Русские музы знаменитых художников
Кто знает, кем бы стали знаменитые живописцы XX века и каких бы высот достигли, не будь рядом с ними этих женщин. Вдохновительницами Сальвадора Дали, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Амадео Модельяни были русские женщины. Посмотрим, чем они пленили гениев и как выстраивали отношения с ними. Ненасытная Галочка Имя: Елена Ивановна (Дмитриевна) Дьяконова. Псевдоним: Гала. Место рождения: Казань. Первая работа: учитель. Годы жизни: 1894 - 1982. Муж: Сальвадор Дали. Брак: с 1934 (гражданская церемония), 1958 (церковная) до 1982 (ее смерти) Картины: «Портрет Галы с омаром» (1934), «Галарина» (1944 - 1945), «Тройное появление лица Гала» (1945), «Атомная Леда» (1949), «Портрет Гала с носорогическими признаками» (1954), «Мадонна Порт-Льигата» (1950) и т.д. С русской музой и женой Еленой Дьяконовой - Галой - Сальвадор Дали обвенчался 8 августа 1958 г., спустя 29 лет после их первой встречи. В 1934-м они официально поженились - это была строгая юридическая процедура в парижской мэрии, никакого венчания. Католическая церковь не разрешает повторный брак, пока «смерть не разлучит» с предыдущим партнером. Скрепить перед богом экстравагантные, крайне запутанные отношения пара смогла лишь после ухода в мир иной первого мужа Галы поэта Поля Элюара. Сходить под венец на склоне лет, после всех безумств, которым предавались дорвавшиеся друг до друга любовники, - скорее всего, эта идея принадлежала Гале. Ей тогда исполнилось 65 (или 66, а то и 67 - 68 - уроженка Казани скрывала возраст и другие факты биографии). Сальвадору Дали, привыкшему беспрекословно подчиняться своей музе, в мае 58-го стукнуло 53. Впрочем, и на седьмом десятке Гала могла дать фору молодым. Окружала себя желторотыми любовниками, задаривала подарками. «Жаль, моя анатомия не позволяет заниматься сексом сразу с пятью мужчинами», - сетовала ненасытная Галочка. Она обожала устраивать представления: публично совокуплялась с одним или несколькими мужчинами, а Сальвадор наблюдал за этим, практикуя «самоэротику» - онанизм. Дали утверждал, что Елена Дьяконова, которую он впервые увидел в 36 лет, была его первой женщиной. И это возможно, ведь в юности он был крайне не уверен в собственной сексуальной привлекательности. В школе любил померяться пенисом с одноклассниками, причем свой называл «маленьким, жалким и мягким». Подростком наткнулся на медицинский справочник о венерических болезнях и, пораженный видом разложившихся гениталий, надолго оставил мысль о сексе. Сойдясь с Галой, художник радовался, что она уже не может родить. «Один из сыновей Пикассо бегает по Парижу полуголый и полубезумный. Если уж у гения Пикассо такой сумасшедший сын, представьте, кто родился бы у меня!» - писал Дали. Прозвищем Сальвадора Дали было Avida Dollars, что означает «страстно любящий доллары». Он придумал логотип «Чупа Чупс». Но детей недолюбливал и обожал подразнить их: облизывал на глазах у всех леденец и бросал в грязь. Ольга - королева танца Имя: Ольга Степановна Хохлова. Место рождения: Нежин. Годы жизни: 1891 - 1955. Профессия: балетная танцовщица. Муж: Пабло Пикассо. Брак: с 1918 до 1935 (разрыв) и 1955 (официально). Картины: «Портрет Ольги в кресле» (1917), «Ольга Хохлова в мантилье» (1917), «Портрет Ольги 1» (1919). К моменту знакомства с Ольгой Хохловой самый дорогой и самый эпатажный художник в истории был уже именитым мастером и прожженным покорителем женских сердец. Радости секса он познал в 13, став завсегдатаем местного борделя. Пикассо привык, что дамы готовы исполнить любой его каприз. Поэтому безошибочно определял тех, кто полностью растворится в нем. - Для меня есть лишь два типа женщин: богини и подстилки, - утверждал художник. В 1917-м он отправился в Рим, куда его пригласил Сергей Дягилев - рисовать занавес и декорации для постановки «Русского балета». - У меня 60 танцовщиц. Ложусь спать поздно. Я знаю всех женщин Рима, - хвалился 36-летний Пикассо в письме давней подруге Гертруде Стайн. И вдруг он забывает обо всех балеринах, сосредоточиваясь на 26-летней Ольге Хохловой - участнице труппы, дочери офицера царской армии. Та отвечает взаимностью. - Осторожно, на русских надо жениться, - смеясь, предостерегает испанского мачо Дягилев. Тот не успевает оглянуться, как оказывается перед алтарем православного собора Александра Невского в Париже. В медовый месяц молодожены не вылезают из постели. Пабло поначалу возбуждает все: русская жена, настоящая семья, дом - полная чаша, приемы, балы. В 1921-м у них рождается сын Пауло, но на этом все заканчивается. Женщина с младенцем интересует теперь живописца только как модель для картины. Пикассо скрывает от супруги свои похождения, пока не замечает в парижской толпе новую пассию. Жена раздражает его. Он пишет ее то в образе старухи, то в виде лошади. Или рисует ее в абстрактном стиле, который Ольга так не любила. В конце концов она не выдержала и ушла. Развода Пабло ей не даст - чтобы не делить картины. До самой смерти она останется официальной женой Пикассо. Когда Пабло Пикассо появился на свет, акушерка посчитала его мертворожденным. Спас ребенка его дядя, который курил сигары и пустил дым в лицо лежащему на столе младенцу, после чего Пабло заревел во всю глотку. Мадам Лидия Имя: Лидия Николаевна Делекторская