«Начинали по-спартански — на все было 20 тысяч рублей». Как построить успешный бизнес с 11-й попытки?

Чем раньше начнешь, тем быстрее придет успех! Или нет? Свой предпринимательский путь я начал в 20 лет. Каким я тогда был? Круглый отличник, который получал два высших образования одновременно (физико-технический и экономический факультеты). В один момент мне показалось, что я попросту теряю время. Чем раньше начну свой самостоятельный путь, тем раньше смогу добиться успеха. Так что в сентябре-октябре 2006 года бросаю учебу, возвращаюсь в свой родной город Ангарск и начинаю реализовывать первый проект — установку платежных терминалов. Первый капитал представлял собой 150 тысяч рублей, взятых в кредит. Этого хватило на один терминал (кстати, первый в городе!). Приходилось ездить по магазинам, договариваться об аренде одного квадратного метра, когда никто не понимал зачем. Получаемый от этого терминала доход равнялся сумме платежа по кредиту. Понятно, что такая бизнес-модель себя не оправдала, но хотя бы удалось получить интересный и полезный опыт. Терминал был только началом, затем последовали другие проекты. Например, около трех лет под слоганом «Улыбайся и жуй» просуществовал кулинарный цех «Буржуй». Все было очень масштабно: напичканное оборудованием помещение площадью 300 кв. м., где готовились и гамбургеры, и блины, и полноценные вторые блюда, штат сотрудников 30 человек, сотрудничество с 300 магазинами. Звучит отлично, но проект не оказался успешным. В чем причина? В то время информация не была такой доступной, отсутствовал наставник, который мог бы что-то подсказать, поэтому сам наделал много ошибок. Честно говоря, даже удивляюсь, что сумел протянуть так долго. Этот бизнес-проект я покинул 24-летним парнем с 1-1,5 миллионным долгом. Тебе 24, в кармане — долг в 1,5 миллиона. Может, ну это все? После неудачной истории с кулинарным цехом был вымотан до предела. Как раз в это время случился переезд в Ростов, где я уже решил «отдохнуть», найти теплое место, где смогу работать с 9 до 18 часов и ни о чем больше не беспокоиться. В итоге устроился менеджером по продажам в крупную компанию, занимавшуюся консалтингом в области участия в государственных торгах. Кроме «отдыха», было ли еще что-то полезное для меня? Да, здесь получил колоссальный опыт в продажах, в построении соответствующего отдела, в структуре бизнеса в целом, в системе мотивации сотрудников. Казалось бы, получай свою хорошую зарплату и живи спокойно. Но волк-то все равно в лес смотрит, так что через год я уволился и начал искать себя. Совет Проще стартовать с интересной офисной работы в крупной компании, где уже выстроены все процессы. Сначала попробуйте добиться успехов там! И только достигнув зрелости и понимания, набравшись опыта и сил, начинайте с этим солидным багажом свой бизнес. Правда, я легких путей не искал, всего достигал через кровь и пот. Возможно, нужно было просто сменить сферу? Где еще пытался делать бизнес? Ремонты квартир, Продажа б/у автомобилей, Продажа запчастей, Финансовые операции, Юридические услуги, Подбор автомобилей, Поставка б/у-двигателей и коробок передач под заказ из Европы и Японии. Последнее, кстати, было вторым длительным бизнес-проектом, который просуществовал порядка 3-4 лет. По франшизе получилось открыть порядка 15 филиалов по всей России. Это было уже больше похоже на бизнес, чем тот же кулинарный цех. Однако и тут не удалось избежать ошибок, да и ниша все-таки была не моя. Не то дело, которому готов посвятить всю жизнь, отдавать все силы и энергию, так что банкротство было закономерным шагом. Что делать, когда 10 проектов провалились? Займись тем, что действительно интересно! После этого я решил окончательно найти то, чем готов заниматься всю свою жизнь. В 30 лет я был уже довольно зрелым человеком с большим опытом. Первым шагом было сформулировать принципы, на основе которых хотел строить компанию: Заниматься тем, что тебе действительно интересно, чем ты можешь быть полезен миру, максимально реализуя свой потенциал. Не ставить деньги во главе всего. Если только постоянно гнаться за ними, то они будут ускользать сквозь пальцы. Деньги — это не цель, а показатель того, что все делаешь правильно. Бизнес — это люди! Одним из любимых процессов в предыдущем бизнесе были автоматизация и систематизация. Именно тогда я сам себе (!) поставил систему «Битрикс24», отстраивал ее. Разумеется, поначалу настройка отнимала немало времени. Не всегда все получалось быстро и легко, так что периодически обращался за помощью к партнерам этой CRM. На тот момент были вопросы относительно дружелюбности пользовательского интерфейса, но уже тогда мне был очевиден скрытый потенциал этой системы. Благодаря ее возможностям удалось построить франчайзинговую