чтобы нас признали? А на самом деле все просто! Система уже создана и отработана. Надо лишь перенять этот опыт в соответствии с принятой международной практикой, четко выполнять регламенты и работать по принципам этой устоявшейся системы, а не придумывать свое. Мы же хотим изобрести нечто уникальное, причем за пару лет. И доложить всему миру, какие мы молодцы. А в это время органический рынок России практически не развивается, потому что на уровне регулирования сегмента – бардак, неготовность государственных структур, переделы рынка, и все это создает реальные риски для отечественного органического бизнеса и репутации России. Наталья Соловьева сообщила с удивлением, что не понимает, почему у россиян есть доверие к европейским сертификатам и отсутствует к нашим. Она считает, что проблема в нашем менталитете. Но зато, - повторила она, - у нас лаборатории, у которых даже есть чему поучиться другим странам… и много чистых земель, которые годами не возделывались, в отличие от Китая, где сельское хозяйство живет бок о бок с промышленностью, где перенаселение и вечный смог. На что Сергей Беляков возразил, что дело не в менталитете и что лаборатории с новейшим оборудованием и лучшими сотрудниками не спасут органик-сертификацию, и что даже наши многочисленные чистые земли, которые не возделывались со времен СССР, не помогут в развитии органик: «Потому что лаборатории и сертификаторы просто должны работать честно… Это серьезная работа. Надо соответствовать высоким стандартам. И просто увеличением земель под органик тут не обойтись». Важнейшими факторами, препятствующими росту органического рынка в России, Сергей Беляков назвал проблемы с субсидиями для органик-производителей, недоверие к объективности работы наших лабораторий и сертификаторов и, наконец, неготовность россиян покупать более дорогую продукцию: «Для этого должны расти доходы – это ключевой фактор. У нас доходы не растут... Поэтому растет гринвошинг, который дороже обычной еды, но дешевле органической». Да, базовый вопрос – это экономика. Органик производить дорого, сертификация длится долго, - об этом также заявил исполнительный директор ремесленного Союза сыроваров России Николай Перов, выступление которого просто обнажило суть мероприятия. Понаблюдав за органической фермой и сыроварней «История в Богимово», он пришел к выводу, что «наличие органик-сертификата не говорит о хороших продажах». Кстати, добавим от себя, что проект «История в Богимово» неплохо развивается. Так вот, руководитель Союза сыроделов сказал, что им, чтобы иметь бумажку на ремесленные сыры, нужна сертификация попроще и что сертификация «продукции с улучшенными экологическими характеристиками» для этого как раз подойдет. «Тогда мы сможем производить свою продукцию дорого», - сообщил он. Вероятно, имелось в виду – «продавать дорого». Потому что покупатель стал разборчивее и уже не сметает элитные сыры с прилавков не глядя. А надо как-то документально подтверждать добавочную стоимость продукта. Но вернемся к органик. Итак, к чему мы пришли через кризис, санкции и бюрократические мытарства за 15 лет развития органик в России: у нас не более 100 био-производителей, а с международным сертификатом и того меньше. Сто многострадальных компаний! Как только речь зашла о российской сертификации и наступлении 2020 года, наши законопослушные производители побежали получать сертификат у единственного аккредитованного «Органик Эксперта», а потом он потерял аккредитацию. И теперь эти производители, которые прошли огонь и воду, получая европейский органик-сертификат, годами выстраивали по-настоящему экологичное производство, сложные продажи, оказались жертвами всего этого… системного кризиса мышления. Они не понимают, что будет с ними с 1 января 2020 года: возьмут ли их продукцию на полки, смогут ли они продать сырье на переработку, потому что их российский сертификат стал недействительным, а сертифицироваться больше не у кого. А даже если бы и было у кого. Каждая новая сертификация стоит больших денег. Субсидии только обещаны. Про субсидии для органических переработчиков никто не говорит. И сейчас наши производители вынуждены платить как минимум за 2 сертификации и 3 инспекции. А это не крупные агрохолдинги, для которых данные суммы неощутимы. У нас и так очень маленький органический рынок, и его пионеры – реальные герои и драйверы био-сектора, который почему-то всё время портят чьи-то неуёмные интересы. Почему нельзя признать европейские сертификаты