Место рождения: Томск Годы жизни: 1910 - 1998 Образование: медицинское Партнер: Анри Матисс Знакомство: с 1932 до 1954 (до его смерти) Картины: «Портрет в синем манто» (1935), «Дама в голубом» (1937), «Одалиска. Голубая гармония» (1937), «Девушка в голубой блузке» (1939), «Интерьер с этрусской вазой» (1940) и др. 22-летняя Лидия Делекторская пришла в дом Матисса по объявлению, которое прочитала на автобусной остановке: художник искал сиделку для больной жены. Эмигрантка из России покинула родной Томск в 13 лет. После смерти родителей знакомые увезли ее в Харбин, где она вышла замуж, а потом переехала во Францию. Правда, с мужем скоро рассталась и отчаянно нуждалась в заработке. Матиссу в то время было уже 63. Очень скоро мастер понял, что белокурая голубоглазая сиделка вполне может стать моделью для его полотен. На этой почве они сблизились. «Все в ее облике привлекало ясностью. Почему-то не могу назвать ее красавицей, но Матисс рисовал ее с восхищением», - писал о Делекторской Даниил Гранин, хорошо ее знавший. Лидия позировала ему очень часто, а еще успевала вести хозяйство, создавать уют, быть личным секретарем. В благодарность дважды в год он дарил ей картины: они позволили бы ей выжить после ухода друга. Лидия Николаевна была рядом с Матиссом 22 года - до последних его дней. Художник и его модель обращались друг к другу только на «вы». Матисс называл ее «мадам Лидия». «Когда мне скучно, - признавался художник, - я делаю портрет мадам Лидии. Я знаю ее, как какую-нибудь букву». - …Вас интересует, была ли я женой Матисса? - как-то спросила Ольга Николаевна Паустовского: она дружила с писателем и перевела его произведения на французский. - И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова - нет, но в душевном отношении - даже больше, чем да. Так как я была в продолжение двадцати лет «светом его очей», а он для меня - единственным смыслом жизни. Все произведения Анри Матисса, которые Делекторской удалось собрать, она передала в русские музеи. Но когда попросила о разрешении вернуться на родину, ей отказали… После смерти художника 3 ноября 1954 г. Лидия Николаевна покинула дом. На похороны Анри ее не пригласили. Внук Матисса больно ранил женщину, назвав ее всего лишь «человеком на жалованье». Вторую половину жизни - 44 года - Делекторская прожила в одиночестве. 6 марта 1998 г. она покончила с собой, оставив записку: «Прошу положить рядом со мной рубашку Анри Матисса». Ей было 87 лет. Урна с ее прахом согласно ее воле была захоронена на сельском кладбище Павловска под Петербургом. В 1961 году картина Анри Матисса «Лодка», выставленная в Нью-Йоркском музее современного искусства, провисела вверх ногами 47 дней. Картину представили в галерее 17 октября, и лишь 3 декабря кто-то заметил ошибку. Розы от Анны Имя: Анна Александровна Ахматова (Горенко). Место рождения: Одесса. Годы жизни: 1889 - 1966. Образование: Высшие историко-литературные курсы. Партнер: Амедео Модильяни. Знакомство: 1910. Картины: серия рисунков в стиле ню. 26-летний Амедео Модильяни впервые увидел Анну Ахматову в парижском кафе «Ротонда». Здесь, на Монмартре, не слишком преуспевающий поначалу итальянский художник и скульптор просаживал все деньги, которые ему присылала мать. Каждая натурщица побывала в постели Амедео - он уверял, что прочувствовать модель можно, лишь переспав с ней. За плечами Моди, как его называли друзья, был роман с английской журналисткой и поэтессой Беатрис Хастингс, свидания с которой часто заканчивались дракой. В разгар баталий та, бывало, хватала любовника за мужское достоинство и грозилась его откусить. Пережил Амедео отношения и с натурщицей Симоной Тиро, свидания с которой проходили в таком пьяном угаре, что, когда женщина предъявила любовнику родившегося у нее сына, тот его не признал. На таком фоне дама в красивом платье и огромной шляпе с пером показалась Моди богиней. 20-летняя Анна Ахматова вместе с мужем, Николаем Гумилевым, прилетела в Париж в свадебное путешествие. Но замужество оказалось не помехой для романа с художником. Гумилев называл Амедео «пьяным чудовищем». А Ахматова через год снова приехала в Париж. Они встречались всего несколько раз. - Как-то она, зайдя за Модильяни, не застала его и решила подождать несколько минут. В руках была охапка красных роз. Окно над запертыми воротами мастерской было открыто. Я от нечего делать стала бросать в мастерскую цветы, - вспоминала Ахматова. Говорят, ее стихотворение «Сероглазый король» - о Моди. Художник сделал 16 рисунков русской возлюбленной в стиле ню. Уцелело всего несколько. Анна Андреевна всю жизнь носила в папочке один из листков - говорила, что он составляет все ее богатство. «Все божественное в Модильяни только искрилось сквозь какой-то мрак. Он был совсем не похож ни на кого на свете», - писала она. Уехав из Франции, Ахматова долгое время ничего не слышала о далеком друге. А потом увидела в журнале некролог, из которого узнала, что Модильяни умер несколько лет назад, и что он - великий художник XX века. Амедео Модильяни был беден и страдал алкоголизмом и опиумной зависимостью. В 33 он встретил 17-летнюю Жанну Эбютерн, но через два года умер. Жанна, находясь на девятом месяце беременности, шагнула из окна. Художник похоронен в скромной могиле на еврейском участке кладбища Пер-Лашез.