сеть (поставку б/у-двигателей и коробок передач под заказ из Европы и Японии). Я понимал, что за системами автоматизации бизнеса стоит будущее. И если рынок сайтов, веб-разработки уже начинал угасать, то здесь все было в зачатке. Так что начал незамедлительно действовать: Сформулировал продукт и базовую бизнес-модель. Подал заявку на партнерство с компанией-разработчиком. Придумал название компании и нарисовал логотип (3-4 вечера). Зарегистрировал компанию. Бизнес начался! Разумеется, при этом я продолжал семимильными шагами изучать продукт и его возможности. А как иначе? Внимание, вопрос: так в чем секрет успешного бизнеса? Оглядываясь на свой предыдущий опыт, я понимал, что бизнес — это не процессы/продукт/дебет и кредит. Люди — единственный залог успеха. Мне было крайне важно собрать команду мечты, то есть сильных ребят, в совместной работе которых будет вырабатываться синергетический эффект. Первым делом я отправил своеобразный «запрос» во Вселенную, что хочу найти бизнес-партнера. У меня было четкое понимание своих сильных и слабых сторон, а партнерство предполагает взаимодополнение разными людьми друг друга. Так что в голове у меня сложился четкий образ будущего партнера. В то время я максимально активно учился, поскольку хотелось избежать ошибок и СРАЗУ делать все правильно. Так что запоем читал книги, посещал различные тренинги профессионального развития и личного роста. И через 2-3 недели после старта бизнеса на одном из таких мероприятий я и встретил Михаила Чернявского, своего будущего партнера. Почти сразу стало понятно, что на этом поиски можно прекращать, так что я довольно быстро предложил Михаилу вместе собрать команду мечты. Начиналось все по-спартански. У нас было 20 тысяч рублей, которых хватило на домен сайта, хостинг, контекстную рекламу и пару месяцев оплаты аренды двух рабочих мест в коворкинге. Компьютеры принесли из дома, сайт и лого уже были, продукт и ценовая политика тоже были сформулированы. Но как работать с клиентами? Готового решения нет, поэтому решили взять быка за рога и сели за холодный обзвон по ростовским компаниям. Разумеется, рассказывали о своем проекте друзьям и знакомым. Кстати, первым совместным клиентом стал хороший товарищ Михаила, по совместительству его бывший работодатель. Конечно, обязанности делили в соответствии с сильными сторонами друг друга: Михаил занимался продажами и общением с клиентами, а на мне лежала реализация и техническая часть проектов. Когда появился первый сотрудник? Уже через месяц. Изначально мы были нацелены не на маленькую студию, а на место топового интегратора CRM-системы. Для понимания, у разработчика имеется порядка 14 тысяч партнеров, из активных — примерно 1500. Мы были в самом конце списка, а менее чем за три года вошли в топ-3 интеграторов. То, что изначально были поставлены цели большого масштаба, сыграло важную роль в скорости роста компании. Как построить команду мечты Почему в самом начале надо не искать HR-менеджера, а набирать сотрудников лично? В команду мечты надо брать только сильных людей. А как их привлечь? На первоначальном этапе у компании не было громкого имени, выстроенной системы обучения, да и большого запаса времени на раскачку. В наличии имелись только горящие глаза, энергия, желание и видение. С таким арсеналом кадровое агентство или нанятый менеджер по подбору персонала вряд ли смогут помочь, поэтому по первым десяти сотрудникам пришлось закрывать эту задачу самостоятельно. И это даже к лучшему. Ты сам видишь реакцию человека, его отклик на те самые принципы и ценности. И наш операционный директор, и многие руководители отделов были в отобранной мною лично десятке первых сотрудников. Получается, что надо брать сотрудников только с опытом работы в данной сфере? Это будет получаться не всегда. Например, вряд ли в вузах вы найдете специальности, посвященные внедрению CRM-систем. Так что без обучения в нашем случае никак не обойтись. Но чтобы стать частью команды мечты, будущие сотрудники должны совпадать с нами по целям и принципам, обладать общим высоким уровнем интеллекта. Почему так? Дать человеку техническую информацию? Реально. Перевоспитать? Бессмысленно. Правда, с отделом продаж немного другая история. Там мы сразу искали «тигров». Понятное дело, что быть продажником дано далеко не всем. Как это понять? Только прийти и попробовать. И вот таким перевалочным пунктом мы не хотели быть. К слову, один из наших первых менеджеров по продажам сейчас занимает позицию операционного директора. Что еще важно понять на этапе собеседования? Ориентирован ли человек на процесс или на результат. Между «я делал» и «я сделал» есть огромная разница. Как и в любом бизнесе, нам важен результат. Кстати, на этой основе складывается и заработная