наших производителей, уровень которых несравнимо выше нашей местной сертификации? Один из ответов таков: потому что тезис «Пусть сначала они признают нас, а потом уже мы их», который упорно продвигался НОС, завел нас в тупик. СОЗ & НОС А теперь про СОЗ и НОС – именно эта ситуация заставила схлестнуться в словесной битве двум Союзам несколько месяцев назад. Сергей Коршунов, Президент Союза органического земледелия (СОЗ), реально пытался защищать органик и переломить ситуацию с признанием у нас международных сертификатов, чтобы дать спокойно вздохнуть нашим пионерам-органикам. Подробнее можно прочитать здесь: https://soz.bio/s-kakoj-celyu-i-v-chih-interesah-vnosili-izmeneniya-v-standarty-es-i-ssha-pri-razrabotke-gost-33980-2016/, https://soz.bio/soyuz-organicheskogo-zemledeliya-otstaivaet-svobodnoe-obrashchenie-organicheskoj-produkcii-v-rossii/. На прошлой весенней конференции в рамках ЭкоГородЭкспо Сергей Коршунов признавался, что зря выступал против частных стандартов, таких как органик-стандарт Экологического союза, потому что это привело к плачевному результату – монополизму одной компании-сертификатора, выдающего сертификат по органическому ГОСТу, от которого зависят все. «А надо, чтобы было много сертификаторов – для здоровой конкуренции», - сказал тогда Сергей Коршунов. Сейчас же СОЗ, как ни странно, переориентируется на «зеленые бренды». Хотя еще полгода назад писал на своем сайте: «Роковой ошибкой стало непризнание международных стандартов производства органической продукции в федеральном законе №280-ФЗ. В результате, при первом же боковом ветре, российская органика будет сметена напором новой российской «экопродукции» («это о зеленых брендах»): https://soz.bio/obshchestvennoe-obsuzhdenie-zakonoproekta-ob-ekologicheski-chistoj-selskohozyajstvennoj-produkcii-syre-i-prodovolstvii/. Сейчас Сергей Коршунов называет «зеленые бренды» - основной для развития органик. Но это выглядит как реальная подмена понятий. Сергей Коршунов считает, что органик – это только ниша, а на мировом уровне это вообще только ниша растениеводства и дикоросов, так как, по его словам, продукты животноводства не идут на экспорт. Однако, позвольте напомнить, что в Европе эта ниша в некоторых странах достигает 15% от всего рынка продуктов питания. Согласно последнему исследованию FIBL, за год с 2016 по 2017 год произошел прирост мировых органических земель на 20%, а уровень продаж органик в разных странах вырос до 18%. В некоторых странах целые регионы становятся органическими (например, Сикким в Индии). Уже давно обсуждается тенденция выхода органик в массовый сегмент. Почти во всех супермаркетах Западной Европы, даже в бюджетных (таких как LIDL), продаются органические продукты. Когда приезжаешь в Австрию и смотришь на цены био-продуктов в SPAR, то понимаешь, что пенсионеры могут себе их позволить. И в этот момент ощущаешь, что государство о них позаботилось – введя субсидии для производителей на сельское хозяйство, на сохранение почвы, на био-хозяйствование. СОЗ привел и другие причины, почему присоединился к развитию «зеленых брендов»: «Существуют проблемы. Система российской сертификации – в зачатке. И пройдет долгий срок, прежде чем будет выработано доверие к российской сертификации. Потребитель сейчас не обращает внимание ни на что, кроме Евролиста». Следующая проблема – знания. Согласно исследованию, которое провел СОЗ совместно с Зеленым банком, крайне мало потребителей могут ответить на этот вопрос, что такое органик. «Следующая проблема – агротехнологии. Я как производитель могу сказать: у нас в России либо холдинги, которые берут интенсивные технологии у «Байера», «Сингенты», либо малые предприятия, которые не знают ни-че-го. Средних очень мало. Система обучения и подготовки кадров отсутствует. И меры господдержки отсутствуют… И наконец, мало денег у покупателей. Переход очень сложный – и он влечет убытки на ближайшие 2 – 4 года... Мало кто из производителей готов на это пойти», - считает Сергей Коршунов. Иными словами, СОЗ стало понятно, что органик – это сложно, долго, дорого, мало производителей, готовых переходить в органик, что органик в сегодняшней России – это только «философия, осознанность». «Мы много ездим по России – и готовых переходить на органик очень мало. Вот почему мы пошли в «зеленый бренд», - сообщил господин Коршунов, - и добавил: «Нет основы! Для органик должна быть основа, и «зеленый бренд» должен стать этой основой». У пытливого ума возникнет логичный вопрос: А в других странах шли таким же путем? Нет. Там был переходный период для органик-производителей, но он длился очень короткий срок. И способ производства при переходе не назывался никак иначе, кроме как органическим. СОЗ надеется на появление пула производителей с интегрированной системой защиты, с основами биологизации, которые, как мы полагаем, смогут стать членами Союза. «Биологизация» - это практически фирменное слово СОЗ. Тогда честнее называться Союзам биологизации земледелия, потому что органическое земледелие – это все-таки про сертифицированное органическое сельское хозяйство. Дальше были ну совсем странные тезисы: что под технические культуры (рапс, кукурузу) всегда будут вносить синтетику и что не всегда она плоха и опасна. А еще – что органик не охватывает всех вопросов, предъявляемых миром к обществу. Устойчивое развитие, мол, шире, чем органик. «И в этом плане зеленый бренд принесет пользу нам и потомкам», - сказал господин Коршунов. Спорно. Отметим, что органик концептуально и с самого начала, с истоков, работает в направлении устойчивого развития и снижения нагрузки агропроизводства на окружающую среду. Последнее время в СМИ мы встречаем много материалов с подобным тезисом о противоречии органик устойчивости. И недавно паззл окончательно сложился, когда вышла статья на эту тему от имени сотрудника «Сингенты», известного лидера в производстве ГМО и агрохимии. Руководитель СОЗ добавил: «Семейная животноводческая ферма – в этом будущее. Это просто вопрос времени – когда фермеры смогут объединяться в кооперативы и сертифицироваться». Да, верно, надо развивать кооперацию, чтобы органическая сертификация, да и прочие процессы становились менее затратными для производителей. Но при этом не надо вводить фермеров в заблуждение возможностью перехода в органик через «зеленые бренды». Участие в этой еще даже не существующей системе – это просто потеря времени для био-фермера, который должен переходить к органик не менее 3 лет под надзором органического сертификационного органа, а вовсе не по стандартам «зеленых брендов». Олег Мироненко, исполнительный директор НОС, оказался в этот раз почти единственной организацией, затронувшей насущные проблемы наших органик-производителей. Он справедливо заметил, что ранее мы «не упоминали никакие другие бренды, кроме органик». «Мне кажется, что с этого момента надо проводить отдельные конференции. Это разные технологии. Если – вместе, у нас начнется путаница», - предложил руководитель НОС. «Важно понять. А как будет работать закон? Как сети будут относиться к нашей продукции с 2020 года? Как пройти первые полгода?.. Год назад мы знали, что будет одна сертификационная компания, к ней присоединятся еще компании». Это отрадно слышать, что все надеялись на рост числа сертификационных компаний и развитие демократии. Потому что год назад ситуация выглядела как монополизм одной частной сертификационной компании, к тому же аффилированной с крупным производителем, который за несколько лет так и не смог получить международный органический сертификат на свою продукцию, но уже годы лепит на нее зеленый лейбл органического продукта, хотя конкуренты по рынку уже убрали лейбл ORGANIC со своего молока. Олег Мироненко озвучил минимальные выходы из сложившейся патовой ситуации, которые попытается согласовать НОС: «Есть предложение зачесть международные сертификаты хотя бы на год, чтобы эти продукты попали на полки». Но есть еще проблемы с попаданием их в специальный реестр, без чего продукция также считается нелегитимной. Вот такой бюрократический замкнутый круг. Создание нашего законодательства по органик, призванное упорядочить и облегчить жизнь органик-производителям, поставило под удар существование этого и так мизерного рынка, годы их труда и внушительные затраты. «Что будет с импортной продукцией? На словах мы договорились, что сертифицированная как органик продукция из стран, которые присоединились к межгосударственному органик-стандарту, будет признаваться в России». Напомню, что стандарт подписали не все страны ЕвразЭС, просто по причине противоречий документа и процедур международным стандартам и практикам. Вот интересная статья СОЗ об этом: https://soz.bio/soyuz-organicheskogo-zemledeliya-predlagaet-priznat-mezhdunarodnye-standarty-organik/ Ну, и, исходя из доклада НОС, мы сейчас уговариваем ИФОАМ, чтобы организация не распускала комиссию по России. По словам Олега Мироненко, ИФОАМ подтвердил, что у них есть