плата сотрудников. «Окладоискатели» не наша история. Тогда какую зарплату стоит предлагать? Если представить аналог знаменитой пирамиды Маслоу относительно мотивации сотрудников, то в ее основе, разумеется, будет заработная плата. В компании может быть классная корпоративная культура, совместные выезды на природу, кофе с печеньками. Но если при этом сотрудник получает заработную плату ниже рынка, то все вышеперечисленное не имеет никакого смысла. Оплата труда должна быть как минимум конкурентной. А в идеале, конечно, выше рынка. Как я ранее озвучил, история про «посидеть в офисе за оклад» совсем не про наших сотрудников. Есть результат — получаешь высокую зарплату. А что же насчет новичков? Продавать такой высокотехнологичный продукт все-таки непросто. Для этой ситуации тоже есть решение. Например, в отделе продаж у нас действует «система иксов», когда новый сотрудник первые два месяца получает двойные проценты по всем сделкам. Человек приносит домой достойную зарплату, это придает ему уверенности в себе и мотивирует работать еще лучше. К слову, если сотрудник каждое утро приходит в офис исключительно из-за денег и ничего более, то вряд ли эта история принесет ему счастье и продлится долго. Поэтому о нематериальной мотивации забывать тоже не стоит. «Был бы человек, а место найдется» Мы никогда не останавливаем процесс поиска сильных людей, даже если открытых вакансий на данный момент попросту нет. Если находится такой человек, то надо подумать над тем, как можно максимально эффективно использовать его сильные стороны. Самый яркий пример на сегодняшний день — наш руководитель отдела маркетинга, который пришел к нам как менеджер по продажам, отлично себя зарекомендовал в этой роли и выразил желание развивать маркетинг компании. Показатели работы его отдела говорят сами за себя! Непрерывное развитие Это относится и к самой компании, и к команде. У нас поощряется как профессиональное развитие (находим и оплачиваем курсы), так и личностное (частично тоже оплачиваем). Не секрет, что личные проблемы могут очень сильно сказываться на работе, так что от человека с тяжким грузом на душе эффективного труда ожидать не стоит. Поэтому к нам раз в неделю приходит дипломированный психолог-коуч, который проводит со всеми желающими часовые индивидуальные встречи. Большую часть затрат берет на себя компания, а для сотрудников стоимость такой консультации выходит чисто символической. Запись расписана на несколько недель вперед! Развитие должно быть еще и физическое Когда мы обитали в предыдущем офисе, то 1-2 раза в неделю арендовали спортивный зал неподалеку и оплачивали услуги профессионального тренера. В связи с переездом эта практика временно приостановилась. Сейчас мы пока находимся в поиске максимально удобного для всех решения. Так что объединяйте людей через спорт! Планы на будущее, большое и светлое Если в самом начале у нас была задача просто как-то закрепиться на рынке, то затем мы перешли на уютную стадию семейной компании. Вслед за этим быстро пришли первые успехи, появился определенный авторитет. Сейчас мы находимся в фазе систематизации бизнеса. Это время прописать все правила и регламенты, чтобы каждый раз не изобретать велосипед. Так что нужно, с одной стороны, закрепить best practice, но при этом не потерять гибкость. Важно, что благодаря умению быстро принимать решения и меняться под внешние условия нам удалось приобрести такую высокую скорость развития. Какие задачи стоят на 2020? Увеличить эффективность всех процессов, взойти и закрепиться на первой строчке интеграторов (если получится уже в этом году, то будет еще лучше!). Благодаря тому, что операционное управление компанией осуществляет директор и команда руководителей, мы с партнером смогли перенести офис учредителей в Москву. В нашем ведении находятся стратегические задачи, решение которых поможет перейти на новый уровень развития. Подумали уже и о 2021 годе. На него запланировали выход на внешние рынки. Компетенций отраслевых было наработано достаточно, вопрос только в уверенном владении английским языком, поскольку надо общаться с клиентом, проводить обучение. Планируем как брать сотрудников с изначально хорошими навыками иностранного языка, так и взращивать таких специалистов внутри своей команды. Совсем кратко: три кита успешного бизнеса Люди: самый ценный ресурс компании! Формируйте свою команду мечты. Упорство: нет никакой гарантии, что все будет сразу получаться. Успеха добиваются только те, кто не «складывает лапки». Правильные цели: ставьте масштабные цели, набирайте сильных людей и становитесь топовой компанией. Фото в материале и на обложке: архив автора

«Начинали по-спартански — на все было 20 тысяч рублей». Как построить успешный бизнес с 11-й попытки?
© RB.ru