заинтересованность в развитии нашего законодательства. Также он сообщил, что в 2020 году будет избран новый состав ИФОАМ, и, возможно, туда попадет человек, который знает и любит Россию. Не совсем ясно, что тут имелось ввиду. Лоббизм в ИФОАМ? От себя хотелось бы добавить. Мы крайне критично относимся к местной органик-сертификации. Почему Европа не доверяет России и не одобряет наш стандарт? Потому что в нем есть коррупционные дыры, а наша страна считается рисковой в плане коррупции и производства фальсификата. Если бы разработчики российского органик-стандарта понимали это, а позиция и тезисы НОС не расходились с позицией основных участников рынка, можно было бы избежать многих ошибок и проблем. Российские органические полки Завершила выступление на конференции Полина Мурашкина, руководитель Отдела качества, устойчивого развития и экологии торговой сети «Глобус», которую почему-то своим спичем прервал представитель Союза сыроделов. Полина Мурашкина отметила существенный рост количества органических продуктов на полках гипермаркета: «Сейчас у нас около 740 единиц органической продукции. Основная часть – с Евролистом, и около 250 – с российским сертификатом». «Мы решили продавать органик, потому что это был запрос потребителей. У нас есть программа осознанности – она про заботу о природе, о здоровье, о людях. Мы ценим здоровье наших покупателей и охрану природы. Именно поэтому органик продается у нас как отдельный продукт и под собственной торговой маркой Globus Vita». Далее – ответ на заветный вопрос, готов ли ритейл к 2020 году и что он будет предпринимать: «У нас очень высок процент импортных органических продуктов. И мы не знаем, что будет с 1 января 2020 года. Проблема – ограниченное количество российских сертификаторов». Максим Протасов торжественно добавил к этому: «Надеемся, что скоро этот вопрос будет решен, и мы поможем вашим поставщикам». Представитель гипермаркетов «Глобус» пожаловалась, что проблема гринвошинга имеет отсроченный характер: «Когда несколько лет назад люди столкнулись с гринвошингом, они перестали верить в органик… Да, все знают Евролист и при этом не узнают российский листок». «Существуют барьеры – отсутствие понимания покупателей о сути органической продукции. Мы провели в мае 2019 года опрос покупателей отдела «Эко.Био.Веган», которое показало, что люди считают органическими продуктами. Они отвечали: «Да, мы знаем. Это продукты без консервантов». То есть покупатели считают, что это не продукты сельского хозяйства, а – переработки», - поделилась интересным фактом Полина Мурашкина. А теперь про нашу позицию относительно качества «зеленого отдела» в «Глобусе». Мы очень уважаем стремление гипермаркета продвигать органик и его принципы для потребителей. Но нам бы хотелось, чтобы «Глобус» был максимально корректен в позиционировании органик. Сейчас на «зеленых полках» гипермаркета значительно больше настоящих органик-продуктов, чем 3 года назад. Но и там встречается гринвошинг – мы регулярно мониторим состав продуктов в отделе «Эко.Био.Веган» и можем подтвердить эту информацию. Уважаемые коллеги, если компания закупила органик-сырье, расфасовка его по розничным пакетам, напечатала на этикетке Евролист и добавила, что это органик или даже содержит органик-ингредиенты, такая маркировка в органик-системе неправомочна, поскольку при расфасовке производитель не прошел органическую сертификацию. Да-да, фасовка тоже сертифицируется. Возможно, это станет новостью для ряда переработчиков. Во всяком случае, ставить на своей упаковке зеленый лист – недопустимо. Хочется верить, что российский филиал немецкого гипермаркета просто плохо информирован о принципах органического производства, а не сознательно расширяет «зеленый» ассортимент при помощи упомянутого отсутствия знаний об органик у потребителей. Среди российских гипермаркетов самая «чистая» органическая полка обнаружена нами в АШАНе – там последние два года практически не встречается гринвошинг. Подводя итог, можно сказать, что российский органик тонет в болоте бюрократических инициатив и системного невежества. И остается много вопросов без ответов. Будет ли в России монополизм госструктур в органик-сертификации? Будет ли система аккредитации прозрачной и беспристрастной? Будет ли гармонизация законодательства и как скоро? Будет ли органик в России? В этот раз конференция ЭкоГородЭкспо не предусматривала диалог с залом. С наступающим всех Новым годом! Елена Карих, D.Y. ORGANIC Eco Consulting Group